Столетие назад каждому одесситу и жителю города Аккерман был знаком небольшой колесный пароход «Тургенев». В свой первый рейс из Одессы в Аккерман он отправился в воскресный день 14 июля 1885 года, и с тех пор более 30 лет верой и правдой перевозил на своем борту пассажиров всех сословий, доставлял в трюмах попутные грузы. Любой малец знал, что хозяином «Тургенева» был некий негоциант, весьма популярный в Одессе купец Вебстер, имя которого тысячи раз произносилось пассажирами на борту парохода.
Ричард Ричардович Вебстер еще в начале 1860-х годов проявил интерес к организации прибрежного судоходства в северном Причерноморье. Однако по законам царской империи, как подданный Великобритании, он не имел права заниматься каботажными перевозками. Поскольку владельцем судоходной компании мог быть лишь российский гражданин, Вебстер вскоре принял российское подданство. Первыми судами его пароходной компании стали крупные баржи и буксиры, транспортировавшие грузы между портами реки Днепр и Одессой.
В самом скором времени Ричарду Вебстеру удалось надежно поставить дела своего пароходства, что позволяло ему расширить судоходную деятельность. В это время, как нельзя кстати, нашелся порядочный компаньон в лице купца Ивана Алексеевича Коваленко, который на долгие годы стал надежным партнером и другом Вебстера. Ричард Ричардович Вебстер долгие годы жительствовал в Одессе в доме №4 по Казарменному переулку, здесь же находилась и контора пароходства «Р.Р. Вебстер и И.А. Коваленко», переехавшая в начале XX века в дом №8 в Воронцовском переулке. Часть своего бизнеса они перенесли на Днестр, где шел большой по тому времени поток грузов. К концу XIX столетия флот пароходства «Р.Р. Вебстера и И.А. Коваленко» на Днестре насчитывал девять больших барж грузоподъемностью по 410 тонн и одну гразоподъемностью 656 тонн. Сюда баржи приводились с Днепра и Буга, где было организовано строительство таких судов.
Приспособленные как для речного, так и для морского прибрежного плавания, баржи имели длину около 42,63 м, ширину – около 10 м и высоту борта более 2,13 м. Они возили грузы в нижней части Днестра, ходили из Тирасполя и Варницы в Одессу. Однако море не всегда было милостиво к непрочным мелкосидящим судам. В середине мая 1907 года, когда буксир «Силач» тянул в сцепке три баржи Вебстера и Коваленко, налетевшая вблизи Большого Фонтана буря разбросала караван, при этом две баржи с зерном затонули.
Сильным конкурентом для Вебстера и Коваленко являлся флот судов купца И.А. Баптизманского. Обе компании держали на Днестре и свои паровые буксирные пароходы, которые тягали баржи вверх по реке. Баржи Вебстера и Коваленко водил буксирно-пассажирский пароход «Шевченко», который они приобрели в 1899 году у Б.А Месса. Железный одномачтовый колесный пароход был построен в 1888 году на заводе Брянского рельсопрокатного общества. Поначалу он работал в низовьях Днепра, а потом был переведен на Днестр. «Шевченко» имел вместимость 132 т при длине 40,7 м и ширине 5,2 м. Его паровая машина мощностью 220 л.с. давала судну возможность развивать скорость в 8 узлов. Помещения парохода позволяли принимать на борт до 100 пассажиров 3 класса.
Не испугавшись высокой конкуренции в пассажирских перевозках между портами Николаев, Херсон и Одесса, пароходство «Р.Р. Вебстера и И.А. Коваленко» смело ввязалось в борьбу за всякого желающего преодолеть расстояние между этими портами морским путем. На линию был поставлен грузо-пассажирский колесный пароход «Русалка», построенный в 1880 году в городе Линце, Австрия. Судно имело наклонную паровую машину Compaund мощностью 300 л.с., два паровых котла завода Эшер-Висс и Ко (Цюрих) и приводилось в движение одним гребным колесом с правого борта.
Обычные повседневные рейсы тоже не всегда завершались благополучно. Серьезное столкновение «Русалки» с пароходом РОПиТ «Князь Потемкин» произошло 21 июня 1901 году у самой Волошской косы на реке Буг. Получив повреждения корпуса, пароход вынужден был стать в Херсонский док для заделки пробоины. Тем не менее, судьба уготовила «Русалке» долгую морскую жизнь. В 1928 году, переименованное в «1 Мая», судно три раза в неделю совершало рейсы Херсон-Каховка-Николаев. Но, 19 августа 1941 года, при обстреле германской артиллерией, затонуло у элеватора в Херсонском порту.
Пожалуй, самым удачным коммерческим ходом Вебстера и Коваленко стало открытие грузо-пассажирского сообщения между Одессой и Аккерманом. Весной 1885 года они приобрели для этой линии железный однопалубный колесный австро-венгерский пароход «Buda Pesth», построенный в 1882 году на английской верфи C. Morrison в городе Престоне. Этот речной «гигант», переименованный в «Тургенев», весьма интересно описал писатель Валентин Катаев: «Довольно длинный, но узкий, с двумя колесами, красные лопасти которых виднелись в прорезях круглого кожуха, с двумя трубами, он скорее напоминал большой катер, чем маленький пароход».
Плавание парохода «Тургенев», по признанию современников, – это целая эпоха. Однодневная поездка на нем туда и обратно для многих пассажиров, особенно для детей, «представлялась по меньшей мере путешествием через Атлантический океан». При длине в 55,4 м и ширине 7,36 м, пароход мог брать на борт 50 пассажиров 1 и 2 классов и 250 – 3 класса, так называемых «палубных». Имея паровую машину в 440 л.с., «Тургенев» «несся» по ровной глади Днестровского лимана со скоростью 10 узлов.
Ранний отход из Одессы в 8 часов утра всегда собирал на Военном молу толпы груженых чемоданами и котомками отъезжающих и машущих платками и шляпами провожающих. Эта картина непременно повторялась ежедневно, кроме понедельника. Прибывшая к полудню в Аккерман публика могла довольствоваться двухчасовой стоянкой «Тургенева», которой вполне хватало для осмотра небольшого уездного городка с крепостью. По возвращении в Одессу к 6 часам вечера причал вновь наполнялся гомоном успевших соскучиться по родственникам встречающих и уставших от солнца, моря и впечатлений прибывающих.
Цены на билеты долгое время оставались вполне доступными. В 1908 году билет в 1-м классе стоил 1 р. 50 коп., во 2-м – 1 р. 25 коп., а палубные могли ехать с ветерком всего за 60 коп. «Тургеневу» удалось быть увековеченным многими литераторами, побывавшими на его борту. Летом 1888 года на «Тургеневе» свое первое морское путешествие совершила Леся Украинка. О своей поездке в Аккерман Леонид Утесов приятно вспоминал в своей книге «Спасибо, сердце».
Однако хозяевам парохода «Тургенев» приходилось испытывать и неприятные моменты, доходившие до судебных тяжб. В основном это было связано с одесским «портовым погромом» 15-16 июня 1905 года. Со стороны сразу нескольких коммерсантов Ричарду Ричардовичу Вебстеру были выставлены тысячные денежные иски за утерю грузов: яловых и овечьих кож Московского купца Людвига Леви; чая Товарищества «В. Высоцкий и Ко.» и др. В ту ночь сгорело деревянное здание агентства пароходства «Р.Р. Вебстера и И.А. Коваленко» на Практической гавани, а также были уничтожены пожаром и разграблены различные грузы на общую сумму 20320 р. К счастью, ввиду надвигавшихся событий, «Тургенев» был вовремя уведен в Аккерман. Судебные разбирательства продолжались несколько лет, даже после кончины Р.Р. Вебстера.
Роберта Робертовича не стало 25 июня 1908 года, он умер в городе Вильдунгене (Германия), не выдержав операции на почках. На похороны Вебстера в Одессе собрались тысячи тех, кто знал, уважал и любил его за отзывчивость, корректность и доброту. Он был старейшим выборным купеческого сословия, состоял членом Биржевого комитета и комитета Торговли и Мануфактур, непременным членом в испытательной комиссии при Управлении Одесского порта на звание судоводителей и механиков, старейшим членом Черноморского яхт-клуба. Его отпевали в англиканской церкви на Ремесленной улице и похоронили на 2-м Христианском кладбище.
Задолго до своей смерти, в январе 1888 года, Ричард Ричардович Вебстер составил завещание, согласно которому все движимое и недвижимое имущество отписывал в «полную собственность» своей жены Эммы Ивановны Вебстер. Часть своей доли в пароходстве «Р.Р. Вебстера и И.А. Коваленко», как, например, пароход «Шевченко», Эмма Ивановна продала компаньону. Пароход «Тургенев» был куплен конторой «В.М. Белогорский и А.И. Волохин» и продолжал выполнять рейсы Одесса-Аккерман. В апреле 1915 года был мобилизован для военных нужд и участвовал в транспортировке военных грузов по Дунаю в Сербию. При отходе из Корабии (на Дунае) 29 ноября 1916 годы был взорван русскими. После поднятия австро-венграми и ремонта судно использовалось на Дунае, а по окончании первой мировой войны было сдано на слом, сообщает Работник моря
Напомним, как сообщало Инше ТВ, Гройсман: «Нам нужно восстанавливать речное судоходство»
.