Китайская компания ведет переговоры с руководством Забайкальского края об аренде обширных сельскохозяйственных угодий сроком на 49 лет, сообщает ВВС.
Площадь арендуемых земель составит, по разным данным, от 115 до 150 тыс. га, а в перспективе – до 200 тыс. га.
Информацию о проекте губернатор Забайкалья Константин Ильковский подтвердил во вторник агентству Интерфакс.
Наталья Зубаревич, профессор МГУ и эксперт в области экономической географии, в беседе с Би-би-си назвала проект полезным, но масштабы его очень сочла сильно преувеличенными.
Другой формы привлечения китайских инвестиций, кроме аренды, нет, сказал Би-би-си Владимир Корсун, специалист по Китаю и доцент кафедры востоковедения МГИМО.
Завышенные ожидания
Сообщения о проекте по передаче инвесторам из Китая пустующих земель в Забайкалье появились в российских и китайских СМИ в начале июня. Данных о нем на сайтах губернатора и правительства Забайкальского края нет.
Во вторник губернатор края Константин Ильковский сказал в интервью Интерфаксу, что компания Zoje Resourses Investment и администрация Забайкалья ведут переговоры о реализации совместного агропромышленного проекта стоимостью 2 млрд юаней (320 млн долларов).
Фирма Zoje Resourses Investment занимается производством швейных машин, а переговоры о земле ведет ее “дочка”, компания “Хуаэ Синьбан” из провинции Чжэцзян.
Подписан протокол о намерениях, предусматривающий создание совместного предприятия по использованию сельскохозяйственных земель, которое получит 150 тыс. га земли, но где именно – пока ни уточняется.
Портал Чита.Ру и русская версия сайта официально китайской газеты “Жэньминь Жибао” приводили цифру в 115 тыс. га.
По словам губернатора Ильковского, в советское время под сельское хозяйство в Забайкалье было занято более 1 млн га, а теперь – 200 тыс.
По мнению Натальи Зубаревич, в проекте “есть экономический смысл”. “Ничего страшного в этом нет, потому что пашня в Забайкалье сократилась почти наполовину. Работать в селе особо некому земли пустуют”, говорит Зубаревич. Ее удивляет “нелепый пиар”, сопровождающий переговоры о земле.
Владимир Корсун говорит, что “другой формы привлечения инвестиций, кроме передачи земли в аренду, нет”. Китайцам, по его словам, “нужны правительственная “крыша” и особые преференции, особые условия, либо давать им территорию, чтобы они с ней сделали все, что хотят”.
Всерьез и надолго?
Первый этап проекта рассчитан на 2015-2018 годы, утверждают СМИ. В случае успеха площадь арендуемых земель может быть увеличена до 200 тыс. га.
Губернатор Забайкалья говорил, однако, что при благоприятном стечении обстоятельств инвестиционный договор будет подписан в начале 2016 года.
Проект абсолютно нереален “в тех масштабах, в которых он заявлен”, считает Наталья Зубаревич. “Это земли 20 колхозов или совхозов, почти два административных района края”, – говорит она. По мнению эксперта, это пробный шаг: “[Инвесторы] попробуют, поймут, что получится”.
По данным газеты “Жэньминь Жибао”, стоимость аренды составит 250 рублей за гектар в год. Объем китайских инвестиций составит 24 млрд рублей, сообщил портал Чита.ру со ссылкой пресс-службу забайкальского губернатора.
Константин Ильковский сказал Интерфаксу, что предполагается привлечь около 1 тыс. человек – как китайцев, так и местных жителей.
“Потребуется от 2000 до 3000 человек, однако у российских властей рабочей силы в этом районе очень мало”, – привела “Жэньминь Жибао” оценку президента корпорации “Хуасинь” Ли Дэмина.
Эксперты полагают, что сдача земли в аренду на 49 лет – разумная мера. Как отмечает Наталья Зубаревич, в Амурской области и Еврейской автономии земли сдавались на один год с необходимостью продлевать срок аренды ежегодно. “Из-за этой нестабильности китайцы выжимают из земли все соки”, – говорит она.
“После себя они оставляют пустыню”, – говорит Владимир Корсун.
Вопросы без ответов
По сообщениям СМИ, на арендуемых землях китайцы планируют выращивать кормовые, масличные и зерновые культуры, лечебные травы, а также развивать птицеводство и животноводство.
Китайская сторона считает, что Россия могла бы пойти на изменения пограничного и миграционного режимов
“Вопросов – куча”, – говорит Зубаревич. Речь идет, в частности, о масличных культурах, а “подсолнечник там сроду не родился”. “Пашни мало, потому что очень резко континентальный климат. Китайцы много чего умеют, но как бороться с климатом? Теплицами, видимо”, – говорит эксперт.
Две трети земель, по ее словам, – пастбища, “а на пастбищах буряты”. “У бурятов в Агинском округе большие стада. Китайцы же, никогда отгонным скотоводством не занимались. Их специализация – производство свинины и курятины”, – говорит она.
“Понятно, что без Китая поднять Сибирь и Дальний Восток невозможно, – считает Владимир Корсун. – Мы участвуем землей, они – капиталом и рабочей силой”.
Однако куда более серьезной проблемой, чем сдача в аренду пустующих земель в Забайкалье, является, по мнению Корсуна, строительство газопровода “Алтай”, который должен пройти в Китай по заповедным и сакральным землям.