«…С о н я (разворачивает манекен). Здравствуй, Витенька! Ты сегодня так рано? Что-то случилось? И сегодня не твой день! Сегодня вторник, а твой день среда. Сегодня должен прийти Альбертик. Почему он тебе никогда не нравился? И почему ты раньше об этом молчал? Да, мне твоя жена тоже не нравилась, но я же мирилась с ее существованием! А ты думаешь, легко делить любимого мужчину с другой женщиной? Ах, сын… Да, это весомый аргумент. И Абраша тебе не нравится? А вот тут я даже спорить не буду! Он порядочнейший из всех, кого я когда-либо знала. И любил он меня по-настоящему! И если уж на то пошло, он единственный был мне верен. Да, это он мне сказал. А ещё он мне говорил, что я идеальная жена! Правда потом добавлял, что идеальная жена – как таракан: её видишь или ночью или на кухне. На кухне он видел меня редко. Зато ночью… А тебя не было по ночам. По ночам ты был с ними… Ты был дома! А я ревновала! Как я ревновала тебя к ней, Витенька… Сказать по правде… Ты был лучше Абраши в интимном смысле…».
Этот монолог взят из сценарного текста пьесы Аси Котляр «Последняя любовь Сонечки Бейм». Заслуженная артистка Украины Сталина Логошняк не стала отступать от актерской традиции и отметила свой день рождения на сцене.
Она не случайно выбрала камерный спектакль в постановке режиссера Виктора Смирнова. Пронзительный сюжет театрального действа полностью корреспондируется с нравственной позицией актрисы, которая всю жизнь отдала искусству.
– Я родилась в семье военного, – сообщает о себе Сталина Васильевна в интервью местному корреспонденту, – папа у меня был танкистом, мама – медработником. Это было на Дальнем Востоке. Хабаровский край, Ленинский район, Биробиджан, село Бабстово. В 1943-м отец погиб под Житомиром. Во время войны мы с мамой жили в узбекском городе Ош. Она работала в госпитале, а я ходила в детский сад. На выходные мама брала меня с собой на дежурство, где я устраивала раненым концерты. Пела, читала стихи, танцевала. Они угощали маленькую девочку кусочком сахара и подкармливали, когда никто не видел…
В спектакле «Последняя любовь Сонечки Бейм» заняты всего четыре актера. Четыре образа – четыре роли: три женские, одна мужская. Для сценариста – Аси Котляр – основой сюжета послужила реальная история, рассказанная ей очевидцем.
Героиня пьесы – Софья Бейм – бывшая актриса, которую играет Сталина Васильевна, проводит жизнь в реабилитационном центре для пожилых и не совсем здоровых людей. Она мысленно общается с теми, кто был ей когда-то дорог, не подозревая, что их давно уже нет на этом свете. И лишь любовь к реальному человеку спасает ее от одиночества и дарит последние минуты счастья.
Героиня путешествует во времени. Она хорошо помнит детство, всех своих мужчин и поклонников.
«… Я была молодой и глупой. – Говорит Сонечка Бейм. – К тому же, издержки профессии! Творческие люди склонны к авантюрам! Особенно к авантюрным романам. Но я была скорее исключением, чем правилом. У меня почти не было любовников. Это при том, что я была не дурна собой! Ах, как я играла… А если бы вы слышали, дорогая девочка, как я пела! Скажите, Валечка, Вы были когда-нибудь в театре?..».
Ранняя творческая биография Сталины Логошняк сопрягается с воспоминаниями героини. Вот, что она сообщает журналисту: «…Три года мне было… Приехал театр какой-то, я не помню, мне мама рассказывала. И у них там то ли девочку не привезли, то ли она заболела. А я ж гуляю красивая такая, с бантами.
– Девочка, а как тебя зовут?
– Сталина.
– А где мама?
– Спит дома, после дежурства.
Пришли, спросили ее, можно ли девочка у нас в спектакле сыграет. Мама разрешила…».
Детский дебют на взрослой сцене определил ее дальнейшую судьбу. После школы будущая актриса недолго работала пионервожатой, затем поступила в Днепропетровское театральное училище.
Актерского отделения в заведении не было, потому Сталина Лагошняк ездила на гастроли с местной филармонией. Пела, танцевала, играла на гитаре. Однако концертная жизнь продолжалась недолго.
«Приехал директор театра, – вспоминает актриса, – посмотрел дипломную работу, слушал вокал, поглядел хореографию, был и на экзамене по сценической речи. В общем, он меня пригласил в Тернополь. Очень хорошо там шла, на меня даже брали пьесу. Не помню, как она называлась, но по ней даже сняли фильм «Черноморочка»… Затем по семейным обстоятельствам мы с мужем уехали из Тернополя. Директор мне еще тогда сказал: «Если чего, возвращайся, место будет за тобой».
В Орджоникидзе, куда мы прибыли, театра не было, я работала во дворце худруком, вела драматический коллектив, писала праздничные сценарии, ставила все это.
К 23 февраля готовила большой концерт, всегда все делаю заранее. Он практически был готов, а 8 февраля вызывают «скорую», и у меня рождается сыночек. Практически в декрете не была…».
Актриса не могла жить без театральной сцены, и супруг предложил ей переехать в Николаев, так как «там целых два театра». Семейная пара прибыла в город, когда актерские труппы находились в отпусках.
Сталина Васильевна, которая свободно владела как русским, так и украинским языком, позднее вспомнит: «В украинском театре режиссером был Оселедчик, Царствие ему небесное. Они отозвали труппу из отпуска, и мы репетировали сказку. Я понравилась, меня взяли. Потом пришел Литко. Очень хороший режиссер. Позднее его перевели сюда, в русский театр, который считался элитным. Чтобы поддерживать его высокий художественный уровень, решением партии Литко перевели сюда. Он предложил мне пойти с ним. Тут были и Квасенко, и Троянова… Я спросила: «А что же я там делать буду?». Он ответил: «То же, что и здесь, играть!» С сентября 1969 года тут и работаю…».
48 лет Сталина Лагошняк не покидает сцену Николаевского академического художественного русского драматического театра. Она очень быстро прижилась в труппе и стала «родной» для горожан.
Многие актеры, проработавшие в русской драме много лет, так и не стали для зрителей «родными». Дело не в мастерстве, не в званиях и даже не в выигрышных ролях, а в той нравственной сверхзадаче, которую каждый артист вкладывает в создание сценического образа.
У Сталины Васильевны Лагошняк нравственным ориентиром стала любовь. Для нее это не абстрактное этическое понятие, а форма существования в и жизни, и на сцене. Ее любовь целительна для зрителей в партере и для всех тех, кто сопровождает актрису по жизни.
Причем совершенно не важно, какие образы она создает в своей работе, положительные или отрицательные. Народ в зале одинаково сопереживает как обманутой жене, так и коварной обольстительнице.
В спектакле «Вкус черешни» по пьесе Агнешки Осецкой, образ Зоси Сталина Лагошняк воспроизвела в ритме мчащейся, на грани крушения любви, вынудив всех погрузиться и вспомнить «собственное безумие светлого чувства».
А в трагикомедии Александра Галина «Аккомпаниатор» одинокая старушка Светлана Сверчкова (тоже в ее исполнении) заставила зрителя проникнуться «одиночеством любви».
По сюжету Сверчкова разоблачает мошенника – охотника «за квадратными метрами пенсионеров» – и вместе со всеми стариками не радуется, что спасла всех от потери квартир, а печалится по поводу утраты «воскресшей молодой любви».
«Последняя любовь Сонечки Бейм» как бы сублимирует многолетнюю сценическую сверхзадачу актрисы. Сталина Лагошняк в центральном монологе устами героини заявляет: «Господи, я не была так счастлива ни с одним моим мужчиной, понимаешь? Я была так счастлива дома и на сцене… Это так давно было! Дома! Мой дом… Знаешь, я помню колыбельную, которую мама пела моему братику… А может это не колыбельная была? Она на идиш пела… хотя какая разница! Мне кажется, что все в мире колыбельные одинаковы, потому что их поют мамы… Пахло халой и корицей. Этот запах преследует меня всю жизнь, Господи…».
Эмоциональный накал актрисы передался зрителям и стал целительным для всех, кто потерял уверенность в завтрашнем дне. Эту целительную любовь нельзя транслировать в зал актерскими инструментами, для этого нужно быть цельным человеком и жить с такой любовью.
Заслуженная артистка Украины Сталина Васильевна Лагошняк почти полвека проработала в Николаевском академическом художественном русском драматическом театре.
В ее активе обширная галерея образов. Здесь можно загибать пальцы всем: Зося («Вкус черешни» А.Осецкой), Степанида («Солдатская вдова» Н.Анкилова), Луиза («Коварство и любовь» Ф.Шиллера), Надя («Последний срок» В. Распутина), Надька Березкина («Живи и помни» В. Распутина), Елизавета Семеновна («Все начинается с любви» Г.Голубенко, Л.Сущенко, В.Хаита), Лиза («Горе от ума» А.Грибоедова), Подрезова («Восточная трибуна» А.Галина), Фрося («Печка на колесе» Н.Семеновой), Серафима («Тревожный месяц вересень» В.Смирнова), Каролина Неаполитанская («Флаг адмирала» А.Штейна), Домна Пантелеевна («Таланты и поклонники» А.Островского), Сенаторша Хармелиус («Юстина» Х.Вуолийоки), Голда («Поминальная молитва» Г.Горина), Марина («Дядя Ваня» А.Чехова), Сверчкова («Аккомпаниатор» А.Галина), Таня, Софья Ивановна («Пока она «умирала» Н.Птушкиной), Баба Паша («Бесприданник» Л.Разумовской), Памела («Дорогая Памела» Дж.Патрика), Мать («Шесть блюд из одной курицы» Г.Слуцки), Карпухина («Дядюшкин сон» Ф.Достоевского) и многие другие.
Многие годы Сталина Васильевна была помощником главного режиссера по труппе – «диспетчером» и организатором творческого процесса театра. Много сыграла ролей в детских спектаклях.
В качестве режиссера поставила несколько интересных спектаклей-сказок: «Белоснежка и семь гномов» (Л.Устинова, О.Табаков), «Карлик Нос» по В.Гауфу, «Дюймовочка» по Г.Х.Андерсену, «Кот в сапогах» по Ш.Перро.
Редакция «Южной правды» поздравляет Вас, Сталина Васильевна, с Днем рождения. Все горожане и жители Николаевской области желают Вам еще долгие годы исцелять своих зрителей любовью, радостью и мудростью. Низкий поклон от почитателей Вашего таланта.
Сергей Гаврилов