Начав вчерашнее утреннее заседание, Верховная Рада не проработала и десяти минут.
Депутат от «Народного фронта» Юрий Береза попросил вице-спикера Оксану Сыроид позволить выступить с трибуны правоохранителям и бойцам Нацгвардии, пострадавшим в схватке на блокпосту у Славянска в Донецкой области 14 марта. Однако Оксана Сыроид отказала и закрыла утреннее заседание. Силовики озвучили свою версию событий, а депутат Владимир Парасюк рассказал «Радио Свобода» свою.
«Народный депутат, прикрываясь своим мандатом и удостоверением, позволил себе бить полицейских. Я не знаю, когда мы должны дальше падать, и на какое дно, – сказал депутат Юрий Береза, имея в виду своего коллегу Владимира Парасюка. – Поэтому я прошу, госпожа председательствующая, допустить в зал и дать право на выступление бойцам Национальной гвардии и представителям полиции».
Председательствующая вице-спикер Оксана Сыроид объявила утреннее заседание закрытым и вышла из зала. На своей странице в Facebook она объяснила, что действовала в соответствии с регламентом, который позволяет только депутатам присутствовать на пленарном заседании.
Версия правоохранителей
Представители полиции оставались возле трибуны, пока депутатам не удалось включить микрофоны. Слово взял Юрий Голубан, полковник Национальной полиции, командир роты спецназначения ГУНП Донецкой области. По его словам, около 19:00 14 марта к блокпосту подъехала колонна из 13 машин, которую возглавлял Владимир Парасюк.
Начальник полиции Славянска вышел к нему с требованием пройти осмотр и контроль в соответствии с инструкциями АТО, говорит Голубан. Стычка обострилась, когда Парасюк отдал приказ штурмовать правоохранителей, говорит полковник.
«Предупредили: не подходите. Передернули затвор. Поскольку они приблизились вплотную – предупредительный огонь вести не могли. От рикошета могли пострадать и мы, а в воздух уже не могли поднять. Я дал команду отодвинуть автоматы в сторону. После этого с другой стороны начали массово использовать газовые баллончики. Три сотрудника моих сейчас с очень сложными поражениями глаз и лица в Славянске», – сказал Голубан.
По словам полковника Национальной полиции, некоторые из единомышленников Парасюка схватился за оружие и пытались изъять автоматы у правоохранителей. В это время в сторону полиции раздавались матерные и угрозы, говорит Голубан.
«Причин для применения огнестрельного оружия, согласно 46 статье закона «О Национальной полиции», мы имели достаточно. Просто если бы мы это сделали, я понимаю, что была бы большая беда», – говорит Голубан.
Версия Владимира Парасюка
Владимир Парасюк имеет другой взгляд на ситуацию. В интервью Радио Свобода он рассказал, что колонна спокойно согласилась на проверку документов. И уже когда машины отправились в сторону следующего блокпоста, представители полиции перекрыли дорогу и привели оружие на активистов, говорит депутат.
«Потом остальные подразделения, которые были со стороны полиции, они все начали заряжать своё огнестрельное оружие, начали применять слезоточивый газ против меня и побратимов. Но в этом противостоянии мы дожали и прорвались через блокпост», – говорит Парасюк.
Часть его единомышленников, а затем и сам Парасюк, поехали объездными путями, чтобы попасть в Бахмут в объезд блокпостов. На одном из перекрестков их остановили правоохранители, рассказывает депутат. Правоохранители «вели себя по-хамски», говорит Парасюк, и заблокировали его авто.
«Было применено огнестрельное оружие, и это не была стрельба в воздух. А над головами и в землю. То есть пули рикошетили и летели в сторону как в мою, так и сторону людей, с которыми я приехал», – говорит Парасюк.
Однако коллеги-депутаты аргументов Парасюка не услышали, ведь его не было 15 марта на заседании. Мнения депутатов разделились относительно инцидента и относительно блокирования работы Верховной Рады в целом.
Мнения депутатов об инциденте
По мнению Алексея Гончаренко, депутата от «Блока Петра Порошенко», Владимир Парасюк «паразитирует на своем удостоверении из-за безнаказанности».
«Я думаю, что правоохранительные органы должны выносить представление на снятие с него депутатской неприкосновенности. Я не говорю, что надо его арестовывать, нет. Но надо её снять, чтобы он понимал, что несет ответственность за свои действия», – сказал Гончаренко в комментарии Радио Свобода.
Зато коллега Гончаренко по фракции Сергей Лещенко возмущен, каким образом завели правоохранителей в Верховную Раду, чтобы те озвучили свою версию событий. Это очень опасный прецедент, когда в разрез регламенту выступают люди, которых не приглашал парламент, по которым нет решения спикера или председательствующего вице-спикера, считает Лещенко.
«В будущем это сработает против тех, кто это инициировал. Если одним военным разрешили выступать, то где гарантия что завтра какая-то политическая сила, которая влияет на какие-то вооруженные батальоны, не заведет в парламент своих военных, которые тоже захотят выразить свою точку зрения о событиях в стране. А при этом они могут ещё быть вооружены. Таким образом мы открываем фактически ворота для установления военной диктатуры в стране», – сказал Лещенко в комментарии Радио Свобода.
Регламент и общественная важность
Заместитель председателя фракции «Народный фронт» Андрей Терерук в комментарии Радио Свобода рассказал, что вместе с единомышленниками успел собрать после инцидента в Славянске 150 подписей депутатов – обязательное регламентное условие для проведения в сессионный зал посторонних лиц.
«Должны пройти сутки для того, чтобы прошли соответствующие разрешения. Но, учитывая негативные информационные ситуации, которые сейчас происходят в стране, мы собрали 150 подписей и предоставили возможность высказаться, не дожидаясь бюрократического согласования. Все согласования мы сделали с руководством, непосредственно показав подписи и заявления, они находятся у руководства», – говорит Терерук.
Терерук с однопартийцами не только поддерживают мнение, что Генеральная прокуратура должна вынести представление о лишении Парасюка неприкосновенности, но и планируют инициировать отставку Оксаны Сыроид с должности вице-спикера. Эту инициативу пообещали также поддержать во фракции «Блока Петра Порошенко» в случае принятия такого решения в регламентном комитете.
«Это право любого депутата, тем более депутатской фракции. Пусть решает парламентский зал», – сказала Сыроид, комментируя его заявление.
Она просит Службу безопасности и Генеральную прокуратуру Украины расследовать незаконное, по ее словам, пребывание полицейских в зале заседаний парламента и их выступление с трибуны.
Регламентный комитет запланировал на 15:00 заседание по инциденту в Раде. Его члены попросили аппарат Совета объяснить появление силовиков в сессионном зале. В комитете также предположили, что председательствующая Оксана Сыроид могла злоупотреблять служебным положением, закрывая заседание.
По мнению эксперта Института политического образования Александра Солонтая, парламент «действовал в пределах логики, а не права». Ведь при желании депутаты-инициаторы могли вынести выступление правоохранителей отдельным вопросом на голосование, включив его в повестку дня.
«И тогда это выглядело бы логично, правильно и вообще безупречно. Но преследуя цель скорой политической целесообразности, они спровоцировали на самом деле лишние разговоры», – сказал Солонтай в комментарии Радио Свобода.
А председатель правления «Центра противодействия коррупции» Виталий Шабунин на своей странице в Facebook написал, что «такого себе даже регионалы не позволяли».
Что предшествовало этой ситуации
Ранее 15 марта полиция открыла уголовное производство в связи с инцидентом, который произошел в Донецкой области вечером 14 марта.
«Относительно вчерашнего инцидента, нападения на полицейских под руководством народного депутата Украины, следственным управлением ГУНП в Донецкой области под процессуальным руководством прокуратуры Донецкой области открыто уголовное производство по части 2 статьи 345 Уголовного кодекса «Угроза или насилие в отношении работника правоохранительного органа», – сообщил начальник полиции области Вячеслав Аброськин.
Он добавил, что, по словам правоохранителей, на блокпосту общались с депутатом, им «угрожали вырезать семьи сотрудников полиции, которые находились на блокпосту», оскорбляли и унижали полицейских, называя «донецкими сепаратистами». Об этом говорится и в официальном сообщении на сайте полиции Донбасса.
Внефракционный депутат Верховной Рады Владимир Парасюк заявил ночью 15 марта, что во время инцидента неподалеку Славянска пострадали его родственники. Он также указал, что семь его «собратьев» находятся в Славянском райотделе полиции. Депутат привел видеокадры, на которых, по его мнению, можно «увидеть, кто начал провоцировать и затеял стычку».
Пресс-секретарь полиции Донецкой области Наталья Шиман сообщила, что в результате инцидента семь сотрудников полиции получили травмы. Начальник полиции Донетчины Вячеслав Аброськин заявил, что во вторник вечером колонна из 13 машин, которая приехала из Харькова, на блокпосту в Славянске отказалась проходить стандартную проверку, спровоцировав конфликт.
13 марта Национальная полиция и Служба безопасности Украины сообщили, что задержали 45 человек на месте блокировки на станции Кривой Торец Донецкой области. Сторонники блокады заявили о пострадавших среди тех, кто был задержан, и об их пребывании в больнице. В полиции это опровергли.
После этого в ряде регионов Украины, в частности в Киеве, прошли акции протеста с требованием отставки руководителей силовых ведомств Украины и на поддержку блокировки движения грузов между подконтрольной и неподконтрольной власти Украины частями Донбасса.
15 марта Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение временно прекратить перемещение грузов через линию разграничения в зоне вооруженного конфликта на востоке Украины. Также Кабмину поручено безотлагательно разработать и ввести план мероприятий по обеспечению безопасного и надежного функционирования топливно-энергетического и металлургического комплекса Украины, проанализировать негативное влияние на экономику и бюджет страны и принять меры по их минимизации.
Напомним, что глава Верховной Рады Андрей Парубий заявил, что инцидент с досрочным закрытием заседания парламента в среду, 15 марта, будет расследован.