Директор, художественный руководитель Николаевского академического русского драматического театра Артем Александрович Свистун намерен восстановить театральный музей к началу нового 85-го сезона.
Мотивация лежит на поверхности. Актерская труппа, знающая свою неповторимую биографию, режиссерские и сценографические традиции – имеет большую «внутреннюю прочность», чем молодые театральные коллективы.
Музейная экспозиция и репертуарная политика руководства театра де-факто сопрягаются в своих целевых установках. Многие театроведы отмечали, что экспозиционное пространство театрального музея отражает не только исторические этапы развития режиссуры и актерского мастерства труппы, но и условно дает во времени картинку коммуникации театр-зритель.
Говоря простым языком, новая музейная экспозиция не будет «лобовой» биографией Русского театра или хронологией работы антрепренеров-директоров-художественных руководителей.
Сверхзадачей нового музея, по мнению Артема Свистуна, должна стать история взаимовлияния театра и городской общины. За полтора столетия публика, голосуя рублем, много раз «меняла» театральный репертуар, однако актерская труппа постепенно воспитывала «своего зрителя».
В русском драматическом театре ранее существовала музейная традиция. Замечательный актер и подвижник Эммануил Самойлович Долматов долгое время собирал и бережно хранил артефакты, связанные с повседневной жизнью своего коллектива. Вскоре таких предметов у него набралось на полноценную экспозицию, и в 1973 году был открыт театральный музей.
Воплотить хорошую идею в реальность Эммануилу Далматову помогли художники Павел Гроховский, Михаил Костин, Валентин Иващенко и Петр Маевский, которые оформили стенды в форме театральных тумб.
Музей получился приличный. В экспозиции были тщательно подобранные по тематике, афиши и программки (начиная с времён «Шахтёрки Донбасса»), фотографии выдающихся актеров труппы, сцен из лучших спектаклей.
Были и опорные точки экскурсионного маршрута, посвященные отдельным артистам, их творчеству. В музейную канву гармонично «вплетались» костюмы, реквизит и элементы художественного оформления спектаклей.
Экскурсии проводил сам Эммануил Далматов, к тому времени отошедший от активной сценической деятельности. В архивах русской драмы до сих пор хранится альбом с отзывами благодарных зрителей о музее, вырезки из газет, освещающие его работу.
Эммануил Самойлович умер в 1983-м. Музей, оставшись без хозяина, скоро прекратил своё существование. Начались перманентные ремонты, протекала крыша, затем для производственных нужд понадобилось помещение экспозиции и т.д., и т.п.
Причин на поверхности было много. Однако главное в том, что отсутствовала воля театрального руководства, не было настоящих подвижников-энтузиастов, небезразличных к общей истории коллектива, не было и человека, готового взять на себя ответственность за сохранение уникальной музейной коллекции.
Сегодня ситуация изменилась. Горожанам и актерской труппе нужен музей театрального искусства, который даст более полное представление о культурной жизни общины.
Администрация Русского драматического театра обращается ко всем неравнодушным николаевцам с просьбой поучаствовать в возрождении музейной экспозиции.
Речь идет о старых афишах, фотографиях актеров, наружного вида здания и его интерьеров, видео – и фото театральных постановок прежних сезонов, старых программках и театральных рецензиях в местных и центральных СМИ.
Если вы не пожелаете расставаться с театральными артефактами из ваших семейных коллекций, то специалисты выполнят скановые копии фотографий, афиш и других документов. Коллектив Русского драматического театра заранее благодарит всех, кто отзовется на просьбу.
Сергей Гаврилов.
Напомним: Два юбилея -два бенефиса. «Коляда» в Николаевском театре