Считается, что политика – это концентрированное выражение экономики. Любая власть держится на экономике, потому что не будет экономики – не будет и самой власти. У нас – все наоборот. У нас экономика – концентрированное выражение политики. У нас принадлежность к политическим группам и кланам дает возможность олигархам захватывать и нещадно эксплуатировать экономические отрасли в ущерб народу и государству, направляя денежные потоки в свой карман, в обход государственной казны. К сожалению, это происходит до сих пор, может быть, даже еще циничнее и наглее, несмотря на Революцию, войну, долги и кредиты.
Я, как говорят на Западе, сделал себя сам. Себя и компанию «НИБУЛОН», которая за минувшие 25 лет пережила все этапы борьбы с олигархами, считавшими, что Украина – это их охотничьи угодья, где или убить, или отобрать. Да, на нас тоже охотились. Но мы выстояли, а потом поверили в то, что никогда уже в нашей стране не повторится тот циничный беспредел, при котором действовал один негласный закон: если нельзя отобрать, надо уничтожить – бизнес, отрасль, экономику.
Самая неутолимая жажда – это жажда наживы. Вынужден признать: коррупция никуда не делась, она просто «сменила гардероб». Отдельная беда – это коррупция в парламенте. Это когда олигархи или финансово-промышленные группы «заводят» в законодательный орган «своих» депутатов или покупают, когда надо, голоса «не своих», а то и договариваются друг с другом обменять или «сдать на время» депутатов под нужное голосование. Зачем это нужно? Чтобы «протянуть», протащить нужное решение, которое даст возможность грабить страну официально и оставаться безнаказанным – все ведь «по закону».
Сегодня политическая коррупция стала еще наглее и циничнее – сразу и не поймешь, кто есть кто. Потому что коррупционеры выдают себя за патриотов, а свои бизнес-интересы – за государственные интересы. Так произошло и с пакетом законопроектов о внутреннем водном транспорте Украины.
Эти изначально коррупционные законы, которые с помощью пиар-сопровождения пытались быстро «втюхать» парламенту и принять их, учитывая, что большинство парламентариев от этой темы далеки. И возможно, только наша принципиальная позиция не позволила пока этого сделать.
Именно в расчете на некомпетентность нардепов группа соавторов пакета законопроектов, в числе которых и николаевский нардеп Борис Козырь, а также одесский нардеп Игорь Урбанский, пытаются представить свое законодательное творчество как прорыв в организации внутренних речных перевозок в Украине, как будущий рай для судовладельцев и грузовладельцев. Ничего подобного! Это капкан, мышеловка, в которую пытаются положить даже не сыр, а обертку от сыра.
Основная идея всех четырех законопроектов – ввести дополнительный налог, создать «речную администрацию» – аналог администрации морских портов, и открыть речные ворота Украины для иностранного секонд-хенда – износившихся судов, которые там никому не нужны, а тут еще могут поработать на своих хозяев. Потому что большая часть этой плавучей рухляди – это некогда суда украинского флота, загодя выведенные в оффшоры. А их истинные хозяева до сих пор здесь и пытаются обобрать страну окончательно. Печальный пример – бывший сухогруз, «Юрий Макаров», названный в честь легендарного директора крупнейшего в СССР николаевского Черноморского судостроительного завода. Его строили еще за государственные деньги, а теперь нет у Украины такого сухогруза, и имени такого нет. Его тихо продали и переименовали, чтобы даже памяти об украинском судостроении не осталось – бывший сухогруз «Юрий Макаров» теперь “Sea Leader” (порт приписки Валлетта) и работает в России.
Но идея авторов этих законопроектов «глубже» – такие суда под «удобными» флагами, в отличие от судов под украинским флагом, и налогов платить не будут. Как, по- вашему, выгодно это украинскому государству? Кому нужны эти плавучие оффшоры? Козырю и компании – да, государству – нет.
Второе «ноу-хау» речных законодателей – введение речной администрации, на счетах которой в обход бюджета будет оседать новый налог – речной сбор. То есть, с помощью Администрации морских портов (АМПУ) ограбили украинские порты, теперь дошли руки до рек? А ведь когда создавали АМПУ, говорили такие же красивые и правильные слова, как сегодня, когда убеждают нас в необходимости создания ее речного клона. Теперь Администрация морских портов – это ругательное определение. В каждом порту, в каждом портовом городе знают: миллиарды, которые выкачивают из портов, большинство из которых все еще государственные, в порты уже не возвращаются. Даже на ремонт причалов и поддержание глубин.
Теперь Борис Козырь вынужден признать, что АМПУ – это монстр, погрязший в коррупционных скандалах и сделавший украинские порты самыми дорогими для судозаходов, а значит – неконкурентными. Но кто это говорит?! Это говорит бывший заместитель руководителя Администрации морских портов по экономическим вопросам! Именно эту должность занимал Борис Козырь еще в 2014 году. Хочется спросить: что случилось, неужели прозрел? Уверен, что причина в другом. Против АМПУ, которая окончательно себя дискредитировала как коррупционный инструмент в руках кучки людей, взбунтовались и портовики, и местная власть. И хозяева поняли: надо «сливать» исчерпавшую себя структуру и уносить ноги – вместе с тем, что выкачано за столько лет из украинской экономики. А параллельно создать такую же финансовую воронку, но уже речную. Понимаете, в чем суть? Названия разные, а карманы те же.
Сегодня Борис Козырь говорит о том, что причина провала АМПУ – неграмотная кадровая политика. А я хочу спросить: а кто формировал и формирует эту кадровую политику, которая, напомним, и его туда усадила? Точно не министерство инфраструктуры. Уже нынешний министр Владимир Омелян узнает о назначении топ-менеджеров в АМПУ из Интернета! Потому что все в Администрации в обход министерства решает финансово-промышленная группа Ахметова.
На днях министр инфраструктуры Омелян заявил о том, что ГП «Белгород-Днестровский морской торговый порт» может остановить свою работу из-за проблем с глубинами, что вызвано ошибками в управлении предприятием и негативными природными факторами. И практически одновременно с министром АМПУ пообещало превратить этот порт «в рейдовый хаб» с годовым объемом грузопереработки в 1 млн. тонн.
Мы много лет говорили, что АМПУ – это министерство в министерстве. Формально – госпредприятие, фактически – частная лавочка для использования государственных средств в собственных целях. Кстати, у руководителя департамента этой структуры зарплата – 200 тыс.грн. в месяц. А всего в АМПУ работает 8 тысяч человек. Представляете эту толпу, присосавшуюся к нашим природным ресурсам?
Теперь Борис Козырь, ругая АМПУ, якобы сопереживает местным громадам портовых городов, которым от портов достаются только разбитые дороги. Но давайте посмотрим, как же «заботится» о местных общинах уже приречных городов и сел этот же нардеп в своих «речных» законопроектах. Так вот, местные власти, которым уже 2 года твердят о децентрализации, в случае принятия этого закона будут лишены права давать согласования на строительство причалов, на отвод земли под строительство инфраструктурных объектов. Все это будет согласовываться только с министерством.
То есть, вместо обещанной децентрализации местные общины поставят перед фактом усиленной централизации! То есть, на словах обещая всеобщее благоденствие, на деле в законы изначально закладываются совсем другие принципы и механизмы.
Поэтому мэры Канева, Черкасс, Кременчуга, Херсона и Николаева направили спикеру Верховной Рады коллективное письмо, в котором тоже выразили несогласие с этим законопроектом.
Теперь о речном сборе. Он якобы должен заменить плату за шлюзование, разведение мостов, уменьшить канальный сбор. Но сегодня мы платим еще много других взносов: административный и санитарный сборы, единый социальный взнос, рентную плату за использование воды, акцизный налог на нефтепродукты, оплачиваем услуги службы регулирования судов… В итоге получается снова вранье – вместо обещанного удешевления речных перевозок они подорожают. Но исключительно для отечественных, для украинских судоперевозчиков – иностранцы наших налогов платить не будут. Это к слову о патриотизме. И еще: мы любим и чтим наш украинский государственный флаг во время торжеств и праздников. Так давайте отстаивать его и на экономическом поприще, а не «сдавать», не «сливать» его в угоду чужим флагам.
Я понимаю, что авторы законопроектов рассчитывают на то, что в таких «мелочах» до принятия закона никто копаться не будет. А потом будет поздно. Но «докопались» не только мы. Авторитетная в Украине Ассоциация судостроителей «Укрсудпром» выступила резко против принятия «речных» законопроектов в таком виде. «Указанные законопроекты преподносятся как очень прогрессивные, которые должны поддержать и вывести на качественно новый уровень как строительство, так и использование речного транспорта, однако это не соответствует действительности» – сказано в заявлении Ассоциации, которая в своем обращении к спикеру парламента просит вернуть эти законопроекты в профильный комитет на серьезную доработку.
Почему судостроители тоже против пакета «речных законов»? Потому что понимают: они окончательно добьют украинское судостроение. Потому что по ним украинские судостроители будут платить налоги на комплектующие, любые другие запчасти, налог на прибыль, закладывать в заработную плату налог на доходы физических лиц, единый социальный взнос и тому подобное. А иностранные суда, зарегистрированные в оффшорах, ничего этого платить не будут. С принятием таких изменений отпадет любая экономическая целесообразность в строительстве и ремонте судов на территории Украины, проще будет формально перерегистрировать судна под флаг государства, где наименьшие налоги, оффшоры, а реально использовать его в Украину, не платя львиную долю налогов и сборов. Поэтому в Ассоциации судостроителей и высказались резко, но справедливо: «Такие нововведения приведут к убийству судостроение в Украине»!
Мне скажут: а где это судостроение, что от него осталось? Именно это и хотят внушить людям, далеким от этого сектора экономики, авторы законопроекта. «НИБУЛОН» на собственном судостроительном заводе построил свой грузовой флот – 54 единицы. А в планах сотрудничества с Европейским Инвестиционным банком и ЕБРР намечено строительство до 15 судов грузового флота в год. С привлечением умирающего сегодня судостроительного завода им. 61 коммунара в Николаеве, херсонского судостроительного завода «Паллада» и т.д. Только в Николаеве это дало бы возможность создать 8 тыс. рабочих мест. Так что возможность реанимировать отечественное судостроение есть, и судостроители этого ждут, только лоббистам чужих интересов в парламенте это не нужно.
Давайте посмотрим, кто эти лоббисты. Это Кононенко, Урбанский, Бурбак и т. д. Причем, Козырь и Урбанский – ключевые игроки в продвижении этих законопроектов, и они, в отличие от многих других, задействованных в этом процессе, прекрасно понимают, что получится в итоге. Но у обоих есть связанные с ними оффшорные компании в морском транспорте, поэтому им лично выгодно создать условия для теневого бизнеса на речном транспорте. А то, что он при таких законах будет теневым – это очевидно.
Еще одна заинтересованная в этом структура – «Укрречфлот», собственники которой – Константин Григоришин и Юлия Левочкина. Поэтому не сложно предположить, кто возглавит «речную администрацию» в случае ее создания, и как это скажется на работе украинских компаний. Ведь по сути государственную монополию на водном транспорте в Украине хотят окончательно трансформировать в монополию олигархов.
Я хочу подчеркнуть: «НИБУЛОН» работал при всех режимах и при всяких законах. Мы не просто выстояли, мы все это время развивались, развивая при этом и экономику Украины. Потому что интересы «НИБУЛОНа» никогда не шли вразрез с интересами нашего государства. Поэтому я обращаюсь к народным депутатам от Николаевской, Херсонской, Днепропетровской, Запорожской, Черкасской, Полтавской и Киевской областей, ко всем
честным народным депутатам, для которых Родина, интересы Отечества – не пустой звук. Вникните в суть предложенных законопроектов. Примите взвешенное решение и отправьте их на доработку. Мы и так столько уже потеряли, раздали, разбазарили. А сохранение и приумножение отечественной экономики – это и есть настоящий патриотизм.
Я верил Президенту Украины Петру Порошенко, который во время своих рабочих визитов на наш судостроительный завод в Николаеве говорил о том, что украинское судостроение и украинские реки будут возрождаться и развиваться. Я верю в это и сегодня. Поэтому наша компания самостоятельно выполнила дноуглубительные работы на реке Южный Буг.
Когда мне пришлось общаться с премьер-министром Владимиром Гройсманом, он спросил, чем нам помочь? Я ответил, что мне и нашей компании помогать не надо, нужно помочь Украине, ее экономике.
Я хочу, чтобы меня услышали: для нас, для компании «НИБУЛОН» интересы государства – это и наши интересы, потому что мы не отделяем себя, свой бизнес от государственных интересов. И сегодня мы отстаиваем интересы Украины, а не отдельной группы людей, которые привыкли жить за ее счет.
Если эти законы будут приняты, я потеряю надежду на то, что в Украине можно что-то изменить.
Алексей Вадатурский,
генеральный директор компании «НИБУЛОН», Герой Украины, лауреат Государственной премии Украины за архитектуру.