Украинские чиновники и руководители госкомпаний получают премии, размер которых может исчисляться миллионами гривен.
Год назад премьер-министр Украины Владимир Гройсман сообщил, что размер премий некоторых чиновников составляет 170% должностного оклада, сообщает ТСН.
Они больше – не бедные. Однако украинцам до сих пор настойчиво советуют считать их скромный доход с помощью “окладов”. Оклады у чиновников высокого уровня и действительно – в пределах разумного. Так где же порылась собака?
“У меня и моих коллег, возглавляющих Министерство, должностной оклад составляет 5100”, – сказал в декабре 2015 года глава Нацагентства государственной службы Константин Ващенко.
Впоследствии он отметил, что вместе с надбавками на руки получал около 10 тыс. грн.
Прошло два года. Зарплата Константина Ващенко выросла в пять раз – 677000 в год (в среднем 56,4 тыс. грн ежемесячно). И это не все – уже под елочку, 29 декабря, он сообщает об изменении имущественного положения – еще 83 000 гривен ежегодной премии. Журналисты ТСН хотели поговорить с руководителем Нацагентства о премировании госслужащих, в том числе и его самого. Однако среди труда и командировок времени для интервью не нашлось.
ПРЕМИЯ
“Премирование производится с целью материального стимулирования высокопроизводительного и инициативного труда, повышения его эффективности, качества, заинтересованности в достижении его конечного результата и усиления ответственности государственных служащих за порученную работу или поставленные задачи”.
В Нацагентстве по предотвращению коррупции оклады в разы больше, чем в государственных учреждениях. Агентство организовали весной 2016-го, но работа началась только 15 августа – когда сюда передали электронный реестр деклараций. А это – ответ служащих НАПК на запрос ТСН. Оказывается, еще летом 2016-го члены НАПК выписали себе премии задним числом:
“… председателю Национального агентства Корчак Н.М., члену Национального агентства Скопичу А.Д. премия за май-июль была выплачена в июле 2016 …”.
Цифры впечатляют – в июле 2016-го Наталья Корчак получила 330 тыс. 822 грн, из которых премия составила 165 тыс. 411 грн. Напомним, это тогда, когда агентство было фактически на бумаге. В другие месяцы размер премии колебался от 55 тыс. до 11 тыс. Правда, было несколько месяцев, когда членов НАПК лишили премии – видимо, из-за конфликта с Кабинетом министров.
“Возникает вопрос – а за что они получают эти деньги? Если сфера электронного декларирования провалена. Регулирование конфликта интересов провалено. Государственное финансирование политических партий провалено. Защита разоблачителей провалена. Формирование антикоррупционной политики государства провалена. Все эти 5 базовых функций, которые ложатся на плечи НАПК , они все провалены “, – отметил эксперт РПР Александр Леменов.
25 января 2017 премьер-министр Владимир Гройсман не смог себя сдержать. По его словам, некоторые чиновники начисляют себе премии от 70 до 170% от должностного оклада.
“Надо утолить аппетиты. Зарплата маленькая, но накручивают надбавку. Не 70, а можно накрутить 170, понимаете?”, – сказал Гройсман.
За две недели до этого заявления в ТСН начался подготовительный процесс – продюсеры и журналисты разослали десятки запросов в министерства и ведомства – и среди отписок и общих фраз, которыми, как правило, наполнены ответы чиновников на информационные запросы, начала по крупицам собираться впечатляющая информация. Вот, например, строка из ответа Администрации президента:
“Согласно действующему законодательству, система оплаты труда государственных служащих предусматривает ежемесячную (квартальную) премию как составляющую их заработной платы без определения или ограничения индивидуального размера премии”.
Без определения или ограничения индивидуального размера премии – действительно фантастическая фраза.
АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА
Премия главы Администрации президента Игоря Райнина составила 247 000 гривен за весь прошлый год. Вместе с окладом и другими надбавками – а их существует около пяти – он официально получил 537 000 гривен. А еще у главы Администрации есть 5 заместителей – и у них премии не намного меньше. В общем, как пишут в официальном ответе, средняя премия в Администрации составляла 6,5 тысячи гривен.
Однако чиновники уклонились от реакции на следующий запрос ТСН, в котором хотели узнать, сколько получают руководители Администрации и ее отделов ежемесячно. Надо же понять, кто здесь любимцы, а кто – оппозиционеры.
“Государственный служащий на сегодняшний день – фактически зависим от премии. Если у тебя забирают премию за какие-то нарушения, то у тебя получается меньше половины зарплаты”, – говорит юрист Центра противодействия коррупции Елена Щербань.
Чиновник зависит от своего начальника, который по своему усмотрению определяет, какую премию ему начислить. А начальник зависит от фонда оплаты труда – его он должен распределить так, чтобы дать премии своим люьимчикам. Чтобы кому-то дать больше – у другого надо забрать. Но где здесь эффективность и производительность с инициативностью ?!
“Я сама была свидетелем того, что человек реально опаздывает на минуту на работу, и у него забирают премию. Ставили человека по кадрам утром на проходной, и со всех, кто опаздывал на минуту на работу, снимали кусочек премии. И таким образом собирали ресурс, чтобы заплатить, кому надо. Там у нас было подразделение, которое выполняло указания руководства, и они получали премии в двойном, тройном размере. И до сих пор это работает во всех государственных учреждениях “, – отмечает Щербань
После гневной речи премьера правительство приняло постановление – увеличить процент оклада в сумме, которую получает чиновник, хотя бы до половины. Но если на госслужбе эту проблему с непропорциональностью между окладом, премиями и надбавками можно «причесать” законом или даже постановлением Кабинета министров, то на государственных предприятиях ситуация сложнее. В Украине огромное количество государственных компаний, акционерных обществ, монополистов, очень редко приносят прибыли в бюджет. Там менеджерам платят такие премии, что улыбка никогда не покидает их лиц.
“Укрзализныця”
Журналисты сообщают, что исполняющий обязанности председателя правления “Укрзализныци” Евгений Кравцов получает оклад больше 500 000 в месяц. А еще он может получать ежеквартальную и годовую премии. Квартальная – в размере трех окладов – полтора миллиона. Ежегодная премия руководителя “Укрзализныци” может составлять 24 месячных оклада. То есть больше 12 млн.грн. Как там путешествовать по “Укрзализныце”, комфортно?
“Это фактически убыточная инстанция. Заслужило ли руководство этого учреждения такие премии – вопрос риторический. Трудно найти человека, который пользуется их услугами и остается довольным”, – говорит Щербань.
“НЕФТЕГАЗ УКРАИНЫ”
Руководство “Нафтогаза” – люди очень прогрессивные. Они получают не зарплату, а вознаграждение. Годовое вознаграждение председателя правления Андрея Коболева, скажем, составляет 19 млн. гривен. Его заместитель Сергей Перелома за год получил 10,1 миллиона. И осенью прошлого года 8 руководителей “Нафтогаза” получили еще и премии за выигрыш дела против “Газпрома” в Стокгольмском арбитраже. Известно, что размер премии равен годовому гонорару. То есть председатель правления “Нафтогаза” Андрей Коболев к 19 млн. гривен зарплаты получил 19 млн. гривен премии. Это уже – премия так премия. Впрочем, здесь хоть ясно, за что – проиграть могли фантастические 56 млрд. долларов. Да и вообще мы не за коммунизм. Большая зарплата топ-менеджерам госкорпораций – единственный способ удержать тех, кто оперирует сотнями миллионов от хищения и привлечь действительно успешных руководителей.
Но есть сомнения, что большая часть денег, которые посчитали в этом сюжете, государство заплатило именно за высокопроизводительный и инициативный труд, повышение его эффективности. Премии и до сих пор – цемент для старых правил и схем в чиновничьей пирамиде, которую должны финансировать украинцы.
Напомним: Умножаем на два плюс премии. Как нардепы себе зарплату подняли