Археологи, которые работают в храме Гроба Господня в Иерусалиме, обнаружили под двумя мраморными плитами и слоем каменных фрагментов нетронутое ложе из известняка, на котором, как предполагается, находилось тело распятого Иисуса из Назарета. Ученые признаются, что у них нет доказательств, что именно в этой гробнице похоронили Христа, но, по их словам, нет оснований и считать, что это не так.
Первые же 60 часов, которые исследователи потратили за изучение великой христианской святыни, оказались невероятно плодотворными. Археологи смогли увидеть камень, на котором лежало тело распятого Христа, и получить первые данные о нем.
Напомним, ученым предстояло поднять мраморную плиту, установленную в воздвигнутой над местом погребения Иисуса Христа. Эта плита, как считается, была установлена в 1555 году и должна была защитить ложе гробницы от излишне ретивых паломников, которые могли пытаться отколоть частички святыни, чтобы забрать с собой.
По данным National Geographic, после удаления слоя каменных фрагментов обнаружилась еще одна мраморная плита с вырезанным на ее поверхности крестом. А в ночь на 28 октября, всего за несколько часов до того момента, когда гробница должна была быть снова опечатана, перед археологами предстало неповрежденное ложе из известняка.
“Я совершенно потрясен. У меня даже колени дрожат немного, потому что я не ожидал этого. Мы не можем утверждать на 100%, однако это, кажется, видимое доказательство того, что местонахождение гробницы было установлено точно – это то, над чем историки и ученые думали десятилетия”, – рассказал журналистам археолог Фредрик Хиберт.
Кроме того, ученые смогли убедиться, что кувуклия построена вокруг пещеры с известняковыми стенами, то есть храм в буквальном смысле окружает оригинальную гробницу.
“Это Гроб Господень, который почитали в течение многих десятилетий. И только теперь мы можем реально увидеть его”, – говорит главный научный руководитель экспедиции профессор Антоний Моропулу, который курирует реставрационные работы в кувуклии.
Как отмечает National Geographic, археологически невозможно доказать, что обнаруженная в храме Гроба Господня гробница действительно являлась местом захоронения иудейского гражданина, известного как Иисус из Назарета, однако есть основания полагать, что 300 лет спустя после евангельских событий царице Елене, матери римского императора Константина, удалось верно определить местоположение святыни.
Самые ранние рассказы о погребении Иисуса зафиксированы в канонических Евангелиях, первых четырех книгах Нового завета, которые были составлены спустя несколько десятилетий после распятия Христа. Известно, что Христос был погребен в скальной гробнице, принадлежащей Иосифу из Аримафеи, состоятельному последователю Иисуса.
Археологи выявили более тысячи подобных скальных гробниц в районе Иерусалима, напоминает археолог Джоди Магнесс. Каждая из этих фамильных могил состояла из одной или нескольких погребальных камер с длинными нишами, вырезанными в стенах, для размещения отдельных тел.
“Все это согласуется с нашими знаниями о том, как богатые евреи хоронили умерших во времена Иисуса. Это не является прямым доказательством того, что описываемые в Библии события являются историческими. Но то, как они описаны, указывает на то, что евангелисты были знакомы с этой традицией и этими погребальными обычаями”, – говорит Магнесс.
Еврейская традиция запрещает захоронения в стенах города, и в Евангелиях указывается, что Иисус был похоронен за пределами Иерусалима, недалеко от места его распятия на Голгофе. Через несколько лет после того, как это произошло, стены Иерусалима были расширены, и Голгофа вместе с ближайшими гробницами оказалась в пределах города.
Когда представители императора Константина прибыли в Иерусалим около 325 года, чтобы найти гробницу Христа, они обратили внимание на храм, построенный римским императором Адрианом за 200 лет до этого. Исторические источники свидетельствовали, что этот храм был построен над гробницей, почитаемой христианами.
По свидетельству Евсевия, епископа Кесарии, римский храм был разрушен, а в ходе раскопок под его основанием была обнаружена гробница. Верхняя часть пещеры была срезана, чтобы обеспечить доступ в погребальную камеру, а церковь возведена вокруг стен гробницы. Эта церковь была полностью разрушена в 1009 году мусульманами и восстановлена в середине XI века византийским императором Константином IX Мономахом.
В ходе раскопок, которые велись внутри Гроба Господня в течение XX века, были обнаружены предположительные фрагменты храма Адриана и стен церкви времен императора Константина. Археологи также зафиксировали древний известняковый карьер и по меньшей мере полдюжины других скальных гробниц, некоторые из которых можно увидеть и сегодня. Наличие других захоронений того же периода крайне важно, отмечает Магнесс. Они указывают на то, что территория, где находится кувуклия, во времена Иисуса была еврейским кладбищем и располагалась вне стен Иерусалима.
“Мы не можем быть абсолютно уверены, что место под храмом Гроба Господня является местом погребения Иисуса, но у нас нет и оснований отвергать его подлинность”, – отметил Дэн Бахат, бывший главный археолог Иерусалима.
Последние несколько дней исследователи работали над возвращением на место мраморных плит и консервацией гробницы, рассчитанной на многие столетия и даже тысячелетия. “Наши действия направлены на то, чтобы сохранить архитектуру сооружения навечно”, – говорит Моропулу. Прежде чем гробница была вновь запечатана, ученые получили и зафиксировали огромное количество данных о ней.
Археолог Мартин Бидл, который опубликовал ставшую классической монографию по истории кувуклии в 1999 году, полагает, что единственный способ, который позволит понять, почему местом захоронения Христа считается именно эта гробница, а не другие, – это изучить знаки и надписи, которые сохранились на погребальном ложе и стенах пещеры.
“Мы знаем, что есть по крайней мере полдюжины других скальных гробниц под другими частями храма. Так почему же епископ Евсевий определил именно эту могилу как могилу Христа? Он не объяснил, и мы не знаем. Я не думаю, что Евсевий ошибался, все-таки он был очень хорошим ученым, так что, вероятно, у него были какие-то свидетельства”, – говорит Бидл.
Тем временем команда из Национального технического университета Афин продолжает восстановление кувуклии. Археологам предстоит укрепить основание храма, очистить и задокументировать каждую пядь святилища, на что вместе со сбором данных уйдет еще пять месяцев.
Напомним, само слово “кувуклия” восходит к греческому слову koubouklion, которое переводится как “опочивальня”. Выглядит она как часовня из желто-розового мрамора площадью шесть на восемь метров. Она воздвигнута над Гробом Господним и так называемым приделом Ангела – местом, где сидел на камне, отваленном им от двери гроба, Архангел Гавриил, возвестивший о воскресении Христа женам-мироносицам. Для верующих это особенно святое место.
Нынешняя кувуклия – уже третья возведенная в Храме Воскресения Господня часовня. Первая была построена в 335 году по замыслу императора Константина Великого. Ее скульптурное изображение, выполненное из слоновой кости, хранится сегодня в одном из музеев Мюнхена.
В 1009 году первую кувуклию разрушили мусульмане. К середине XI века святыню вновь отстроил византийский император Константин IX Мономах. Францисканец Бонифаций Рагузский в 1555 году перестроил часовню, он же возложил на каменное ложе защитную плиту. В 1808 году вторую кувуклию вместе с другими сооружениями храма уничтожил пожар. Автором нынешней часовни стал греческий архитектор Николай Комнинос. Она появилась в 1810 году и дошла до наших дней без реставрации. Считается, что построена часовня была по меркам, снятым с копии иерусалимской святыни, воздвигнутой патриархом Никоном в Воскресенском монастыре Нового Иерусалима.
Добавим, что ответственность за Храм Гроба Господня распределена между шестью конфессиями – греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, – каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Во избежание недоразумений заинтересованные стороны в распределении собственности и порядке служб соблюдают исторически сложившийся статус-кво, определяемый документами XVIII-XIX веков. Правовые, имущественные и территориальные границы, закрепленные за каждой из конфессий, строго оговорены. Так, например, ни одна икона, ни одна лампада не может быть добавлена или убрана без общего согласия.