Обсуждение нескольких вопросов на сегодняшней сессии Николаевского горсовета – об утверждении заместителя городского головы и о возвращении площади Ленина исторического названия, – то напоминали театр, то цирк, то ролевые игры. Все зависело от лексики и эмоциональной гаммы спорящих-выступавших. Впрочем, на то, что так будет, указывал «запев» во время обсуждения повестки дня, когда руководитель «ОппоБлока» в горсовета Игорь Копейка предложил сначала почтить минутой молчания юбилейную дату – 70-летие окончания Великой Отечественной войны, потом, после уточнения Юрия Гранатурова, – погибших ветеранов, а затем – всех погибших в Великой Отечественной войне. Но так и осталось непонятным, какая была в этом необходимость сегодня, 14 мая, когда Николаев – в том числе и все присутствующие в зале, и не только депутаты – широко отметил 70-летие Великой Победы 9 мая.
Но вернемся к вопросам повестки дня, вызвавшим столь бурную реакцию депутатского корпуса. При рассмотрении первого из них – об утверждении заместителя городского головы Евгения Шевченко – «звездил» депутат Виталий Воронов. Хотя не отставал от него и городской голова Юрий Гранатуров, отреагировавший на эмоционально-критическое выступление Виталия Павловича несколькими замечаниями, самыми яркими из которых были «Виталик, ты меня так не любишь, что я уже просто устал!» и «Виталик, сколько энергии, я был не прав!».
У Виталия Воронова были претензии не столько к самому Евгению Шевченко («я не знаю, как с аграрным образованием руководить гуманитарной сферой, но то такое, как говорит Анатолий Григорьевич [Дюмин – прим. «Інше ТВ»]»), а к Юрию Гранатурову.
– Я не понимаю, какое маниакальное желание у Юрия Исаевича систематически нарушать закон (реплика Юрия Гранатурова: «Следите, пожалуйста, за словами», – прим. «Інше ТВ»), что неоднократно подтвердила прокуратура своими ответами на наши запросы относительно очередности проведения сессии горсовета, относительно того, что конкурс на перевозки не проводится два года, что два года не проводится конкурс на определение возчиков мусора. И много-много других вопросов, которые систематически нарушаются мэром города. Я не понимаю, что мешало Юрию Исаевичу… спокойно, по закону, вынести кандидатуру своего заместителя. Единственные кандидатуры, которые с нами согласовываются, это кандидатуры заместителей городского головы. И даже в этом Юрий Исаевич доказывает всем, что он может перегнуть через колено, наплевать на закон и сделать так, как ему хочется. У нас уже был в стране один человек, который переламывал через колено всю страну (реплика Юрия Гранатурова: «Еще раз говорю: следите за выражениями», – прим. «Інше ТВ»). Я хотел бы напомнить всем, чем это закончилось, – в частности, сказал Виталий Воронов.
Его эмоциональное выступление вызвало жидкие аплодисменты в зале (впрочем, аплодисменты сегодня звучали не раз), на что Юрий Гранатуров сказал: «Коллеги, вы же не в театре! Хотя похоже». Но депутат Елена Киселева назвала произошедшее не театром, а цирком, и предложила назвать замечания в адрес Евгения Шевченко.
В целом, за кандидатуру Евгения Шевченко высказались многие. Сергей Кантор назвал его «нормальным и вменяемым человеком, он борется, вникает, достаточно сложные вопросы не бросает». Нина Колечко, которая, по ее признанию, была против назначения Евгения Шевченко в самом начале, за прошедших полгода изменила свое мнение о нем – «он будет хорошим замом по гуманитарным вопросам». В общем, 61-м голосом «за» депутаты утвердили Евгения Шевченко в должности заместителя городского головы. Однако препирательства Воронова и Гранатурова на этом не закончились: Виталий Воронов попытался задать вопрос прокурору, будет ли прокуратура города опротестовывать это решение, которое не было опубликовано на официальном сайте за положенных 20 дней, однако Юрий Гранатуров не дал шанса ответить прокурору, да и Воронову крылья подрезал – распорядился отключить ему микрофон.
Но вопрос об утверждении заместителя городского головы стал эдакой разминкой перед настоящей словесной битвой за возвращение площади Ленина исторического названия. Противников возвращения площади Ленина исторического названия – «Соборная площадь» – оказалось гораздо больше, чем трое (накануне на заседании исполкома Николаевского горсовета именно такое количество депутатов-противников переименования называл Юрий Гранатуров – прим. «Інше ТВ»). Фракция КПУ вместе с «ОппоБлоком» дули в одну дудку: и те, и другие требовали переноса вопроса, как несвоевременного, и почему-то привязывались к будущим местным выборам.
– Решение о переименовании любых улиц, парков, площадей и других объектов должны принимать все горожане, а не несколько человек во власти, слепо исполняющих приказы вышестоящего начальства. Не проведя ни референдума, ни даже общественных слушаний, они по указке вышестоящей власти собрались наспех ликвидировать привычное всем название главной площади. Никакой Интернет-опрос в 1837 IP-адресов на малоизвестном сайте не заменит общественного мнения полумиллионного города. Если созрела историческая необходимость переименовать – мы не против. Но давайте руководствоваться мнениями горожан, логикой и здравым смыслом, а не указками сверху. Ведь когда мэр шел на выборы, он не прописывал в своей программе переименования улиц и площадей. А если бы такой пункт был, тогда бы он имел единоличное право принимать подобные решения. Но поскольку никаких программных целей не было, а вопрос касается не одного мэра, а всех горожан, то и спрашивать нужно у всех. Мы предлагаем перенести рассмотрение этого вопроса на осень 2015 года. Пусть политические силы, которые настаивают на таком названии, включат это в свои предвыборные программы, и люди при голосовании четко покажут свою позицию, – в частности, сказано в обращении «ОппоБлока», озвученном Александром Омельчуком.
Но нашлись в зале депутаты, которые смогли аргументировано ответить на обращение группы «Оппозиционный Блок», – выступление Георгия Рогова, сумевшего в сжатой и образной форме «вспомнить все», заслуженно сорвало аплодисменты.
– Некоторые думают, что сегодняшнее решение для жизни города – это нечто необычное, такое революционное, крамольное. Я хотел бы напомнить, что до 1964 года соседняя улица Адмиральская с 20-х годов носила имя К.Маркса, улица Садовая была улицей Энгельса, улица Фалеевская называлась улицей Ленина. И дальше располагались улицы, которые носили имена других деятелей, вся жизнь которых была «связана» с городом корабелов, – Свердлов, Роза Люксембург, ну, и, конечно, Плеханов. Когда в 64-м году – при коммунистах, как сейчас говорят, – переименовывали улицу К.Маркса, референдумов не проводили. Когда переименовывали в 1985 году улицу, которая была названа именем террориста-бундевца Леккерта в улицу Даля, почему-то никто не кричал по поводу того, что «нас всех тут не спросили, мы тут все не высказались, давайте до осени переждем»… Эту площадь переименовывали часто. До 1957 года она была Советской. Театральной эта площадь называлась с 1941 по 1944 год, и сделали это гитлеровцы, которые возвращали многие названия в городе, а вот Соборной не возвратили. А почему? Потому что в этом слове духовность заложена. И сегодня этого боятся некоторые, точно также, как немецкие оккупанты, – в частности, сказал Георгий Рогов.
За возвращение площади исторического названия по-своему высказались Олег Мудрак, Александр Демьянов (который, кстати, заявил, что уходит из политики – прим. «Інше ТВ»), Олег Богомаз, Владимир Топчий, Виталий Воронов, Анатолий Дюмин. Против – Николай Персань, Вячеслав Николашин. Но результат был: 51 депутат сказал «да» возвращению главной площади города исторического названия – Соборная.