В то время, как 17 миллионов украинцев, принявших участие в голосовании на президентских выборах, не без труда возвращаются к прозе жизни, для истинного меньшинства наших соотечественников начинается самая горячая пора.
Эпоха рыбалки в мутной воде во времена большого передела – одно из самых захватывающих занятий, но только для участников.
Возникающие из ничего союзы распадаются раньше, чем на них успевают отреагировать противники.
Те, кто еще вчера уверенно держался за руль, сегодня стоят перед экзистенциальным выбором: ждать “покупателя” свой лояльности или самому поспешить с “подтверждением благонадежности”?
Заполняются неизбежные шахматки, перетряхиваются телефонные книжки – идет борьба за еще теплые, даже еще занятые кресла.
Победитель выборов обвинил ЦИК в том, что он затягивает процесс передачи булавы, и тут же уехал с детьми на праздники в Турцию.
Проигравший президент заявил, что он услышал избирателей своего конкурента, и руками своих сторонников протолкнул в Раде закон о государственном языке, продолжая заявленный курс “мова-віра-армія”.
Порошенко обещает провести праймериз для депутатов, и тут же из шести николаевских нардепов фракции БПП за закон о языке голосует только Андрей Вадатурский. Александр Жолобецкий, Борис Козырь, Александр Ливик и Давид Макарьян (не говоря уже про вновь играющего свою игру Аркадий Корнацкого) – уклоняются от принципиального голосования.
Садовой великодушно согласился стать премьером при президенте Зеленском, а депутаты его фракции подали законопроект о президенте, который вызвал возмущение в “ЗЕ-команде” попыткой связать вождю руки.
И только Коломойский каждый день пробивает в судах очередное решение, приближающее если не возврат самого Приватбанка, то вывод из национализированного гиганта остатков своих и государственных активов.
Кстати, подобная спешка на грани непристойности заставляет вспомнить слова о том, что у Коломойского отнюдь не уверены в степени своего влияния на избранного президента, мол, именно потому стремятся максимально укрепить свои позиции в эпоху междуцарствия.
Впрочем, на вопрос, сумеет ли Зеленский “взять вожжи в свои руки” после инаугурации, ответа ни у кого нет.
Да, в Верховной Раде спешно собирают “большинство под Зеленского”, и даже насчитали уже в нем 226 голосов.
А в закрытых группах “Зе-команды” соцсетей его фанов настраивают на то, что все обещания лидер выполнит только после разгона нынешней Рады и получения абсолютного большинства в парламенте.
Хотя вряд ли это будет выполнимой задачей: оглушительную победу во втором туре шоумену принесли избиратели Бойко, Тимошенко, Гриценко и пр., у каждого из которых на парламентских, когда бы их не назначили, будет свой фаворит.
Так что договариваться новоизбранному президенту придется.
Договариваться с парламентскими силами, с олигархами, с МВФ, с Евросоюзом.
Даже с Россией, которая стремительно взвинтила ставки будущих переговоров: запретом на экспорт энергоносителей в Украину и выдачей своих паспортов на Донбассе.
Напомним, упрощенное получение российского гражданства в Южной Осетии и Абхазии стало одним из шагов в закреплении протектората РФ над этими территориями.
Ну а пока Владимир Зеленский не получил булаву с причитающимися к ней силовиками, на местах идет стремительное освоение нового политического ландшафта традиционной политической фауной.
Наивною думать, что крупные провинциальные бароны, сиречь сильные лидеры городов и территориальных общин, прошедшие закалку во время стихии тотального активизма, отбившие атаки СБУ и ГПУ, все эти Трухановы и Кернесы поступятся обретенными ресурсами и самовластием.
А вот там, где местная власть, как в Николаеве, держалась на хрупком балансе сил президентской вертикали и местных кланов, последствия очередного киевского передела власти будут наиболее разрушительны.
Красивый жест губернатора “ухожу вместе со своим президентом” ослабляет и без того расшатанную до крайности систему управления регионом.
Изо всех сил стремятся оседлать “зеленую волну” возвратившиеся к общественной жизни после внутренней или внешней эмиграции “новые лица”, памятные нам многим, кроме успехов в развитии города и области.
В очередной раз пытаются переформатировать власть под себя хорошо знакомые николаевцам люди, не забывшие “унижения Мариуполем”.
Спешно подписываются договора, выполнять которые придется преемникам, раздаются на тендерах бюджетные деньги, сегодняшние и завтрашние. Впрочем, как показала история с ремонтом николаевского аэровокзала, для раздачи денег тендеры не обязательны.
Проблема не в том, добьются ли своего сторонники замены секретаря Николаевского горсовета Татьяны Казаковой, и удастся ли им повторить импичмент Сенкевича ради передачи власти “доверенному” лицу.
Дело даже не в том, у кого больше шансов стать этим “лицом”: у Гранатурова или Крисенко.
Проблема в том, что решение наиболее крупных и системных проблем города в очередной раз будет отложено. От продолжающегося хаоса с управляющими компаниями до аварийного Варваровского моста.
Да, это не первый подобный этап в жизни Николаева. Но вот прочность бетона перекрытий стареющих многоэтажек и мостовых опор падает с каждым годом.
Попов Андрей