Первого июня в киевском Ботаническом саду имени Гришко открывается “Парк коррупции” — интерактивный проект, организованный Антикоррупционной инициативой ЕС в Украине. Его посетители смогут, надев шлем виртуальной реальности, провести обыск, найти доказательства коррупции и арестовать подозреваемого в виртуальной комнате, побывать в интерактивных куполах “Комната коррупционера” и “Страшный сон коррупционера”, благодаря VR-съемке оказаться в секретной лаборатории и на базе спецназа НАБУ, узнать историю коррупции и борьбы с ней.
Коррупция едва ли не ровесница самого человечества. Как и борьба с ней – иногда самыми жестокими способами, пишет liga.net
Одно из древнейших упоминаний о коррупции встречается в клинописи Шумера (вторая половина 24 века до н. э.). Городом Лагаш на территории современного Ирака правил царь Уруинимгина. На второй год своего правления он попытался ввести первые в истории человечества антикоррупционные законы. Они должны были бороться с обманом при сборе налогов и судебным произволом. Распространенным преступлением в то время было присвоение представителями власти имущества под видом его покупки. Уруинимгина приказал в таких случаях платить честную цену — “хорошим серебром”.
Вклад в борьбу с коррупцией внес и вавилонский царь Хаммурапи (18 ст. до н. э.) — его свод законов не обошел вниманием это явление. “Если судья рассмотрел дело, вынес решение, и есть документ с печатью, а потом решение свое изменил, то этого судью надо разоблачить, и исковую сумму по делу он должен заплатить в двенадцатикратном размере”. Кроме того, он подлежал “люстрации”: ему запрещали впредь занимать судейскую должность.
С коррупцией боролся и персидский царь Камбис, чье имя вошло в историю благодаря “суду Камбиса” (приблизительно 525 год до н. э.). Эту историю описывал Геродот. На взятке попался судья Сисамн. Когда об этом узнал Камбис, он приказал поймать виновного, убить его, снять кожу и оббить ею стул судьи, а на вакантное место назначить сына Сисамна. Этот сюжет в 1498 году вдохновил голландского художника Давида Герарда на создание картины “Суд Камбиса”.
Не менее решительным борцом с коррупцией остался в истории египетский фараон Рамсес I, правивший в 13 веке до н. э. Он приказал отрезать носы судьям-взяточникам, а коррупционерам на высших должностях отрезали не только нос, но и уши. Вдобавок к тому каждый уличенный в коррупционных преступлениях становился рабом до конца жизни.
Коррупция не обошла стороной и Индию. В своем трактате по искусству управления государством “Артхашастра” (4 век до н. э.) серый кардинал империи Маурьев Чанакья перечислил сорок схем, которые позволяют красть у государства. По его мнению, “точно так же как нельзя распознать, пьют ли рыбы воду, в которой плавают, невозможно определить, крадут ли чиновники имущество, к которому приставлены”. Кстати, в те времена доносчик на коррупционера получал в качестве вознаграждения часть его конфискованного имущества.
Древний Рим (8 ст. до н. э. — 5 ст. н. э) вошел в историю не только коррупцией, которая в конце концов стала одной из причин краха империи, но и тем, что подарил человечеству первый антикоррупционный суд. Он рассматривал repеtundarum crimen, то есть злоупотребление властью ради обогащения. Риму мы обязаны и самим термином corrumpere, который переводится как “портить”, “повреждать”. Про коррупцию идет речь в “Двенадцати таблицах” – кодексе древнейших римских законов. Термин сorrumpere там используется в значении “подкупать судью”.
Одной из самых коррумпированных империй в истории человечества была Византия (395 — 1453 гг. н. э.). На протяжении столетий здесь существовала практика продажи чиновничьих должностей. “Каждый в высшем эшелоне бюрократии официально покупал свою должность и дальше, конечно, стремился вернуть вложенное с помощью каких-то дополнительных сборов или взяток”, — писал французский историк Андре Гийу в книге “Византийская цивилизация”. Коррупция в Византии приобрела такой размах, что в 6 ст. н. э. император Юстиниан Великий провел административную реформу, которая должна была устранить покупку должностей чиновниками. Впрочем, проблему коррупции это не решило.
Коррупционные традиции Византии унаследовала Киевская Русь (9 — 13 ст. н. э.). Вместе с ее появлением возникло и такое понятие как “кормление” — по сути узаконенный в то время вид коррупции. Князь посылал в провинцию своих наместников и воевод без жалования. Население должно было само их содержать, благодаря чему коррупция расцвела повсеместно. Кстати, коррупцию в Киевской Руси делили на две категории — “мздоимство” и “лихоимство”. Если судья брал взятку, это считалось мздоимством, если выносил несправедливое решение — лихоимством.
В Османской империи (1453 — 1924 гг.) коррупция достигла такого размаха, что к началу 18 века в казну попадала лишь треть собранных налогов. Купить можно было любую должность, правда, так же легко ее можно было и потерять из-за того, что спустя несколько месяцев власть могла продать ее следующему претенденту. Французский дипломат барон де Тотти писал, что многие жители Османской империи старались не предавать гласности совершенные против них преступления — приезд судьи был более разорительным и опасным, чем ущерб от злоумышленников.
Когда уровень коррупции в государстве зашкаливает, правители начинают искать действенные способы борьбы с ней. Иногда довольно экзотические. Например, в 13 – 15 веках на территории Западной Африки существовала большая и богатая империя Мали. Для взяточников здесь ввели суровое наказание: в задний проход коррупционера медленно вводили раскаленный рог носорога, после чего преступник умирал в страшных муках.
Не отличались терпимостью к коррупции и правители Монгольской империи (1206 — 1368 гг.). На свой 49-й день рождения Чингисхан обнародовал “Великую Ясу” — сборник законов, где говорилось и о коррупции. За коррупционные преступления полагалась неминуемая смерть. Правда, возможен был выбор способа исполнения приговора, например, перелом позвоночника, когда пятки преступника прижимали к его затылку.