На этой неделе состоится показ российским государственным телевидением документального фильма «Крым. Путь на Родину», в котором излагается официальная российская версия аннексии украинского полуострова, произошедшей год назад. Для фильма его авторы записали интервью с президентом России Владимиром Путиным, и фрагмент с этим интервью уже был показан в российском телеэфире.
В этом фрагменте Владимир Путин описал мотивы принятия им решения о захвате Крыма следующим образом: «Конечная цель была не в захвате Крыма и не в какой-то аннексии. Конечная цель была в том, чтобы дать возможность людям выразить свое мнение по поводу того, как они хотят жить дальше. Говорю вам совершенно откровенно, честно говорю вам. Про себя подумал: если люди так захотят, значит, так тому и быть. Значит, они будут там с большей автономией, с какими-то правами, но в составе украинского государства. Пусть так и будет. Но если они захотят по-другому, то мы не можем их бросить! Мы результаты референдума знаем. И мы поступили так, как были обязаны поступить!»
При этом, по словам Владимира Путина, по его поручению проводилось изучение общественного мнения на полуострове:
«Выяснилось, что желающих присоединиться к России там 75% от общего состава. Вы понимаете, был проведен закрытый опрос, вне контекста возможного присоединения. Для меня стало очевидным, что если мы подойдем к этому, то уровень или количество тех, кто бы хотел, чтобы это историческое событие произошло, будет гораздо выше»
Президент России рассказал, что он и его подчиненные приступили к разработке плана по переподчинению Крыма России практически сразу после бегства бывшего президента Украины Виктора Януковича из Киева: «Это была ночь с 22 на 23 февраля, закончили около 7 часов утра, и я всех отпустил и пошел спать в 7 утра. И, расставаясь, не скрою, расставаясь, перед тем как все разошлись, я всем моим коллегам, а их было четверо, сказал, что ситуация развернулась таким образом на Украине, что мы вынуждены начать работу по возврату Крыма в состав России».
Между тем, 4 марта 2014 года, отвечая в резиденции Ново-Огарево на вопрос журналистов, не рассматривает ли Москва присоединение Крыма к России, Владимир Путин ответил: «Нет, не рассматриваем». К тому времени на всей территории Крыма уже действовали вооруженные силы России, что впоследствии признал сам российский президент. Однако в марте 2014 года его пресс-секретарь Дмитрий Песков в одной из передач российского телевидения полностью это отрицал: «То, что происходит на востоке (Украины) и в Крыму, не имеет никакого отношения к Российской Федерации. Это не рукотворные процессы, и тем более не те процессы, которые являются последствиями неких действий России».
Стоит добавить, что Верховный совет Крыма принял обращение к Владимиру Путину с вопросом о том, готова ли Россия принять Крым в состав Российской Федерации, лишь 6 марта 2014 года, и, как позже признавали пророссийские участники тех событий, под давлением со стороны вооруженных людей.
Почему же год спустя Владимир Путин решил открыто заявить о том, что вводил российских журналистов и международное сообщество в заблуждение? Российские эксперты отвечают на этот вопрос в интервью Русской службе «Голоса Америки».
Станислав Белковский: Путин утратил внутреннюю необходимость соблюдения приличий
Российский политолог Станислав Белковский говорит, что верит словам Владимира Путина о том, что решение об аннексии Крыма было принято именно в ночь с 22 на 23 февраля:
«Путин не стратег, а тактик, и вечером 22 февраля он осознал, что Запад его очень круто “кинул”, выражаясь той пацанской терминологией, к которой президент России привык. Западные лидеры проигнорировали открытие и закрытие Сочинской Олимпиады, в значительной мере подорвав усилия Путина по превращению этой Олимпиады в главное глобальное спортивное событие. А потом произошло свержение Януковича. Путин увязал эти два события в единую логическую цепочку».
«В результате его психологически прорвало, и он решил, что ответом на все происшедшее должна быть аннексия Крыма, а для себя внутренне сформулировал оправдание для аннексии: “Если ее не случится, тогда НАТО войдет в Крым, и Черноморский флот будет оттуда изгнан, и поэтому у него нет выбора – надо аннексировать Крым”», – полагает эксперт.
«То, что этот фильм сегодня снимается и показывается, говорит об одном: Путин хочет напомнить всему миру, какой он крутой, что он готов не только совершить нечто против международного права, но и признать это публично, что является абсолютным позывом человека, претендующего на особую крутизну. Это типично бандитская этика – я должен не только убить, но и объявить всем, что я убил, чтобы все меня боялись», – так описывает Станислав Белковский причины неожиданной откровенности Владимира Путина.
«Владимир Путин на протяжении последнего года думал, что Запад будет с ним договариваться по-хорошему, что аннексия Крыма станет лишь прологом к тому, чтобы устроить “Ялту-2”, некую международную конференцию, на которой Путин и Обама решат судьбы мира. Этого не случилось. Поэтому он утратил внутреннюю необходимость в том, чтобы соблюдать приличия. И ни РФ, ни мировому сообществу это не сулит ничего хорошо. Нужно смотреть на это трезво, абсолютно широко раскрытыми глазами», – делает вывод Белковский.
Андрей Пионтковский: Аннексия Крыма не была для Путина самоцелью
Эксперт по внутренней политике России, бывший профессор вашингтонского Института Катона Андрей Пионтковский убежден, что захват Крыма как конкретная цель Владимиром Путиным не планировался:
«Его целью было блокировать европейский вектор развития Украины. И когда он этой цели достиг запугиванием и подкупом Януковича в ноябре 2013 года, он успокоился, подумав, что задача решена, и ни о какой аннексии практически он в ближайшей перспективе не помышлял. Все изменила антикриминальная революция на Майдане, кульминацией которой были события 20-23 февраля, и тогда он понял, что нужно уничтожать украинское государство. То есть, задача аннексии Крыма имела не самостоятельную ценность, а как наиболее эффективный инструмент ослабления и, в перспективе, разрушения украинского государства».
Андрей Пионтковский уверен, что Владимир Путин решил раскрыть срок начала приготовлений к аннексии Крыма сейчас, потому что ему нет дела до мнения Запада.
«Сейчас все сказано так нагло и беззастенчиво, потому что Меркель не выдержала его ядерного шантажа и, схватив в охапку Олланда, – как выразился Пионтковский, – бросилась его уговаривать. Он это расценил как окончательную сдачу европейского Запада».
«Путин западных лидеров презирает, он всегда их презирал. Он немножко напрягся после “Большой двадцатки” в Брисбене – как бы задумался и замкнулся, когда началась его реальная изоляция. Но его нагло-презрительное отношение к ним проявилось еще в 2008 году, сразу после войны с Грузией», – напоминает Андрей Пионтковский.