Реальная украинская история с реально прорытым под землей туннелем между Украиной и Словакией для переброски контрабанды в Европу могла бы стать сценарием фильма, претендующим на «Оскар».
— Кокаин чей был, кто принес в дом? — спрашивает подсудимого судья.
— Не мой. Там рабочие на стройке работали, наверное, их, — скромно отвечает обвиняемый.
Что там знаменитое кино российского режиссера Мамина «Окно в Париж» о вымышленных бедных фабрикантах и преподавателе музыки, которые через виртуальное окно из одного государства хотели заработать немного валюты в другом.
Реальная украинская история с реально прорытым под землей туннелем между Украиной и Словакией для переброски контрабанды в Европу могла бы стать сценарием фильма, претендующим на «Оскар».
«Кокаиновый диалог» — это из зала суда в Ужгороде.
Здесь рассматривают дело о невиданной афере: под государственной границей Украины нашли «лаз» в Словакию — тоннель длиной 700 метров!
В суде можно услышать еще много интересного. Но самое интересное, что о ходе дела, которое приобрело международную огласку, не сообщают ни СМИ, ни общественность, ни милиция, ни СБУ, ни прокуратура.
Обвиняемых, кстати, вскоре после задержания отпустили на свободу.
Дело рассматривают тихо-тихо.
Все происходит так, как будто речь идет не о нарушении целостности суверенной Украины — государственной границы, а о нарушениях в отношении чьей-то частной собственности.
«Эсбэушной нора»
А между тем не все так просто: тоннель из Украины в Словакию рыли в элитном районе, на окраине Ужгорода, где по большей части живут работники СБУ — нынешние и бывшие.
Запрещенные товары переправляли из подземного гаража, через вход в лаз из дома на участке, предоставленном … управлением СБУ своем работнику.
Контрабандный тоннель называют здесь, на Закарпатье, просто — «эсбэушная нора».
«Туннель» нашли словаки на своей стороне. Была там какая-то частная фирма, склады, стоял туалет, а под туалетом, точнее, его имитацией, и открывался лаз подземной норы, ведущей из Украины.
Длина тоннеля впечатляет. 480 метров тоннеля из общей его протяженности пролегают на словацком стороне и заканчиваются в промышленном районе между селами Вышне и Нижне Немецке.
Внутри он сделан в виде трубы, зафиксированной современными материалами, диаметром сантиметров 90. Человек сквозь нору при желании пролезет сам, связанный — помогут те, кому это выгодно финансово. Товар по туннелю перевозила вагонетка, такая, как в шахтах. Прицепов к ней было 16. Работал подземный поезд на электричестве.
Словаки в тоннеле нашли 13 000 блоков сигарет, сразу сделали заявление, что эти сигареты шли по туннелю из Украины. Наступила пауза: украинская разведка никак не могла «найти» тоннель на нашей стороне. Приехала разведка из Словакии, помогла коллегам.
В «норе», уже украинской, нашли кокаин и пять паспортов афганцев-нелегалов. Специалисты утверждают, что паспорта подбросили сами же «эсбеушники» для того чтобы дело не забрали на расследование из Закарпатья в другую область. Но это было позже…
Говорят, что на самом деле тоннель обнаружили даже не специалисты из словацкой службы безопасности, а немецкие разведчики, которые отслеживали путь контрабандных сигарет на рынке их страны.
Вы верите в то, что почти на самой границе, под самым носом всех спецслужб несколько лет полноценно функционировал тоннель длиной 700 метров и почти метр в диаметре, такая себе бесплатная, безвизовая, никем неконтролируемая дорога в соседнюю страну, а наши спецслужбы об этом не знали? То-то.
Тем не менее, скандал был большой. В мире заговорили о том, что к функционированию подземного тоннеля под границей Украины причастны генералы СБУ и прокуратуры — местные, закарпатские и столичные.
Туннель нашли еще в июле прошлого года. На всех телеканалах и в центральных газетах словацкая служба охраны государства, их министры в подробностях рассказывали о «туннеле» в земле под границей Украины и подсчитывали убытки, нанесенные контрабандистами их государству.
«Туннель» транслировали, показывали с разных сторон и почти ежедневно отчитывались перед общественностью. Словацкая власть уважает свой народ.
В Украине вместо этого журналистам, которые пытались показать людям «эсбэушную нору», — вырывали из рук микрофоны. Позже расследование стали вести все те же лица — работники службы безопасности и прокуратуры с Закарпатья. Кажется, прогноз скептиков верен: виновных не будет.
Одну из наициничнейших афер международного масштаба — прорытый под государственной границей контрабандистский тоннель, в суд передали за невиданно короткий срок — полгода. А задержанных в августе контрабандистов отпустит на свободу через пять месяцев, без залога.
Главными же в деле контрабандного тоннеля остаются — покойница и какие-то старики. Но на кого из них оформлен дом, под которым начинался туннель, суд до сих пор установить не может.
В суд старики не ходят.
— Не знаете, что делать? Приведите их принудительно, — сказал милиционеру судья.
«Сами вырыли — сами прячут»
— В суд пойдете? — здороваюсь с бабушкой Тамарой с улицы Запорожской, «свидетелем рытья тоннеля».
— Не пойду. Я что, ту нору рыла? Сами рыли — пусть сами и ходят. У меня там был огород, лет с 20 его обрабатывала, и никаких тоннелей-нор там не было, — сердится.
Говорю, что милиция будет приводить ее в зал судебных заседаний принудительно.
— Пусть, но разве, как обратно привезут, хоть хлеба по дороге куплю.
Спрашивает, будут ли бабу Лизу, бабу Марину и бабу Сюзанну везти, ибо они еще старее ее.
— Я сажаю кромпли (картофель, — авт.), пришли такие стриженные, говорят мне: иди отсюда, баба. Я в слезы, спрашиваю чего мое забирают, потому что под самой границей, строиться здесь нельзя, зачем это им? А они скалятся: меньше знаешь — больше жив.
— Когда у вас огород забрали? — спрашиваю. — Это уже лет шесть-семь будет, — считает годы со смерти мужа. — Скажите нам, темным, как тем крутым из СБУ планы дали? Мы, жители улицы, ходили, просили, а нам говорили: нельзя здесь строиться, запрещено законом, потому что здесь граница. Так законы, что, для бедноты?
Как забирали огороды у людей, тогда никто с Запорожской не знал, что там, где еще вчера они сажали картофель, будут чинно ступать ботинки работников СБУ. Но в служебных целях. Именно здесь, на огородах, в каких-то 100 метрах от государственной границы «эсбеушники» буду строить жилье. Сейчас под пограничной полосой не дома — виллы. Такие на зарплату госслужащего не построишь. Земельные участки работники СБУ получили здесь в 2004 году.
Вилла под номером 57 на нынешней Запорожской, а по старинке — Галагуры, на окраине Ужгорода. Огромный дом, под красной черепицей и с кованым забором, удовольствие не из дешевых.
Участок, на котором стоит дом с красной крышей, получил господин Горбань, работник СБУ, от своего управления, так, как и получали остальные его коллеги, которые сейчас живут на этой улице. За домом — территория свободна, разве что граница, возле дома — пограничный столб.
Горбань уже вроде бы не в спецподразделении. Хотя в данной структуре, говорят, бывших не бывает.
Итак, факт остается фактом: именно на участке работника СБУ, в гараже этого вот дома под 57-мномером, и разместили начало «туннеля в Европу».
Ближайшие соседи тоннеля — работники СБУ. Действующие.
Что, кроме сигарет, наиболее ходового контрабандного товара на Закарпатье, перекочевывает под землей из страны третьего мира в Европу?
А что угодно! Героин, кокаин, рабы — нелегальные эмигранты, дети как товар для извращенцев, человеческие органы для пересадки и сами живые «доноры» — для вырезания у несчастных сердца или почки.
…А между тем судебные слушания продолжаются.
По легенде, «эсбэушник» Горбань участок продал Юлии Стигуре, селянке из Раково. По этой же легенде, будто бы и новостройка за двухметровым забором является также собственностью той же крестьянки.
Почему по легенде? Да потому, что такие сказки слушают, кажется, только в суде, да еще в кабинетах следователей, которые изучали это дело. Документов о продаже этого участка никто не видел. Как и документов о том, кто же сейчас является владельцем дома с «норой в Европу»?
Вызванная в суд нотариус пояснила «вашей чести», что не может без разрешения своего «клиента» говорить. Кто «клиент», т.е. владелец дома, судья у нотариуса почему-то не спросил.
В дыре забора на Запорожской, 57 я нашла неполученную адресатом квитанцию об оплате за свет. Согласно квитанции, за потребленную электроэнергию в декабре2012-годолжна рассчитаться Юлия Стигура. Но, к сожалению, она не сможет этого сделать. Несчастная, из которой сейчас делают «самого главного» контрабандиста страны, умерла еще пять лет назад. А кого судят? Кто подозреваемый?
Два брата — Василий и Михаил по фамилии Малыш. Оба — предприниматели, живут с семьями в Ужгороде. Их задержали в августе.
Жители с Запорожской говорят, что именно они, а точнее — старший, Василий, и строили эту виллу с тоннелем. О покойной Стигуре здешние старожилы никогда и не слышали. Братья-закарпатцы, задержанные в Крыму, говорят, что Стигура была им теткой. И еще говорят, что дом на Запорожской, 57 — НЕ их. Но что интересно: тетя после смерти наследия им не оставила. Зачем же они ходили в дом на Запорожской?
— Мы приезжали, ваша честь, туда кормить собак, — объясняют Малыши, сейчас по фабуле СБУ — главные контрабандисты Украины. Собак, которые охраняли «нору в Европу», — перестреляли. Правда, только двух. Овчарок. Третью, лайку, оставили в живых.
— Знаете, почему убили овчарок? Это были собаки пограничников, а это был четкий след, который мог вывести не на тех подставных братьев-клоунов, а на настоящих владельцев контрабандного туннеля. У пограничников каждая собака имеет свой паспорт и номер, — говорит пожилой человек с Запорожской. Тот, что из бедных жителей улицы. Богатые соседи 57-го номера закрывают двери перед носом журналистов.
Нора на норе
…Михаил Темнов, разведчик спецподразделения в прошлом, а ныне один из экспертов по выявлению нечестных чиновников всех рангов, уверен, что о туннеле на Запорожской, что неподалеку от аэропорта, было известно и СБУ, и прокуратуре давно и очень хорошо.
— Пусть никто не рассказывает сказки, что не знали. Это — нонсенс. Разведчики и контрразведчики отрабатывают все пограничные села и улицы до мельчайших мелочей. Там даже о новом гнезде птицы знают, а о туннеле в другое государство — нет? Пусть никого не смешат.
Темнов говорит, что слишком долго он работал в «системе», чтобы не знать правду: однозначно функционирование этого тоннеля — это бизнес высоких чиновников. Это бизнес, на который был поставлен гриф «секретно — не трогать» генералами СБУ и прокурорами высоких рангов.
Только на сигаретах тоннель зарабатывал своим владельцам миллионы долларов. «Товар» из Украины прибывал на подземном поезде, а на словацкой стороне его перегружали в грузовики, в которые помещалось по 15 000 блоков сигарет. Это — одна «ходка».
Министр внутренних дел Петер Казимир, министр финансов Словакии предполагают, что контрабандисты могли нанести ущерб государству на 50 миллионов евро только из-за контрабандных сигарет. «Тоннель был построен по новейшим профессиональным технологиям», — добавляет Тибор Гаспар, начальник словацкой полиции.
…А тем временем в зале судебного заседания в Ужгородском суде и в дальше озвучиваются «легенды».
Двое братьев, которые, по фабуле расследования скандальной «норы» местными следователями СБУ, являются главными виновниками, ходят в суд, как на работу, и рассказывают «вашей чести» новые небылицы, новые сказки, в финале которых оказывается, что дом, построенный на участке работника СБУ, где и функционировал контрабандный тоннель, это и не дом, а так себе, призрак.
Якобы покойница дом не строила. Несчастная, умирая в глубокой сельской нужде, явно и понятия не имела, что является долларовой миллионершей. Братья Малыши также говорят судье, что не являются собственниками, и не строили вообще ничего: ни дома, ни туннеля.
Так все-таки: чей дом, в котором начинался туннель с мини-поездом в другое государство?
Алексея и Ивана. Именно так утверждают сейчас в суде братья, ходившие кормить туда собак.
Какого Алексея и Ивана? А фамилии их обвиняемые не помнят. Остается поверить, что действительно под самым носом всех украинских спецслужб несколько лет подряд полноценно функционировал тоннель длиной 700 метров и метр в диаметре — бесплатная, безвизовая, никем не контролируемая дорога в соседнюю страну.
А они, бедняга — СБУ, милиция, контрразведки — об этом ничего не знали. Ну не знали совсем ничего.
P.S. существует версия, что выявленный тоннель из Украину в Словакию — «заготовка» еще прежнего руководства СБУ «образца» 2004 года (напомним, тогда председателем Службы был Игорь Смешко). И тоннель этот — проект российских спецслужб, реализованный посредством своей агентуры из числа работников Службы безопасности Украины.
Под благовидным предлогом — выделение и получение земли под застройку — эта агентура, завербованная еще в советское время, осуществила строительство объекта на территории частной усадьбы.
Согласно этой версии, контрабанда сигарет была лишь прикрытием, легендой контрабандного предназначения тоннеля. На самом деле уникальный тоннель использовался для перемещения через границу больших объемов валюты, драгметаллов и ювелирных камней, а также разведчиков-нелегалов в интересах спецслужб РФ.
Последним обстоятельством и объясняется трусливое, продиктованное боязнью за свою шкуру нежелание местных кадров СБУ «ввязываться в это дело», примитивная фальсификация уголовного дела по злополучному тоннелю и театрализованный суд над «фигурантами».
Источник: UA- Reporter.com