Журналист Радио Свобода через год после трагических событий 2 мая года снова в Одессе. Тогда в пожаре в Доме профсоюзов погибло 38 человек. Пожар начался во время столкновений между участниками марша “За единство Украины” и противниками Майдана. Перед 2 мая 2015 года одесские власти в тревожном напряжении.
“Бизнес с человеческим лицом! Бизнес с божьим благословением!” – по одесскому телевизору крутят рекламу строительной компании. Жилье, которое возводит эта компания, вообще-то больше напоминает дворцы, поэтому едва ли цены на него тоже божеские. Роскошные кварталы, нависающие над морем, показывают так долго, что я переключаюсь на бегущую по экрану строчку новостей. И обнаруживаю, что из этой бегущей строчки складывается вся картина сегодняшней одесской жизни, всех ее страхов, ожиданий и радостей. Поэтому я сажусь и записываю:
– 26 мая в Одессе пройдет шестой мегамарш вышиванок.
– Власти города просят помнить о трауре 2 мая рестораны и ночные клубы.
– 31 мая в городе пройдет всемирный парад невест.
– Самые плохие дороги обещают отремонтировать к 1 мая.
– 31 мая в Одессе пройдет фестиваль стиляг.
– Месячник добровольной сдачи оружия будет проходить в Одессе до 30 апреля.
– 2 мая в Одессе состоятся два траурных митинга.
– В Одессе обещают масштабное празднование 9 мая.
– В мае одесские коммунальщики собираются закупить 5 снегоуборочных машин.
– Милиция досматривает въезжающие в Одессу автомобили и автобусы на предмет перевозки в них оружия.
– Одессит получил два года тюрьмы за “жучки” в фитнес-клубе.
– Бойцы МВД и нацгвардии будут усиленно охранять Одессу в первой половине мая.
– В Одессе в целях безопасности установят 50 видеокамер.
– В городе участились случаи воровства лифтового оборудования в жилых домах. О действиях подозрительных лиц в лифтах сообщайте по телефонам.
– В Одесской области ограничили плавание судов и полеты легкомоторных самолетов, а также ограничен заход пассажирских судов.
– 2 мая в городе повесят флаги с черными лентами, развлекательные мероприятия отменят.
Я читаю эту строчку городских новостей и понимаю, что в ней, конечно, доминирует тревога. Усилят, ограничат, проверят… Эта тревога связана с приближающимся 2 мая. Город как будто бы готовится отбивать внешнюю атаку. Я иду на совместную пресс-конференцию губернатора области и руководителей областной милиции и СБУ и слышу на ней, что “атака” – это вообще-то не пустые слова. Каждый день приходится отражать какие-то атаки и какие-то вызовы. Минувшей ночью было взорвано полотно на участке железной дороги между Одессой и Белгород-Днестровским. За прошедшие несколько месяцев в Одессе прогремело больше двух десятков взрывов. В 16 случаях преступников установили. Пять терактов остаются нераскрытыми. Обвинение предъявлено 31 человеку, 23 объявлены в розыск. Еще 24 теракта было предотвращено.
Террористическую активность они связывают с приближающимся 2 мая. Руководитель СБУ (Сергей Батраков) открыто говорит, что эта деятельность финансируется из России, что даже известны ставки за взрывы. Он говорит, что достаточно пресечь финансирование – и эти взрывы прекратятся. Он говорит, что ведется расследование, что установлены имена спонсоров террористов, но он не может их раскрывать до тех пор, пока дела не будут переданы в суд. Он также говорит, что основная масса задержанных – это одесситы, которые за деньги осуществляли подрывы. “Цель – поднять население якобы на поддержку великого российского мира, но я уверен, что одесситы ничего, кроме ненависти, к таким людям не испытывают”.
Между прочим, один из журналистов спросит начальника областной одесской милиции (Ивана Катеринчука), выявляют ли они пророссийски настроенных милиционеров в своих рядах, “не получится ли, как в прошлом году, когда они бросали щиты”? “Выявляем, – сказал Катеринчук. – И даже есть специальные люди, которые мониторят высказывания наших сотрудников в социальных сетях”. Но, видимо, таких высказываний те допускают не слишком много, потому что за пророссийские взгляды из милиции уволено 2-3 человека. При этом в некоторое оправдание действий одесской милиции 2 мая прошлого года Катеринчук говорит, что тогда они “не получили четких указаний”.
Видеозапись пресс-конференции руководителей Одесской области, областного УВБ и областного СБУ.
Опасность, которую ощущают силовые структуры, влечет за собой ужесточение мер по охране порядка. Глава одесского СБУ говорит, что только что вернулся из зоны АТО, где шеф СБУ Украины Наливайченко проводил коллегию о противодействии терроризму, и вот он вернулся оттуда с группой украинских коллег, которые будут помогать одесситам, будет много спецтехники. И еще будут выявляться “лица, которые могут принести нам проблемы, типа сомнительных “советов народов Бессарабии”. Кстати сказать, даже этим утром было задержано несколько человек из так называемой “народной рады Бессарабии” – в местной прессе их называют “пророссийскими активистами”.
2 мая в городе запрещено ношение масок и балаклав. Глава одесской милиции обещает, что нарушителей будут задерживать: “Маски допускаются только в случае проведения силовой операции со стороны правоохранительных структур”. А также запрещается ношение георгиевских ленточек. Насколько я понимаю, все эти запреты не прописаны в законодательстве, все это предмет некоего договора правоохранителей и общественности. По крайней мере, так утверждают силовики.
Журналисты резонно спрашивают, будет ли дозволено ношение балаклав потом, после 2 мая, и Катеринчук говорит, что нет, но дальше нужно будет добиваться такого запрета уже в законодательном порядке.
Очень жестко будет контролироваться митинг 2 мая на Куликовом поле. Во-первых, все пройдут через рамки металлоискателей. Во-вторых, будут запрещены сумки. В-третьих, запрещается звукоусиливающая аппаратура – власти не хотят, чтобы памятное мероприятие превращалось в политическую акцию, они не хотят, чтобы “кто-то делал себе пиар на трагедии”: “Политическими разборками пусть занимаются после 2 мая”. Они опять говорят о некоем договоре, на этот раз с родственниками погибших, что это не должен быть митинг. Это панихида. В-четвертых, всех, кто придет, просят брать с собой паспорта. Потому что много людей находится в розыске. Чтобы вас не схватили по ошибке – держите удостоверение наготове. Губернатор (Игорь Палица) вообще сказал, что будут действовать по принципу “лучше перебдеть, чем недобдеть”. Будут действовать жестко. Будут задерживать. Потом разберемся.
При этом шеф СБУ, когда его вдруг спросили, может ли в городе случиться новое “2 мая” – например, после 9 мая, – сказал, что нет. Никаких других дат, напоминающих одесситам 2 мая, в Одессе больше не будет.