Владельцу СКМ и пока еще самому богатому бизнесмену Украины Ринату Ахметову приходится защищать свой энергетический бизнес от атак со всех фронтов. С одной стороны, предприятия Ахметова в буквальном смысле находятся под огнем в зоне АТО. С другой – его атакуют Министерство энергетики и угольной промышленности и Национальная комиссия регулирования электроэнергетики и коммунальных услуг, обвиняющие компанию в монополизации тепловой энергетики. С третьей – давний недруг Ахметова Игорь Коломойский параллельно с Генпрокуратурой оспаривает в судах приватизацию ряда ключевых предприятий (“Западэнерго”, “Днепрэнерго”, “Днепрооблэнерго”). И наконец, четвертый фронт – международный, где кредиторы ДТЭК требуют от группы возврата долгов на сумму $3 млрд.
По словам директора компании Максима Тимченко, около трети долга составляют обязательства по еврооблигациям, но основная его часть принадлежит иностранным банкам, в том числе голландскому ING, итальянскому UniCredit и австрийским Erste Bank и Raiffeisen Bank. “Мы начали официальные переговоры со всеми этими банками касательно реструктуризации нашего долга на долгосрочный период”, – заявил на прошлой неделе Тимченко, добавив, что вооруженный конфликт в Украине негативно повлиял на деятельность компании. “Стало просто невозможно обслуживать наш долг”, – посетовал он.
Минувший год компания закончила с чистым убытком в 19,6 млрд грн., тогда как в 2013 г. получила чистую прибыль в размере 3,3 млрд грн. В марте международное рейтинговое агентство Fitch понизило рейтинг компании до уровня C, что означает “дефолт неизбежен”. И хотя в конце апреля компания Ахметова одержала маленькую победу, договорившись с кредиторами о реструктуризации долга по еврооблигациям на сумму $200 млн, главные переговоры еще впереди. И не факт, что они завершатся позитивно, ведь проблемы энергетической группы Ахметова в Украине только набирают обороты.
Если АМКУ начнет рассматривать тепловую генерацию как отдельный рынок, это может стать зацепкой, благодаря которой ДТЭК могут обязать избавиться от “лишних активов”. Пример для подражания уже есть – в 2001 году АМКУ обязал Sun Interbrew продать пивзавод “Крым” после того, как рыночная доля этой корпорации превысила допустимую законодательством норму в 35%
Сначала ДТЭК лишили дотационных сертификатов, которые делали выгодным экспорт электроэнергии в Европу. Потом Национальная комиссия регулирования электроэнергетики и коммунальных услуг решила не платить компании Ахметова за произведенную в зоне АТО электроэнергию. А Минэнергоугля отказалось повышать закупочную цену угля на треть, до 1,5 тыс. грн./т, как того требовала компания. Все это дало повод ДТЭК считать, что против нее власти намеренно развернули войну. Директор по развитию бизнеса компании Виталий Бутенко открыто заявил, что новая власть не раз предлагала ДТЭК продать свои активы, в частности “Западэнерго” и “Днепрэнерго”. Менеджеры Ахметова в ответ даже якобы разработали план “Крепость”, описывающий шаги по защите бизнеса и дискредитации властей, хотя от его авторства в компании открещиваются.
Между тем наступление на позиции Ахметова усиливается, и, как ожидается, новый фронт против него может вскоре открыть Антимонопольный комитет. В конце мая его возглавил бывший замдиректора по правовым вопросам комбината “АрселорМиттал Кривой Рог” Юрий Терентьев. По данным собеседников “ДС” в Администрации Президента, одной из приоритетных целей Терентьева будет как раз разрушение энергетической монополии ДТЭК, которую его предшественники в упор не замечали, а иногда, напротив, меняли нормативы так, чтобы позволить Ахметову спокойно расширяться, скупая все новые энергетические активы. Хотя в ДТЭК монополией себя не считают, несмотря на то что компании группы добывают половину угля в стране и контролируют почти 70% мощностей в тепловой генерации. В компании говорят, что большая часть добываемого ими угля не поступает на рынок, а сжигается на собственных станциях. А свою долю в генерации электроэнергии ДТЭК оценивает на уровне 30%, учитывая ее общее производство, в том числе на АЭС “Энергоатома”.
Впрочем, если АМКУ начнет рассматривать тепловую генерацию как отдельный рынок, это может стать зацепкой, благодаря которой ДТЭК могут обязать избавиться от “лишних активов”. В планах власти – разрушить империю Ахметова до конца нынешнего года. И именно на достижение этой цели могут быть направлены любые переговоры с ним. Впрочем, маловероятно, чтобы сам Ринат Леонидович принял подобное “предложение” и сдался без боя. К тому же и сами инициаторы “раскулачивания” вряд ли сумеют довести до логического завершения задуманное, учитывая размеры попавшего под прицел ДТЭК.
Пример для подражания уже есть – в 2001 г. АМКУ обязал Sun Interbrew продать контрольный пакет акций пивоваренного завода “Крым” после того, как рыночная доля пивоваренной корпорации превысила допустимую законодательством норму в 35%. Покупателем этого актива тогда стала донецкая группа “Сармат”, находившаяся под контролем Ахметова. И в этом плане атака международных кредиторов и распад ДТЭК “эволюционным” путем могут стать еще одним способом не мытьем, так катаньем заставить Рината Ахметова переквалифицироваться из энергетического олигарха в просто крупного бизнесмена, сообщает “Деловая столица”