Ультрамарин [лат. ultra более, сверх + marinus морской] – природная или искусственная минеральная краска ярко-синего цвета.
Вторая персональная выставка Татьяна Дердей в нашей галерее получила свое название по любимой краске художницы. На вопрос почему именно такое название ответ был следующим: «Потому что у меня все этюды холодные. И как бы я не старалась избавится от этой краски, она у меня везде присутствует». Но, вероятно, еще и потому, что большая часть работ на выставке – это марины, то есть морские пейзажи.
Еще в пейзажах на первой персональной выставке художницы было заметно ее стремление на Север – не только в выборе мотивов, но и в колористическом решении работ – почти всегда неизменно холодном, даже при изображении условно теплых природных состояний. Такое же колористическое решение мы наблюдаем в этюдах из совсем, казалось бы, южной страны – Черногории, в которой художница побывала в минувшем году на пленэре. Именно этюды с этого пленэра и написанные по ним картины и составили основную часть выставки. Вторая часть – рисунки соусом и сангиной, на которых изображены любимые животные художницы – лошади, о которых она знает гораздо больше, чем многие, кто сейчас увлеченно изображает лошадей, ибо является хозяйкой великолепной кобылы ахалтекинской породы.
Получив изрядное академическое художественное образование, художница подходит к созданию своих работ со всей основательностью академического метода в живописи, который предполагает большую подготовительную работу: выходы на пленэры, написание этюдов, продумывание каждой картины как сочинения, которое должно рассказывать свою историю, поиск нужного состояния и соответствующего цветового решения. Словно иллюстрируя свой творческий метод, художница сообщает следующее по поводу ключевой работы данной выставки: «Для работы” На пристани” было сделано немало набросков и эскизов углем. Эта задумка существовала давно, но только в Черногории я смогла найти правильное состояние для своей композиции. Мне повезло, что я была там в мае, когда небо радовало своими удивительные красками, тяжелыми тучами и низкими утренними облаками. Я люблю лирику и романтику. Мне хотелось передать некую грусть, состояние ожидания… надежды, в конце концов. Не хотелось бы держать зрителя все время в напряжении… Я не хотела, чтобы картина оставляла тревожное чувство, поэтому на горизонте изобразила надежду. Картина – как рассказ, и я хотела историю с хорошим концом». И хотя ее живописание черногорских берегов напоминает скорее изображение норвежских фьордов, главной характерной чертой этих работ является состояние покоя и умиротворенности, поэтому такие работы буду неизбежно привлекать внимание зрителя, ищущего в искусстве прибежища от жизненных невзгод.
Александра Филоненко, искусствовед
Выставка продлится до 6 июня.