Президент Белоруссии Александр Лукашенко в среду провел “Большой разговор с президентом” – длинный, показанный в прямом эфире главных телеканалов сеанс общения с журналистами и “простыми гражданами”, явно сделанный с оглядкой на “Прямые линии” Владимира Путина. Общение с народом длилось более семи часов. Русская служба Би-би-си отобрала самые интересные цитаты.
О главе Роспотребнадзора Сергее Данкверте
“Нам надо возбудить уголовное дело по Данкверту за нанесение ущерба государству. Все эти Данкверты – люди заинтересованные, у каждого огромные латифундии, они сами являются производителями того или иного продукта. Или крышуют”.
Контекст: Резкую реакцию Лукашенко вызвали заявления Сергея Данкверта, прозвучавшие во время интервью РБК в декабре прошлого года. Глава Россельхознадзора, в частности, заявил, что Белоруссия “часто ведет себя недобросовестно”, пытаясь воспользоваться ситуацией, когда российский рынок закрыт для поставок из ЕС и Украины.
“Идет контрабанда, поставки продукции под видом “товаров прикрытия”, – заявил тогда Данкверт.
О “российской оккупации”
“Зачем вы пишете, что Россия оккупирует Беларусь? Этого никогда не будет. […] Даже если сюда введут тысячу танков – это невозможно”.
Контекст: В Белоруссии в сентябре пройдут военные учения “Запад-2017” с участием российских войск. Маневрам предшествует масштабная переброска российских войск в Белоруссию.
О создании российской авиабазы в Белоруссии
“Говорят – военная база. Еще в России я это слышу. Да бросьте вы, кому нужны эти 10 самолетов, которые Россия хотела посадить […] в Бобруйске. Я Путину говорю: надо воссоздать этот аэродром, там уже взлетно-посадочную полосу наполовину разобрали. Зачем 10 самолетов? Вы дайте мне 20 самолетов, у нас отличные пилоты, отличная школа, вы знаете, что мы воюем не хуже на военных самолетах. Мы же единая группировка. Нет, Шойгу хотел это”.
Контекст: 6 октября Лукашенко сказал, что его возмутили разговоры о размещении российской авиабазы на территории страны, и что вопрос об этом даже не обсуждался. Пять дней спустя он сказал, что готов обсудить с президентом России Владимиром Путиным вопрос о создании российской военной базы.
О пограничной зоне с Россией
“Что это за пограничная зона – 30 км? Я считаю, что это чисто политический выпад”.
“Существуют межгосударственные договоры и соглашения, и один какой-то министр, пусть даже сильный, ФСБшник, и прочее, одним росчерком пера поставил крест на всех договоренностях, издав свой приказ – 801, 802, 803. Я называю даже номера этих приказов”.
Контекст: 1 февраля глава ФСБ России Александр Бортников поручил установить пограничную зону в приграничных с Белоруссией регионах России – Смоленской, Брянской и Псковской областях. Пограничные зоны устанавливаются для “создания необходимых условий охраны государственной границы РФ”, говорится в документах, опубликованных на портале правовой информации. Лукашенко считает, что в серых схемах поставок санкционной продукции в Россию замешаны российские таможенники. По его словам, он передавал информацию о таких схемах руководству России, однако реакции не последовало.
Про нефть, газ и свободу
“Мы обратились, конечно, в суд, согласно нашим договоренностям. Судебное разбирательство будет, естественно. Но разве это нормально, когда самые близкие две республики, самые родные люди начинают “репу драть”?
“Независимость, порядочность, историческое наше прошлое – оно дороже, чем эта нефть. Я опять же сдерживаю себя, чтобы тут не наговорить, потому что Семашко [вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко] уже там, наверное, побледнел. Ему же завтра переговоры продолжать с Россией”.
“Зачем хвататься за живое, зачем нас брать за горло. Понятно, что без российской нефти мы обойдемся. Нам будет очень трудно, но свобода, независимость – это очень рентабельно, и это не оценивается никакими деньгами, никакими числами”.
Контекст: Белоруссия подала на Россию в суд в связи с решением России снизить поставки нефти в страну, этому предшествовало резкое повышение тарифов на транспортировку российских углеводородов через Белоруссию. В январе 2017 года Лукашенко потребовал от правительства найти альтернативные источники нефти, которые могли бы заменить поставки из России.
Напомним, ранее Лукашенко заявил, что «братская Украина » воюет за независмость