Этот год станет решающим для еврозоны. В период с марта по сентябрь в Нидерландах, Франции и Германии пройдут выборы, а их результаты определят будущее единой валюты Европы. Италия тоже может провести выборы до конца года. В свете неопределенности основные игроки еврозоны предпринимают шаги, чтобы обезопасить себя перед возможными будущими невзгодами. О том, почему еврозона подвержена риску распада и как ее возможный крах отразиться на Европе, рассказывают в своем отчете эксперты частной американской разведывательно-аналитической компании Stratfor.
Материал об очередном прогнозе “частной американской разведки”разместил apostrophe
В Италии правительство висит на волоске. Но независимо от того, когда страна проведет свои очередные выборы, тот факт, что почти половина ее электората поддерживает партии, которые хотят покинуть еврозону, поставит международные рынки и страны еврозоны в шаткое положение. Беспокойство будет расти еще больше, поскольку члены левоцентристской Демократической партии Италии объявили, что они сформировали новую политическую партию. Новосозданная сила способна подорвать эффективность правящей партии против евроскептически настроенной силы “Движение 5 звезд”. “Национальный фронт” во Франции также хочет провести референдум по вопросу членства в еврозоне, заявляют аналитики.
Между тем, угроза выхода Греции из Европейского Союза очень возросла, считают в Stratfor. Афины недавно пообещали провести экономические реформы ради получения очередного транша, но некоторые меры включают политически чувствительные вопросы, такие, как пенсии и трудовое законодательство, что может спровоцировать политическую нестабильность или социальные волнения. Поскольку коалиционное правительство Греции занимает лишь незначительное большинство мест в парламенте, оно может рухнуть. А досрочные выборы в стране могут превратиться в референдум по вопросу членства в еврозоне. Теперь большая часть долга Греции находится в руках ее институциональных кредиторов, а Grexit из еврозоны не будет столь же пагубным сегодня, как это было бы пять лет назад. Тем не менее, потрясение могло бы создать волну и распространиться на другие слабые звенья еврозоны, включая Италию и Испанию. Так вскоре после Brexit, Grexit только углубит суматоху в Евросоюза, а также вполне может повлиять на выборы в других странах еврозоны.
Неопределенность побудила членов валютной зоны начать изучать возможные варианты. Например, Нидерланды даже решили начать изучение “взаимотношений” с евро. Формальным поводом для начала такого исследования стало беспокойство в связи с возможным влиянием политики Европейского центрального банка на голландских вкладчиков и пенсионеров. Но в исследовании, результаты которого будут объявлены позже, также попытаются дать ответ на вопрос о том, как ли и каким образом Нидерланды могут покинуть еврозону. Проведение такого исследования также демонстрирует, насколько серьезно правительства и партии осознают возможность краха еврозоны, подчеркнули в Strafor.
Это исследование было предложено центристской партией, христианскими демократами, а не евроскептиками из “Партия свободы”. Начав изучение такого вопроса перед выборами 15 марта, умеренные партии могут отправить своим избирателям месседжи о том, что они тоже беспокояться о влиянии единой валюты и фискальной политики на экономику страны. В то же время голландские политики обеспокоены будущим валютного пространства и хотят знать, какие могут быть применены варианты в случае кризиса в еврозоне. Учитывая угрозу референдума о членстве в еврозоне во Франции, Италии или Греции, их опасения вполне обоснованные.
Нидерланды являются важным игроком в Северной Европе. В окружении Германии, Франции и Великобритании центры этой страны большую часть своей внешней политики сосредотачивают на поддержании баланса сил в регионе. Мнение Нидерландов о том, как управлять еврозоной очень схоже с позицией Германии по этому поводу. Эти две страны, например, критиковали планы о том, чтобы выручить страны Южной Европы. Тем не менее, Нидерланды понимают важность франко-германского союза в сердце Европейского Союза и были главным сторонником европейской интеграции за последние шесть десятилетий. По этой причине страна вряд ли будет действовать в одиночку. В случае, если кризис в ЕС ускориться, Нидерланды, вероятно, попытаются согласовать свою политику с интересами своих традиционных союзников – Бельгией и Люксембургом – а также со стратегией Германии, считают аналитики.
Германия, однако, сама сталкивается с непростой ситуацией. Хотя большая часть электората страны – и особенно ее консервативные избиратели не одобряют греческую программы финансовой помощи, правительство в Берлине хочет предотвратить кризис в Греции в преддверии выборов в сентябре. Следовательно, Афины, вероятно, в конечном итоге придут к соглашению со своими кредиторами, если только эта затычка убережет страну от дефолта в ближайшие полгода. Правительство Германии будет иметь меньшее влияние на ситуацию во Франции и Италии – на страны, которые представляют гораздо более серьезную угрозу для будущего европейской интеграции. Если евроскептически настроенные силы придут к власти во Франции или Италии, Берлин войдет в режим кризиса и сразу попытается достичь взаимопонимания с новыми ренегатами правительства в Париже или Риме. Но некоторые из их требований – например, предложения “Национального фронта” по введению тарифов на весь импорт во Францию или обложение компаний, которые нанимают иностранных работников, в том числе граждан ЕС, то об этом будет сложно договориться.
Парламентский запрос Нидерландов на исследование показывает, что роспуск еврозоны или, по крайней мере, ее реконфигурация, все это правительства начинают учитывать при оценке их вариантов на будущее. И тот факт, что именно центристская группа поставила этот вопрос, показывает, что теперь не только евроскептики ставят под сомнение судьбу Европейского союза. На самом деле еще в 2015 году голландский Кабинет министров вопрос Шенгена, с тем чтобы уменьшить в этой зоне количество стран-членов Северной Европы.
Как подчеркнули в Stratfor, когда была создана еврозона, ее главная цель состояла в том, чтобы максимально приблизить Францию и Германию друг к другу настолько, чтобы еще одна война между ними была бы немыслима. Но договоренность поставила членов в тупиковое положение. Если еврозона развалится, то ее крах спровоцирует устойчивую отчужденность между членами – особенно между Францией и Германией, что поставит под угрозу экономический, политический и военный порядок на континенте. С другой стороны, если еврозона продолжает функционировать и вызывать недовольство среди избирателей, это будет порождать сомнения среди правительств и финансовых рынков о том, что она находится под постоянной угрозой. Постоянная опасность, в свою очередь, навредит экономике Европы и приведет к разрастанию еще более радикальных националистических и популистских политических движений в будущем.