Журналисты нашли новые тропы, по которым дельцы перевозят товары на неподконтрольную Украине территорию. Оказывается, логистические центры, мини-рынки, построенные Украиной специально, чтобы облегчить людям с той стороны покупку украинских товаров, превратились в настоящие перевалочные хабы. Как караваны грузовиков попадают в так называемые «ЛДНР», в расследовании Донбасс.Реалии.
– А вы не подскажете, этот рынок работает?
– Там только оптом.
– Только оптом?
– Ну да. Может, где-то есть и в розницу. Но преимущественно ящиками берут.
– И что, люди приезжают и товар сразу машинами покупают?
– Ну они берут «Газельку», сажают семерых человек, чтобы на каждого по 50 килограммов было. Специально людям платят, которые бы так катались.
Этот разговор мы записали в очереди на контрольно-пропускном пункте «Майорськ». Прямо на КПВВ – новый гуманитарно-логистический центр. Рынок открыли с подачи местной власти – специально для жителей оккупированных территорий, чтобы они могли покупать здесь продукты украинских производителей. Но не для перепродажи. То есть – никакой оптовой торговли.
Однако местные предприниматели утверждают: рынок используют для других целей. Встречаемся с одним из бизнесменов, пожелавший остаться анонимным. Ему там места не нашлось. Он объясняет почему: логистический центр – лишь ширма, поэтому и торговать там разрешено только своим, проверенным людям.
«Это чисто перевалочная база. Любой объем товара заказываете и вам его привозят. И в этот день вы его транспортируете в «ДНР», – рассказал предприниматель.
Он кратко описывает нелегальную схему: заказать нужный товар можно по телефону, забрать и рассчитаться сразу на рынке.
«Вы, например, человек из Горловки. Вам нужен товар. Вы звоните в краматорские, славянские базы и заказываете то, что вам нужно. Например, колбасу, рыбу, мясо, сыры, масло. Вам составляют заказ и говорят, у кого забрать его на рынке. Ваши перевозчики приезжают и рассчитываются гривней сразу на рынке. И возвращаются обратно. Все», – объясняет схему бизнесмен.
Вот как это выглядит на практике: грузовики с продуктами, которые предварительно заказывают на подконтрольной Украине территории, едут через КПВВ. Под предлогом торговли в логистическом центре. Туда же, но уже с противоположной стороны, чаще всего на микроавтобусах, под видом покупателей приезжают так называемые «курьеры». Каждый из них, чтобы формально не нарушать порядок пересечения КПВВ, получает 75 килограммов продуктов – это лимит. После этого машина с курьерами направляется в «серую зону», где на них уже ждет грузовик.
– За каждую ходку платят 150 рублей.
– То есть это просто наемные работники?
– Так, наемные работники, которые ходят туда-сюда. Если ранее фискальная служба это инспектировала, то сейчас это не контролируется, – рассказал бизнесмен.
Вечер. КПВВ закрывается в 17:00. Всего за несколько минут уже знакомые грузовики покидают территорию «Майорская». Направляемся за ними. В Бахмуте транспорт один за одним въезжает на оптовые базы. На следующий день процедура повторяется с точностью до минуты.
Схема перевозки грузов на подконтрольную боевикам территорию настолько отлажена, что предпринимателям по ту сторону линии разграничения даже не приходится особо напрягаться. Достаточно иметь деньги и нужные контакты.
Нам удалось достать номер одного из перевозчиков. Мы попытались позвонить ему и договориться о поставках сыра в Горловку. Чтобы не вызывать лишних вопросов, заказали небольшую партию – две тонны.
– А ты брал у нас в «Майорскую»?
– Нет, еще не брал. Ранее в Марьинке работали. Просто порекомендовали сейчас через «Майорськ».
– А где забирать?
– В Горловке, думаю, мог бы забрать.
– Я понял. А ты розмитнюєш или нет?
– Ну я так понял, что вы можете мне с этим помочь, потому что у меня сейчас связей там нет.
Перевозчик назвал цену за свои услуги:
– Ну тогда в Горловке цена – двадцать (гривен – ред.).
– Двадцать – это за килограмм, так?
– Да.
– А если две тонны сыра, то сколько это времени займет?
– Не знаю. Это надо будет еще обсудить.
– Ну это через «Майорськ», насколько я понял?
– Да, – ответил перевозчик.
Теперь отправляемся непосредственно в логистический центр. Вот он – огороженный бетонным забором. На въезде – и сама очередь из микроавтобусов, о которой нас предупреждал информатор. Наш вопрос – с какой целью они туда приехали – буквально побуждает к бегству и пассажиров, и водителей.
Несмотря на то, что на въезде – автомобильная очередь, внутри – не особо людно. Работает только один прилавок. Не базарный день, объясняет директор центра Артем Скрипченко. Спрашиваем, известно ли ему о нелегальной схеме провоза продуктов через линию разграничения? Директор все отрицает. И вообще, объясняет, что они здесь не ради денег.
«Это, конечно, бизнес. Но я еще раз говорю, слово бизнес и нажива, лично для нас – это на последнем месте стоит», – уверяет Артем Скрипченко, руководитель ООО «Центр логистик групп».
Бойцы спецподразделения «Фантом», который борется с контрабандой на линии разграничения, стоят прямо на выезде с рынка. Уверяют: все под контролем. Даже весы поставили, чтобы никто лишних килограммов не провез.
– Таких больших партий здесь нет?
– Тонны никто никому не отпускает, – посетит боец с позывным «Марк», сотрудник спецподразделения «Фантом».
А вот у представителей общественной организации «Фундация.101», которая следит за соблюдением прав человека на КПВВ, впечатление от работы логистического центра не такое однозначное. Руководитель организации Андрей Богданович подозревает центр в махинациях. По этому поводу он уже обратился в СБУ и фискальной службы. Пока ждет ответ.
«Машины подъезжают, загружают туда какие-то товары прямо ящиками. Едут на неконтролируемую территорию, следующая машина подъезжает, загружает, уезжает. То есть, так, чтобы было видно, что там осуществляется какая-то покупка чего-то, наши наблюдатели такого не фиксировали, а именно какая-то такая повышенная активность», – отмечает руководитель организации «Фундация.101» Андрей Богданович.
Кто за этим стоит?
Итак, кто же может стоять за серыми схемами на КПВВ «Майорськ»? Распоряжением руководителя областной военно-гражданской администрации Донецкой области, организовать рынок обязали Артемовскую райгосадминистрацию. Там же, в свою очередь, через местное коммунальное предприятие, передали землю в аренду частному ООО «Центр логистик групп». Оно появилось в начале ноября. А уже в конце декабря его директор возглавил этот логистический центр.
– Это просто совпадение, что вы создали организацию, и она через месяц начала управлять логистическим центром?
– А вы считаете, что это совпадение? Ну совпадение, наверное.
– Это я у вас спрашиваю.
– Конечно. Я думаю, что так. Просто совпадение, – говорит Артем Скрипченко.
Но это не единственное странное совпадение в этой истории. Бахмутский предприниматель Артем Скрипченко – он же экс-прокурор Артемовской межрайонной прокуратуры, почему-то зарегистрировал свое предприятие в небольшом поселке Новолуганське, которое еще недавно находилось в «серой зоне». На всю страну населенный пункт стал известным в прошлом году, как крупнейший канал контрабанды на Донбассе. Для беспрепятственного проезда через линию разграничения как раз и использовались предприятия, зарегистрированные в Новолуганському.
Чтобы провозить сюда товар, нужно разрешение предпринимателя, что в этом поселке расположены его магазины
Боец «Батя»
«Для того, чтобы привозить сюда товар, нужно разрешение предпринимателя, что в этом поселке расположены его магазины. И, конечно, в магазин должен привозиться товар. Поэтому здесь было создано множество фиктивных предприятий, магазинов, на бумагах», – рассказал боец батальона «Донбасс-Украина» с позывным «Батя».
Но уже через пять дней после того, как военные батальона «Донбасс-Украина» взяли поселок под контроль и перекрыли контрабандный поток, предприятие «Центр логистик групп» начинает заниматься новым для себя видом деятельности – логистическим центром. Так решили в Артемовской райгосадминистрации. Ее председатель Владимир Бохонов до назначения на должность, как и Скрипченко, боролся с преступностью, но не в прокуратуре, а в Луганской полиции.
«Понимаете, мы сейчас должны сделать? Дать возможность всем реализовать себя. Если человек проявляет инициативу, так, понимаете? То, пожалуйста, с чего вообще надо начинать работать», – говорит Владимир Бохонов, председатель Артемовской районной государственной администрации.
Впрочем, у юристов возникают вопросы относительно законности такого решения.
«Это должен быть открытый публичный конкурс. А не так, что кто-то пришел, предложил и мы его назначили. В любом случае они получили в пользование земельный участок, определенные сооружения там есть. И это уже получение определенного блага этим юридическим лицом», – говорит Вадим Валько, юрист общественной организации «Донбасс-SOS».
Напомним, наблюдатели ОБСЕ фиксировали перевозку угля, несмотря на блокаду.