Появление в эфире российского пранкера под видом “сотрудника ГРУ” демонстрирует нижайший уровень развития украинского политикума и медиаобщества – тех, кто выдает информацию в эфир, и тех, кто ее потребляет. Это урок журналистам, что информацию надо проверять. Это урок зрителям и читателям: вам врут, если вы не задаете вопросов. Это урок всем нам: политики пользуются нашим молчанием и готовы превратить даже откровенную чушь в пиар.
“Информационная война, как и война обычная, это что-то новое для Украины, и учиться ей приходится на ходу. Когда правительству Украины необходимо «заговорить» провал с внедрением реформ, оно рассказывает о военных тяжбах; когда депутатам необходимо сделать себе пиар, они с трибуны и на телеэфирах рассказывают о российской агрессии. За этот год в Украине успешно сформировались некие штампы, которыми принято описывать происходящее на Донбассе. «Украинская журналистика переживает кризис ценностей. Новости здесь часто односторонние, иногда сваливается в одну кучу все, а жителей мятежных областей часто всех обозначают как “террористов”. Такие обобщения мешают украинцам действительно понять кризис”, – такими словами автор статьи о пропаганде в Украине в журнале The Economist описывал то, как в нашей стране против пропаганды сражаются собственной пропагандой.
В украинском информпространстве бытует миф о российских СМИ: истории о “распятом мальчике” и “кровавой хунте” кочуют из сайта в сайт. Но никто не берется разоблачать пропагандистов украинских. Тех, кто без каких-либо доказательств заявляет о “сотнях тел боевиков в озере” (эту “сенсацию”, к слову, СМИ удачно “проглотили”, хотя позже она была опровергнута, а ее создатели тихо о ней “забыли”), или, наоборот, занижает собственные потери (как это было в случаях с Иловайском, Дебальцево, ДАП).
В пятницу, 29 мая, в эфире главного политического ток-шоу страны “Шустер Live” произошел скандал, который будет иметь продолжение, сообщает 112.ua. Ведущий ток-шоу Савик Шустер сообщил зрителям, что в студию дозвонился сослуживец пленных российских спецназовцев Александрова и Ерофеева, который согласился на условиях анонимности и измененным голосом рассказать подробности присутствия россиян в войне на Донбассе. О том, как журналисты проверяли достоверность личности солдата и рассказанной им информации, Шустер присутствующих не уведомил. Отметим, на это у редакции программы была неделя, поскольку первое письмо “сослуживца” было зачитано в эфире 22 мая.
Так называемый “российский военнослужащий” сообщил, что разочарован нечестной войной на Донбассе, а пленных на родине ждет обвинение в госизмене за разглашение номеров частей, в которых они служат. Он рассказывал о системе платы бойцам, о якобы потерях в личном составе его части. Украинские политики и зрители аплодировали ему и хвалили за смелость. Затем последовали вопросы от народных депутатов, вполне конкретные серьезные вопросы, на которые “гость” сначала отвечал, а затем неожиданно изменил тональность разговора, объявив Шустера виновным в начале войны на Донбассе.
“Как это я начал эту войну?” – с удивлением спросил ведущий.
“Такие, как вы, Савик. Майдан начался с вас”, — сказал звонивший в студию.
“Есть люди поважнее, чем я”, — парировал Шустер.
“Вы не хотели слушать своих собственных граждан. Вы до сих пор травите их непроверенной информацией. Вы даже не умудрились проверить, кто я есть. Вы вывели меня сейчас на всю Украину. На самом деле военнослужащие те не являются действующими. Под пытками такие, как вы, их вынудили сказать, что выгодно вам … Самое главное то, что вы во все это поверили, идиоты. Потому что вы вечно лжете своему украинскому народу, дятлы. И именно такие, как вы, Савик, и начали эту войну», – заявил так называемый “сослуживец”.
Шустер принялся оправдываться, что проверить его личность не представляется возможным, и зрители должны определить, насколько правдив рассказ того или иного героя ток-шоу. “Пошел на х**!!!” — раздалось в телефоне, после чего звонящий был выведен из эфира.
“Это была задействована провокация российских спецслужб», — сообщил после этого присутствующий в студии экс-депутат Верховной Рады Олесь Доний. Нардеп Николай Катеринчук пошел дальше и заявил, что не считает это провокацией спецслужб РФ («Ну, это мелко», – сказал он), а верит, что это реальный российский солдат, пребывающий в поисках “своей истины”.
Катеринчук оказался частично прав: это не была провокация спецслужб. Но и реальным солдатом звонивший в студию не был. Журналист Анатолий Шарий через несколько минут после этого скандального звонка опубликовал видео чата с российским пранкером Алексеем «Лексусом» (тем самым, что разыгрывал Игоря Коломойского), который признался, что это он звонил в студию, чтобы “свести счеты с украинскими журналистами”.
Хулиган раскрыл подробности «спецоперации». Оказывается, еще неделю назад он отправил в студию ток-шоу сообщение с просьбой вывести его в эфир и дать возможность рассказать важную «информацию». В своем сообщении пранкер намеренно сделал ошибки в фамилии пленного военнослужащего (написал Дорофеев вместо Ерофеев), указал несуществующую воинскую часть (№ 32453), а также несуществующий участок зоны АТО (Б-3). Без какой-либо надежды, что кто-то поверит в эту выдумку и пригласит анонима в эфир, «Лексус» даже нагрубил позвонившему сотруднику студии. Тем не менее через неделю хулигана вывели в прямой эфир на всю страну, и Алексей изложил высоким гостям и всей Украине свою легенду.
Поражает, как такое пропускает в эфир редакция такого, казалось бы, серьезного ток-шоу, и как легко люди в студии или в стране верят в подобные сказки… Около получаса псевдовоенный рассказывал небылицы, в ответ на которые ему хлопали народные депутаты и гости. Даже после своего фактического разоблачения и нецензурных слов некоторые политики все еще верили, что позвонивший аноним на самом деле военнослужащий российского ГРУ.
О чем говорит этот случай? Что политикам все равно, о чем врать. Они врут всегда, если не ловить их на сказанном. Если не задавать им вопросы. Если не заставлять их краснеть за ложь. В этом сила прямого эфира – здесь нельзя спрятаться за пресс-секретаря или за право на вычитку текста. И только в прямом эфире мы можем увидеть такие казусы, как 29 мая в эфире “Шустер Live”. Поэтому такие программы должны быть. И политики там должны быть. Но обязательно необходима качественная проверка информации. И день ото дня задавать вопросы политикам: где подтверждение информации, сказанной вами ранее?
Задавая вопросы каждый день, мы сделаем шаг вперед. Шаг к изменениям в поведении политиков, мышлении общества, и, таким образом, мы изменим страну к лучшему.