«… Знаменитый герой Геракл, по мнению режиссера спектакля Кредина, совершает свои великие подвиги не ради личного освобождения от царского рабства, а для того, чтобы вызволить весь греческий народ из тяжелой монархической неволи.
В младенчестве он душит двух змей, которых ему подослала коварная богиня. Режиссер для этой сцены использовал два пожарных шланга, обернутых империалистическими флагами Американских Соединенных Штатов и Британского королевства.
Затем Геракл рубит Лернейскую гидру и на сцену падают головы буржуев, нэпманов, очковтирателей и служителей культа. Потом герой спускается в подземное царство Аида, где ему предстоит укротить жестокого пса Цербера. Однако по ходу действия пьесы выясняется, что собака не такая уж страшная, ей самой надоело сидеть на цепи, и она мечтает побегать по зеленым лугам. Геракл снимает с Цербера ошейник и отпускает его на свободу.
При царском режиме каждый гимназист знал, кто такой Геракл, – сказал при разборе спектакля начальник окрполитпросвета тов. Губанов, – а сегодняшние школьники вынуждены считать его пламенным борцом за освобождение угнетенного пролетариата… Мы все прекрасно знаем, что это не так. Потому необходимо во вступительном слове перед каждой постановкой кратко рассказывать зрителям, кто на самом деле такой Геракл, и почему мы его до сих пор уважаем». – Добавил тов. Губанов...».
Это любопытный отрывок взят из театральной рецензии на премьеру спектакля «Подвиги Геракла», который был поставлен первым художественным руководителем Николаевского ТЮЗа Владимиром Крединым. Собственно говоря, именно с этой постановки 90 лет назад началась биография нашего академического украинского художественного театра драмы и музыкальной комедии.
Рецензия была опубликована в одесской газете «Театральное обозрение» в 1932 году, а это значит, что «Подвиги Геракла» были в репертуаре Николаевского ТЮЗа почти четыре года. Все это время легендарный герой душил на сцене «империалистических змей» и рубил головы буржуям.
Чем объясняется такая долгая жизнь спектакля? Здесь, наверное, нужно вспомнить о том, что представлял собой наш город в конце 20-х – начале 30 годов прошлого века.
Мыслительная картинка тоскливая. Похороны НЭПа, вялотекущее восстановление разрушенного хозяйства. Все силы и средства пятилетки индустриализации брошены в создание новых промышленных предприятий. В Николаеве никакого жилищного строительства и полное забвение социальной сферы.
Рабочие трудятся за нищенскую зарплату, плюс всех подряд заставляют участвовать в покупке облигаций государственных займов. Доходов квалифицированного рабочего едва хватает, чтобы прокормить семью из трех человек. Люди голодают, а недовольные исчезают в подвалах ЧК-ОГПУ-НКВД.
Городская община находится в эмоционально-депрессивном состоянии, которое не могут излечить субботники, карнавальные демонстрации, митинги и прочие «политические развлекухи».
Николаевский ТЮЗ – единственное светлое пятно в серой жизни. Театр в этой обстановке становится мощным антидепрессантом и психотропной таблеткой для горожан.
Антидепрессант и психотропная таблетка
По мнению Константина Сергеевича Станиславского, «специфика психологической атмосферы театра и энергетический обмен актёра со зрителем создают эмоциональный характер восприятия действительности, что позволяет человеку использовать театральную информацию в арсенале своего жизненного опыта и обретать нравственную уверенность в завтрашнем дне».
Читая театральные афиши 30-х годов, можно утверждать – актерская труппа Николаевского ТЮЗа почти стихийно, буквально по какому-то наитию, формировала свой репертуар, исходя из психологического ожидания публики. Театр восполнял недостающие эмоции горожан, являясь своеобразной психотропной таблеткой для общины.
В сезон 1932-1933 годов (период голодомора) основная нагрузка падала на постановку комедий, водевилей и героических драм, которые нивелировали безысходность сегодняшнего дня и заставляли зрителей с надеждой смотреть в будущее.
В предвоенный период актерская труппа ставит в основном жизнеутверждающие пьесы советских драматургов, которые помогали николаевской публике гасить интуитивную тревогу в преддверии грозных событий.
На сцене ТЮЗа водевили сменяются героико-романтическими («Шторм» В. Билль-Белоцерковского, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Разлом» Б. Лавренева) и социальными драмами («Далекое» А. Афиногенова, «Таня» А. Арбузова).
Театр в Николаеве постепенно обретает динамичную жизнь. Это было связано с тем, что кураторами и педагогами были народные артисты бывшего СССР: легенда Московского Малого театра Александра Яблочкина, выдающийся актёр МХАТовец Николай Плотников, София Мануйлович – ученица Леся Курбаса, братья Роберт и Рафаил Адельгеймы.
Первый театральный сезон ТЮЗа в освобождённом от фашистов Николаеве открылся премьерой «На Вкраїні милій» (И.Чабаненко), затем последовали «Русские люди», «Жди меня» (К.Симонов) и украинская классика: «Наталка-Полтавка» (И. Котляревский), «Доки сонце зійде – роса очі виїсть» (М. Кропивницкий), «Семья» (В. Василенко) и «Сон князя Святослава» (И.Франко).
В послевоенное время ТЮЗ продолжил свою «психотерапевтическую» миссию в городской общине. Когда в 1946-м помещение театра превратилось в присутствие военного трибунала, который судил нацистских преступников из оккупационной администрации Николаева («малый Нюрнберг»), труппа откликнулась на событие премьерами «Ромео и Джульетта» (Шекспир) и «Сказка о царе Салтане» (Римский-Корсаков). Режиссер-постановщик сделал почти лобовой акцент о неизбежности воздаяния человеку за все неправедные дела.
В августе 1959 года труппу Николаевского театра юного зрителя постановлением Совета Министров УССР (№ 1926) объединяют с актерским коллективом передвижного театра им. Т.Г. Шевченко в один творческий состав.
ТЮЗ обретает новый статус под брендом «Николаевский областной украинский музыкально-драматический театр». Главными режиссерами здесь в разное время работали: заслуженный артист Украины Борис Оселедчик, заслуженные деятели искусств Анатолий Литко и Виталий Карпенко.
31 декабря 1980 года, по приказу Минкульта УССР, театр вновь меняет название. На фронтоне здания появляется вывеска «Николаевский украинский театр драмы и музыкальной комедии».
В 1988 году театр возглавил заслуженный деятель искусств и заслуженный деятель культуры Украины Николай Берсон. Несмотря на славную предыдущую биографию учреждения, ему досталось печальное наследство.
Здание театра было в плачевном состоянии, оно медленно разрушалось. Изношенные коммуникации и обваливающаяся штукатурка сделали помещение аварийным.
Медленный ремонт, продолжавшийся несколько лет, заставил труппу терпеть лишения на чужих сценических площадках, в холодных и неудобных сельских клубах.
Николаю Берсону пришлось долгое время быть единым во многих лицах: архитектором, строителем, сметчиком, экономистом и, конечно же, художественным руководителем театра.
За прошедшие почти тридцать лет Николай Семеновичу удалось повысить профессиональную планку актерской труппы и увеличить зрительскую аудиторию. Проходных постановок не бывает, на каждом спектакле -устойчивый переаншлаг, а билеты раскупаются за два месяца вперед.
С 1999 года коллектив постоянно участвует в Международном фестивале «Мельпомена Таврии». В 2001-м театр за свои многочисленные заслуги в деле отечественного искусства и культуры получает звание Академического. В 2005-м здесь открывается Малая сцена, которая становится лабораторией творческих экспериментов.
В 2007 году Николай Берсон в интервью «Южной правде» к 80-летию театра обмолвился о современной сценической «психотерапии»: «Высокая оценка нашего труда зрителем – это главная награда. Мы постоянно следим за его реакцией, настроениями, стараемся прислушаться к его мнению, мы меняемся и стремимся сегодня играть лучше, чем вчера. И все это – во имя нашего зрителя. А если говорить о признании в театральном мире, то можно назвать самые главные награды, которые говорят о продвижении нашего творческого коллектива».
Награды впечатляют. В 2001-м театр первый из областных театров Украины, получил статус академического. В том же году он стал победителем на Международном театральном фестивале античной драмы «Боспорські агони».
В 2002 -м коллектив получил Почетную грамоту и золотую медаль «За високу професійну майстерність» от Кабинета Министров Украины, а через три года – звание лауреата Всеукраинского конкурса качества товаров и услуг «100 кращих товарів».
В 2006-м – серебряную награду в номинации «Діловий імідж України» в рамках программы “Партнерство та інтеграція у світову співдружність» и Почетный диплом от премьер-министра Украины.
2007 год ознаменовался тремя основными наградами на международном фестивале «Мельпомена Таврии».
Уникальность актерской труппы украинского театра, по мнению журналистов, не только в том, что все делается, как в большой дружной семье, но еще и в том, что ветры ненужных иллюзий не витают в театре, а все усилия нацелены только на работу, на ее конечный результат.
В труппе успешно работают молодые семейные пары старшего поколения – это Надежда и Олег Игнатьевы, Владимир и Ольга Кузнецовы, целая династия Чернозубов, а также семьи Мостренко, Хижняков и другие.
Сам Николай Берсон еще 10 лет назад озвучил кредо своего коллектива: «Стабильность театра зависит от преемственности поколений. Наши ветераны, проработавшие по 30 и даже 50 лет – это большая поддержка молодежи. Я имею в виду Валентину Мальцеву, Элеонору Грибкову, Владимира Остащенко, Феодору Полоз, заслуженную артистку Украины Надежду Игнатьеву, зав. постановочной частью Аркадия Розенблюма. Сейчас у нас наметился очень неплохой состав среднего возраста, на который выпадает основная нагрузка в театре и который на некоторое время был ослаблен (одни состарились, другие не подросли): это заслуженные артисты Украины Ирина Бубенко, Людмила Баранова, а артисты Андрей Дерик, Яна Артеменко, Александр Щесняк, Николай Григоренко, Павел Чирва, Александр Маглеванный, Владимир Карпенчук, Наталья Егорова, Андрей Иванов, Татьяна Леоненко, Алена Мостренко и др. Хотелось бы сказать о большом вкладе в общий настрой и творческую обстановку главного дирижера, заслуженного артиста Украины Виктора Уреса, главного балетмейстера, заслуженного артиста Украины Александра Леоненко, педагога-балетмейстера Антонины Нестеренко, главного хормейстера Натальи Авраменко, педагога по вокалу Любови Твердохлеб. Сейчас у нас подобралась хорошая молодежь – ей продолжать традиции театра…».
Прошло всего 10 лет со времени предыдущего юбилея и в жизни театральной труппы кое-что поменялось. В это «кое-что» не вошли нравственные ориентиры театра и его сверхзадача осталась прежней – делать своего зрителя лучше.
Чтобы разобраться с ситуацией, автор этих строк напросился на беседу к руководителю Николаевского академического украинского театра драмы и музыкальной комедии, народному артисту Украины, заслуженному деятелю искусств и заслуженному работнику культуры Украины Николаю Семеновичу Берсону.
– Тема не юбилейная, Николай Семенович, – озвучил свое намерение по телефону, – о ваших медалях, грамотах, лауреатствах и прочих наградах расскажут журналисты всех СМИ… – Что вы хотите от меня услышать, – спокойный голос в трубке, – свежие анекдоты?.. – Нет, хочу услышать ваше мнение о том, как театр влияет на жизнь нашей городской общины.
– Приходите.
Есть смысл изложить это приватное мнение, опуская свои реплики в диалоге.
Приватное мнение
– Никогда не было стремления строить репутацию театра на бесконечных фестивальных марафонах. Да, можно быть один-два-три раза лауреатом престижных конкурсов, можно и десять раз. Однако театральные фестивали, где труппа выкладывается в одной постановке, отличаются от будней, когда требуется упорная, каждодневная работа всего коллектива и вспомогательных служб.
Будь ты хоть с ног до головы обвешан дипломами, но если в партере родного театра зритель чихает и кашляет, грош цена всем наградам. Главный приз – устойчивое признание твоего ежедневного труда публикой.
Кстати, не совсем согласен с вашей метафорой, что театр – психотропная таблетка для городской общины. Это, скорее, коррелирующее эмоции публики гомеопатическое средство, которое действует не вдруг и не сразу, а только после курса лечения.
Если репертуар – лицо театра, то состав его аудитории и зрительские предпочтения – своеобразное отображение этого лица. Смотрясь в аудиторию, театр может увидеть себя (так же как зритель в театре находит себя).
Театральное искусство противопоставляет всем житейским конфликтам, свою систему установок и образов. Оно может создавать в сознании зрителей позитивную модель поведения.
Помните стрессовое состояние людей в середине 90-х. Купоны, гиперинфляция, бюджетникам не дают месяцами зарплату, рост преступности, тотальное одиночество человека и… взрыв суицидальных смертей.
«Эфирная» силовая линия системы «театр-зритель» моментально отреагировала на ситуацию. Если посмотреть наши репертуарные планы, то больше всего в то время мы ставили комедии водевили и фарсы. Это хоть каким-то образом коррелировало негативные эмоции горожан.
В эпоху Януковича, когда процветал бандитский беспредел на государевом уровне, когда отнимали бизнес, личную собственность и могли просто так упрятать в тюрьму, мы поставили шекспировский «Макбет». Немного актуализировали его и… добились «гомеопатического эффекта». Люди после спектакля благодарили нас. Думается, за то, что почувствовали уверенность в завтрашнем дне.
Я считаю, что театр должен помнить о своей ответственности перед публикой. Не помню, кто сказал…Звучит примерно так: «Зритель есть не только социологическая категория и экономическая основа существования театральной труппы, он равноправный сотворец спектакля».
Именно в пространстве «силовых линий», исходящих из партера, актерская труппа получает тот заряд жизненной энергии, который даёт ей импульс и направление развития своего искусства.
Я часто слышу жалобы и нарекания, что достать билеты в наш театр проблематично и что нужно покупать их за два месяца до спектакля, советуют расширяться, увеличивать количество актеров и прочее.
Категорически против экстенсивного развития. Мы и так достигли пика пропускной способности – 100 000 зрителей. Театр в нашем городе должен иметь свою камерность, чтобы интенсивно работала эмоциональная связь актера и публики.
Театр, перефразируя Хэмингуэя, должен быть всегда с тобой…
Сергей Гаврилов