Каждое уважающее себя издание в эти дни пишет о самых громких, скандальных или успешных событиях года, который заканчивается.
ИншеТВ решило собрать те из них, которые окажут самое большое влияние на ситуацию в области в будущем, 2017-м году.
Итак, семь событий на Николаевщине, которые нам аукнутся в следующем году.
1) Передел года: борьба за Николаевский морской порт
Уходящий год был богат на конфликты, связанные с контролем привлекательных объектов Николаевщины. Последних осталось явно много меньше, чем желающих воспользоваться этими «пряниками». По установившейся традиции, к этой борьбе широко привлекаются профсоюзы и трудовые коллективы, обыски силовиков и обвинения в измене Родине стали нормой корпоративного конфликта.
В 2016 году в Николаевской области «большие игроки» жестко делили три ресурса: землю, государственные порты и наследство умирающего завода «Океан».
Но, поскольку реальное влияние верфи на экономику области сегодня ничтожно, а по бывшему спецпорту «Октябрьск», ныне государственной стивидорной компании «Ольвия», достигнут какой-то консенсус (по крайней-мере, на время подготовки концессии), победителем в номинации мы вынуждены признать Николаевский морской порт.
Деятельность «херсонской команды» в Николаевском морпорту встретила жесткий отпор и профессионалов отрасли, и местных стивидоров.
Судя по последним отзывам из Министерства инфраструктуры, «гости» выиграли первый тайм.
Но будем помнить, что именно здесь сосредоточены самые крупные инвестиции в области и здесь же концентрируются самые большие финансовые потоки. Здесь сошлись интересы американских и китайских инвесторов, николаевских, киевских и одесских бизнес-групп.
Безусловно, борьба за Николаевский морской торговый порт в 2017 году продолжится и будет сильно влиять как на экономико-социальную ситуацию в области, так и на баланс сил в нашем регионе.
2) Новые люди: губернатор Алексей Савченко
Давайте признаем, Николаевщина в 2016 году сделала все, чтобы привлечь внимание «высших сил» к проблемам управления регионом.
В итоге Вадим Мериков отправился в «добровольную» отставку, и спустя три долгих месяца ожидания главой Николаевской облгосадминистрации стал Алексей Савченко. Сложно было бы подобрать более непривычную для николаевского партхозактива фигуру главы области.
Останется ли Савченко губернатором после истечения 6 января испытательного срока, или все же он счел наш регион слишком мелким для своих амбиций – от этого будет многое зависеть в следующем году.
3) Позор года: дорожное бессилие
Николаевщина в уходящем году стала неиссякаемым источником скандалов для украинских СМИ: громогласный арест Николая Романчука, бунт против полицейского произвола в Кривом Озере, «карьерно-мультиковый» скандал. Даже заурядный дебош на Соборной и пассивность патрульных вызывали широчайшую огласку.
Не добавили Николаевщине авторитета унылые пляски вокруг разваливающегося аэропорта, или «грязевые» походы военных с полигона Широкий лан.
Но, если оценивать по масштабу последствий, то самым большим позором нужно признать неспособность области освоить триста миллионов (!) из так тяжело «добытых» в столице 350 млн.грн.
И дело даже не в угробленной репутации в тех киевских кабинетах, где приходится выпрашивать эти деньги, а в социальных и экономических последствиях бездорожья.
4) Майдан года: дорожные блокады
Единство и борьба противоположностей: отвратительное состояние дорог и расхлябанность местных властей привела к тому, что именно дорожная тема стала самым перспективным проявлением протестной самоорганизации граждан.
Блокады большегрузных машин происходили и в Николаеве, и в ряде райцентров, и в селах, расположенных на остатках автотрасс области.
Да, у нас было много «малых майданов», был бунт в Кривом Озере, были политически мотивированные акции радикал-патриотов по срыву пророссийских собраний, были предпринимательские митинги.
Но только в «дорожных блокадах» сумели объединиться жители, отстаивающие свое право на нормальную жизнь, с бизнесом, лоббирующем свои интересы, и активистами, зарабатывающими себе репутацию. И даже достичь в этом деле успехов, пусть временных или частичных.
5) Инвестиции года: судоходная река.
На карте новых предприятий Украины Николаевщина отмечена новыми морскими терминалами, ветровой и новой солнечной электростанцией.
Если судить только по объемам инвестиций, то лидировали бы Bunge-Украина со своим комплексом по перегрузке и переработке масличных в Николаевском морпорту (180 млн.долл) и проект китайской Cofco (вначале гонконгской Noble) по перевалке зерновых (75 млн.долл).
Но, как представляется, на будущее области большее влияние может оказать проект компании «НИБУЛОН» по возрождению судоходства на Южном Буге: современные терминалы в Новой Одессе и Вознесенске, новый грузовой флот, расчистка форватера и под конец года – пробный выход пассажирских “ракет” на маршрут Вознесенск-Николаев-Херсон.
6) Экономическое разочарование года.
Ирония судьбы: весь год продолжались «танцы» вокруг николаевского аэропорта, интригующие планы сменяли громкие разоблачения, предсказанный специалистами «пшик» на фоне пусть относительного, но успеха соседей – казалось бы, все условия для «победы» в этой номинации.
Кроме того, у нас есть постоянные соискатели на эту номинацию – судостроительные заводы, которые успешно опровергли тезис, что николаевские верфи оживают во время войны.
Но пришлось отдать первое место «Зоре-Машпроект», потерявшей уже выигранный миллиард гривен на отмененном тендере «Укратрансгаза». И ведь, положа руку на сердце, обвинять, кроме Эрдогана с Путиным, некого – будущее южной ветки украинской ГТС действительно под вопросом.
Были предложения отнести сюда Агентство развития Николаева, но … нет, все-таки потеря миллиарда, это большее разочарование.
7) Волокита года.
Самое затянувшееся событие года. Конкурс главврачей, пяток судебных процессов, застрявший во временной щели корвет на ЧСЗ… . Безусловный победитель самой бессмысленной и деятельной волокиты – исполкомиада в Николаевском горсовете.
Создание новой команды Александра Сенкевича, избранного в ноябре 2015-го, затянулось на год. Вначале вспоминали конспекты «Школы мэров», потом проводили форумы, потом анализировали, как оно все в мэрии работает, потом писали проекты, ссорились и прощались с бывшими единомышленниками и союзниками.
Исполком и своих заместителей в итоге пришлось утверждать при поддержке своего главного оппонента на выборах.
Так что оценить то, что мы так долго ждали, горожане смогут уже только в наступающем году.
***
Безусловно, это только один из возможных взглядов на то, что нам оставляет уходящий год. Можно было бы добавить самый громкий арест (Романчука) или самого неуязвимого антигероя («Мультика», о котором говорят министры и генпрокуроры), или самый дерзкий шантаж (Корнацкий во время формирования коалиции в ВР), выступления наших спортсменов-олимпийцев. Но, при всем обилии публикаций об этих событиях, они будут иметь для николаевцев все же меньше последствий.
Почему в этом перечне не нашлось места для войны на Донбассе?
Может быть, потому что война (или АТО, если кто настаивает) после остановки мобилизации оставалась в этом году для большинства николаевцев репортажами в новостях, постом волонтера в Фейсбуке, группкой военных на остановке, новым коллегой из Луганска на работе. Но не причиной и поводом для масштабных местных событий. Война за кадром, война – фоном.
Но ее ход будет определять весь 2017 год.
Мира нам всем в наступающем году!
Андрей Попов