К сожалению, все только начинается.
В этой статье под заимствованным у Михаила Коцюбинского названием пойдет речь отнюдь не о беспросветной жизни бедняков в далеком XIX столетии, скорее, наоборот – о влиятельнейших фигурах в современной Украине. А если точнее, то о наиболее резонансный для Украины процессе в венском суде.
Этот суд должен был вынести вердикт по делу экстрадиции или отказе в выдаче США подозреваемого в коррупции украинского олигарха Дмитрия Фирташа. Двадцать адвокатов олигарха и почти весь «оппозиционный» бомонд бросились защищать своего благодетеля.
Защита построила тактику на том, что американцы преследуют Дмитрия Фирташа не как преступника-коррупционера, а по политическим мотивам. А для того, чтобы убедить судью, им нужно было кровь из носа доказать невероятную политическую влиятельность Фирташа в Украине, который до этого не был ни депутатом, ни членом какой-либо партии.
Доказали, но какой ценой? Учитывая то, что Фирташу никак нельзя было попадать в руки американской Фемиды и, будучи под присягой, он вынужден был полуоткрыть дверь на кухню украинской политики. И здесь все, что могли раньше предполагать эксперты, но не имели доказательств своих версий, начало обретать несколько стройных и логических линий. Благодаря венскому процессу украинцы наконец могут узнать, как легко и без напряга кучка олигархов создавала новые политические проекты, «селекционировала» послушных политиков, назначала депутатов в парламент, «выбирала» столичных мэров и даже помогала победить в первом туре президентских выборов.
Цинизм людей бизнеса, накопивших миллиардные состояния на постсоветском пространстве, просто поражает. Бесследно исчезали недавние бизнес-партнеры, погибали в криминальных разборках приближенные люди, растаптывались конкуренты. Одним словом, цель оправдывала любые средства. Оперившись, эти бизнесмены перенесли похожую практику и на политику. Поэтому и не удивляет страшный цинизм, с которым Фирташ, Левочкин, Бойко, Кравчук и Богословская рассказывали на суде о политических событиях последних пяти лет.
Альтернативная новейшая история от Фирташа
Если украинцы думали, что Юлии Тимошенко не хватило для победы на президентских выборах 2010 года 2-3 процентов из-за того, что она недоработала, то они глубоко ошибаются. На самом деле, она проиграла потому, что конфликтовала с Фирташем, приняла сторону американцев и не возглавляла Федерацию работодателей. Понятно, что это ирония. Вообще, о роли Федерации в жизни украинского общества говорили все, кто давал показания на суде. Оказалось, что это самая влиятельная структура в Украине. А по словам Инны Богословской, без согласия Федерации «каждый год не может быть подписан социальный договор». А мы и не знали.
Дмитрий Фирташ на президентских выборах 2010 года однозначно поддерживал кандидатуру Януковича. Ездил по стране, встречался, убеждал, прославлял своего кандидата через подконтрольные ему девять телевизионных каналов, о чем с гордостью заявил на процессе. Сразу возникает вопрос: а ничего, что это было нарушением норм информационной политики, журналистских стандартов и на самом деле является обычной манипуляцией общественным сознанием? В понимании восточноевропейского олигарха, все эти нормы – это пустой звук. Мое, а потому делаю, что хочу.
Сразу вспомнилась недавняя история с улицы, когда женщина на глазах у прохожих избила маленького ребенка. На замечание постороннего – «Что вы делаете?!», она ответила: «Мой ребенок, что хочу то и делаю».
Но когда Янукович стал президентом, у него с Фирташем появились «легкие разногласия», и поэтому нужно было искать нового кандидата на престол. «И в это время я нашел Кличко», – радостно говорит Фирташ. Украинцы думали, что всемирно известный спортсмен, не замеченный ранее в грязных политических сделках, действительно решил очистить украинскую политику, основав новую партию. А здесь Фирташ говорит, что «нашел» его и финансово поддержал УДАР. На практике надо понимать, что раскручивать Кличко начали нанятые Фирташем политтехнологи, они же и занялись новой партией.
Далее альтернативное видение Фирташем всех последующих событий почти один в один совпадает с российскими пропагандистскими клише. А именно. Это не граждане Украины хотели евроинтеграцию своему государству, а Россия ее не пускала – это злые и коварные американцы начали наступление на Россию и использовали Украину как удобный плацдарм.
А сам Фирташ хотел мира и процветания Украины. По его словам, он поддержал евроинтеграцию, но при сохранении дружественных отношений с Россией. Он хотел в Евросоюз, но вместе с Кремлем боялся, чтобы украинцы не потеряли рабочие места. Наконец, он почему-то никогда не представлял прямых переговоров Украины с ЕС. По Фирташу, на всех переговорах должна присутствовать Россия, чтобы европейцам было у кого спросить разрешения на самостоятельную политику Украины.
Не важно, что Украина как независимое государство в российской политике не существовует. Фирташу также индифферентно, что Россия была категорически против евроинтеграции Украины, что и доказала, когда увидела, что теряет влияние, аннексией Крыма и войной на Донбассе.
Совсем интересной выглядит история евромайдана и Революции достоинства в интерпретации Фирташа. Оказывается, это он нажал на оппозицию и написал для нее текст меморандума примирения с Януковичем, потому что и «слабая и не собранная, не знала, что хочет». Это он убедил в три ночи Януковича согласиться на план «без крови и переворота».
По какому Янукович должен был оставаться президентом еще год, а потом передать власть преемнику. Но тут вмешались Тимошенко, американцы и поддерживаемые ими Яценюк с Турчиновым. И Майдан не принял меморандума. А дальше Фирташа арестовали в Вене, авторитет Кличко после рукопожатий Януковичу начал стремительно падать. В глаза все больше начало бросаться то, как трудно Кличко дается мышление и речи. Пришло время для более эффективного и ловкого кандидата в президенты.
Порошенко – «Черный Плащ на крыльях ночи»
Перед Фирташем замаячили отнюдь не радужные перспективы. Он все больше сомневался в способности Кличко очаровать украинцев, американцы напирали на австрийский суд и требовали экстрадиции, олигарх Коломойский перешел во властный лагерь, а остов олигархического режима Ринат Ахметов откровенно заангажировался на стороне сепаратистов. Нужен был выход.
Надо было найти кого-нибудь, кого бы восприняли граждане и кто дал бы гарантии сохранения кланово-олигархической системы. Надо понимать, что такой человек был и раньше, но Фирташ был не совсем уверен в том, что этот кандидат после избрания на пост президента не развернется на все 180 градусов и не захочет действовать по лозунгом Дункана Маклауда – должен остаться только один из нас.
Но другого выхода не было, пришлось спешить с рокировкой. Чтобы не обидеть самолюбие Кличко и чтобы иметь надежного посредника, «венский узник» Фирташ пригласил к себе на совещание Виталия Кличко, Сергея Левочкина и Петра Порошенко…
Далее стенограмма допросов в венском суде нам может дать не очень много, потому что все, кто выступал, отказались рассказать, о чем шла речь на встрече. Но даже по коротким ответам можно частично реконструировать содержание этой конфиденциальной беседы. Встреча в Вене состоялась для того, чтобы уговорить Кличко уступить Порошенко место на президентских выборах, нейтрализовать Тимошенко (не потому, что важна, а потому, что личный враг Фирташа) и уменьшить влияния проамериканской группы Яценюка-Турчинова.
Фирташ мог обещать кандидату Порошенко мощную информационную поддержку собственной гигантской медиа-группы. Можно также предположить, что Фирташ как известный пророссийский политик, а некоторые даже называют его распорядителем путинских капиталов в Украине, мог обещать содействие диалогу Порошенко с Путиным.
Если тщательно проанализировать внешнюю и внутреннюю политику президента Порошенко, то оказываются очень странные шаги, которые трудно объяснимы.
Первое – это слабая (а может и сознательная) кадровая политика. Провальным назначениям в Генпрокуратуре, военном ведомстве и МИД могут быть два объяснения. Порошенко боится и не доверяет чужакам, людям, с которыми не имел раньше дела. А потому и назначил на важные посты людей из собственного бизнеса или тех, в лояльности кого у него нет сомнений. И для него неважными является квалификации этих людей или же чистота их биографий – значение имеет только личная лояльность.
Вторая причина может вытекать из конфиденциальных договоренностей между Порошенко-Кличко и Фирташем-Левочкиным. Вполне вероятно, что «благодарностью» олигархата за поддержку на выборах должно стать нерасследование событий на Майдане, сохранение олигархической системы и неприкосновенность политиков-бизнесменов при режиме Януковича. Подтверждением этому является годичная бездеятельность Генпрокуратуры и спокойная жизнь соратников Фирташа, которые даже прошли в Верховную Раду под маркой «Оппозиционного блока».
В международной политике также просматриваются четкие элементы эвентуальных венских договоренностей. С приходом к власти Порошенко и назначением главой МИД Павел Климкин во внешней политике Украины начали происходить удивительные вещи. Постепенно, но настойчиво из переговорного процесса был устранен важный игрок – США.
Замена Женевского формата Нормандским значительно ослабила позиции Украины, сделала ее зависимой от доброй воли Германии и готовности разговаривать со стороны России. Такой вариант должен был предусматривать, по крайней мере, еще несколько скрытых каналов коммуникации. И не Фирташ ли должен был их обеспечить? Общественности известны только отдельные отрывки о ночных встречах президента Порошенко с послом РФ Зурабовым и частые телефонные разговоры с Путиным, и это во время крупнейшего военно-политического обострения.
Чтобы реализовать обещанное внутри страны, Петр Порошенко должен любым способом обеспечить себе дополнительные рычаги влияния . Особенно важным это становилось после возвращения к старой Конституции, когда много властных полномочий возвращалось премьер-министру. Чтобы нейтрализовать премьера, окружить его своими людьми, Блок Петра Порошенко выступил с инициативой подписания очень объемного коалиционного соглашения. Текст соглашения от БПП напоминал документ, по которому договаривались о сотрудничестве не союзники, а заклятые враги.
После Революции Достоинства был создано временное правительство, и сформировано оно был в квотно-партийному принципу. Несколько месяцев его деятельности четко показали, что в будущем и речи не может быть о квотном принципе.
Но коалиционное соглашение снова навязало старые правила игры, и ключевые министерские портфели перешли под контроль людей президента. Справедливости ради стоит также вспомнить «Народный фронт» премьера Яценюка, ведущие деятели которого так же бросились соревноваться с людьми президента за контроль над финансовыми потоками в государстве. Этот клинч формальных союзников на самом деле парализовал усилия многих политиков и чиновников. Нанося изредка удары по порядку, никто из них не был заинтересован в искоренении коррупции и проведении масштабных реформ.
Складывается впечатление, что участники коалиции бегают по замкнутому кругу коррупции, боясь вырваться за его пределы, так как, по их мнению, сразу проиграют противной стороне.
Если хотя бы часть из перечисленных предположений имеет под собой почву, то Украину ждут сложнейшие вызовы. Фирташ, чтобы не попасть в американскую тюрьму, должен заплатить очень дорогую цену. Он вынужден был рассказать о принципах функционирования украинской политики, о том, что решающее влияние на нее и в дальнейшем находится в руках олигархов. А это значит, что без ликвидации кланово-олигархической системы никакие реформы в стране невозможны.
Если президент Порошенко все же заключал тайные договоренности с олигархом Фирташем, то это делает его несамостоятельным, легко манипулируемым и уязвимым. Наличие конфиденциальной информации о нем у главного противника Украины – России – делает его хромой уточкой мировой политики. А если и американцы обладают этой компрометирующей информацией, то не удивительно, почему Петр Порошенко так никогда и не получил поддержки США. Просто может оказаться, что и его, как в свое время Кличко, «нашел» Фирташ и назначил «Черным Плащем», который должен спешить на спасение кланово-олигархической системы. И поэтому венский процесс имеет очень большие шансы расставить всех персонажей на свои места.
P.S. Теперь, как никогда ранее, нельзя позволить отмолчаться участникам венского сговора. У президента государства не может быть конфиденциальной от граждан Украины информации. И, надеюсь, троллинг вроде: «этому вору Фирташу верить нельзя», больше не пройдет. Остается с нетерпением ждать возвращения с каникулярного юга депутатов Верховной Рады. К сожалению, все только начинается.
Василий Расевич, опубликовано на сайте Zaxid.net, перевод: Аргумент