Конфликт на востоке Украины может стать главной темой предстоящего саммита “большой семерки”, если в Донбассе в эти дни снова начнутся полномасштабные бои. DW – об ожиданиях Берлина.
7-8 июня в баварском местечке Эльмау состоится ежегодный саммит лидеров ведущих индустриально развитых стран мира. С 1998 до 2013 года он проходил в формате “большой восьмерки”, с участием России. В марте 2014-го, однако, в знак протеста против аннексии Крыма российского президента из этого клуба исключили.
Повестка дня G7 в Эльмау обширная. Но для организатора саммита в этом году – правительства Германии – наиболее важными представляются три темы: защита мирового климата, здравоохранение и положение женщин. Международные проблемы тоже будут обсуждаться, в том числе и российско-украинский конфликт. Но никаких новых инициатив, нацеленных на его преодоление, наблюдатели от G7 не ожидают. Впрочем, многое будет зависеть от развития ситуации в Донбассе в ближайшие сутки-двое.
Немецкие темы саммита
Для Берлина и лично канцлера Ангелы Меркель (Angela Merkel) защита климата на планете уже давно стала приоритетной задачей. По оценке немецких экспертов, повышение среднегодовой температуры на Земле более чем на два градуса станет концом стабильного климатического периода последних 10 тысяч лет, обеспечившим развитие сельского хозяйства и человеческой цивилизации вообще.
Из-за потепления климата Мальдивы могут исчезнуть с лица Земли
Тревоги немецкого канцлера разделяют не все. “Это трудные переговоры”, – признает Меркель. Ни США, ни Китай хотя они и приняли национальные планы защиты климата, не готовы брать на себя международные обязательства. Берлин, однако, рассчитывает, что “большая семерка” даст импульс предстоящему в декабре в Париже всемирному климатическому саммиту и примет решение о значительном наращивании страхового фонда, из которого выплачиваются средства крестьянам, лишившимся урожаев вследствие природных катаклизмов.
Главные немецкие темы в сфере здравоохранения – эпидемия Эболы и борьба с прочими тропическими заболеваниями, а также проблема антибиотиков, которые, с точки зрения Берлина, в мире прописывают – и людям, и в животноводстве – слишком часто и легкомысленно, что снижает эффективность таких медикаментов. Что касается положения женщин, то Меркель считает необходимым повысить их шансы на получение образования и профессиональной квалификации, расширить возможности заниматься бизнесом и, в частности, получать на выгодных условиях кредиты на обзаведение собственным делом, что и в самой Германии порой проблематично.
Ожидания Киева
При всей важности немецких тем предстоящего саммита G7 повышенный интерес наблюдателей вызывают другие – конфликт на востоке Украины и перспективы возвращения России в этот международный формат. Сам Киев хотел бы, чтобы из Эльмау в Москву подали мощный сигнал: если, мол, Кремль будет и дальше поддерживать сепаратистов, содействовать дестабилизации ситуации, если украинским властям не будет предоставлена возможность взять под контроль границу с Россией, то Запад ужесточит санкционный режим.
Какой будет окончательная формулировка в итоговом коммюнике саммита на этот счет, пока не известно. Процесс согласования позиций, говорят источники DW в ведомстве федерального канцлера, еще продолжается, и многое будет зависеть от того, какая информация будет в эти дни поступать в баварское предгорье Альп с юго-востока Украины.
А вот в том, что касается поддержки самой Украины и оказания ей экономической помощи, “большая семерка”, скорее всего, ограничится общими заявлениями. “Эта тема будет играть определенную роль, – сказал корреспонденту DW высокопоставленный сотрудник аппарата главы правительства ФРГ. – Но саммит G7 не предложит новых механизмов оказания помощи Украине или проведения новых международных конференций стран-доноров”.
В Берлине обращают также внимание на тот факт, что по дороге в Эльмау в Киев заглянут премьер-министры Канады и Японии. Японское правительство, напоминают собеседники DW, уже выделило почти два миллиарда евро в виде экстренной бюджетной помощи Украине.
Когда G7 снова станет G8?
А что с возвращением российского президента в группу сильных мира сего? В Германии развернулась весьма бурная дискуссия на этот счет. Два бывших канцлера ФРГ – Гельмут Шмидт (Helmut Schmidt) и Герхард Шредер (Gerhard Schröder) считают ошибкой, что в Эльмау не пригласили Владимира Путина.
Без России, говорят противники его исключения, невозможно решить ни одну из острых международных проблем, будь то сирийская, иранская, ливийская, ближневосточная или “Исламского государства”, поскольку в Совете Безопасности ООН Москва способна заблокировать любое решение.
Кроме того, и по выбросу углекислого газа в атмосферу, что служит главной причиной потепления климата, Россия – после Китая, США и Индии – занимает четвертое место. Так что с Путиным имело бы смысл поговорить и на эту столь тревожащую немцев тему.
Министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier), хоть и называет правильным решение “большой семерки”, принятое в марте 2014 года, но также ратует за скорейшее восстановление прежнего формата. “Мы не можем быть заинтересованы в том, чтобы G8 навсегда оставалась G7”, – заявил он.
Есть, однако, в ФРГ и эксперты, как, например, Клаудиа Шмукер (Claudia Schmucker) из Германского общества внешней политики (DGAP), считающие ошибкой, что Россию вообще приняли в эту группу. С ее точки зрения, по своему внутриполитическому устройству Россия просто не подходит к сообществу ценностей G7.
О ценностях в этой связи говорит и Ангела Меркель. Она пока не может себе представить участие России в этом международном формате, поскольку “G7 – это группа стран, разделяющих ценности демократии и правовой государственности, к принципам которых относится также защита международного права и неприкосновенности границ”. Аннексия же Крыма, по мнению канцлера ФРГ, была однозначным нарушением международного права.
О G7, как сообществе ценностей, пойдет речь и в преамбуле итогового коммюнике встречи. Наблюдатели, тем не менее, ожидают, что “большая семерка” все-таки выскажется за возвращение России в этот клуб на определенных условиях, к числу которых не будет относиться требование незамедлительно вернуть Крым Украине.