Бюджетный процесс в разгаре. Правительство должно менее чем за 10 дней подать в парламент проект бюджета на 2017 год. И, если с доходами Минфин уже более-менее определился, то бюджетные аппетиты министерств пока неподъемны.
С учетом дополнительных запросов объем расходов превышает 1 трлн гривен, чуть меньше половины прогнозного номинального ВВП на следующий год. Правительство в поисках баланса. О существенном сокращении расходов, как было при формировании бюджета-2016, речи нет. Минфин оперирует понятиями оптимизации бюджетного финансирования: по максимуму передать полномочия по осуществлению расходов на места. На первом этапе в таких затратных сферах, как образование и медицина.
Не загадывают наперед
По словам премьер-министра Владимира Гройсмана, проект бюджета на 2017 год не только будет вовремя внесен в парламент – к 15 сентября, как того требует Бюджетный кодекс, но и станет абсолютно новым с точки зрения приоритетов деятельности. Не фальшивым и лживым, с “надутыми” доходами и расходами, а реальным, добавляет глава правительства, реагируя на критику со стороны депутатов в адрес Кабмина, что, мол, бюджетный процесс традиционно будет сорван.
Приоритетом №1 останется финансирование нацбезопасности и обороны в пределах 5% от ВВП. Кроме того, будут продолжены децентрализация, финансирование ремонта и строительства дорог, господдержку получат проекты по энергоэффективности, небольшие фермерские хозяйства в объеме 5,5 млрд гривен. “Места популизму быть не может, потому что популизм уничтожает, – отметил Гройсман. – Это, как наркотик. Вроде бы кратковременная иллюзия того, что хорошо, а потом -катастрофа, самоуничтожение”.
Минфин Александра Данилюка пытается сформировать проект бюджета на среднесрочную перспективу – до 2019 года. Об этом он неоднократно заявлял. Даже сроки подачи в парламент проекта бюджетной резолюции сорвал. Хотел в документе конкретики на три года, но в итоге подал практически то же самое, что министерство нарабатывало при его предшественнице Наталье Яресько. Данилюк уверен, что такой подход дает возможность более эффективно планировать распределение госсредств, средств налогоплательщиков.
Однако пока что, признаются в ведомстве, ситуация с трехлетней перспективой планирования плачевная, дискуссии особой нет. Чиновники не привыкли мыслить категориями на несколько лет вперед. Главное, чтобы бюджетные запросы на 2017 год были удовлетворены по максимуму.
По данным РБК-Украина, Минфин более-менее определился с объемом доходов общего фонда. Предварительная сумма – 630 млрд гривен. Она подъемна и для Государственной фискальной службы, обеспечивающей основную долю доходной части бюджета. “Для государства важно заложить реальные поступления, так как если в расходной части учесть завышенные доходы, будет катастрофа”, – отметил собеседник РБК-Украина в центральном аппарате ГФС. Ранее, по словам источника, шла речь о доходах в объеме 670 млрд гривен.
В поиске баланса
Особых налоговых изменений Минфин не планирует. Поэтому можно рассчитывать на стабильность налоговых поступлений. Будут только проиндексированы акцизные ставки, планируется, в частности, объединение двух реестров по возмещению НДС и изменения правил администрирования налогов. Кроме того, еще ведутся консультации по легализации лотерейного и игорного бизнеса, что может дополнительно принести бюджету около 3 млрд гривен. “Нам нужен легализованный рынок. Законопроект, наработанный при Наталье Яресько хороший, но он больше подходит для европейского рынка и у нас он не будет проголосован, поэтому нужен вариант, который поддержит парламент. Поэтому дискуссии еще идут”, – пояснил замминистра финансов Сергей Марченко.
На нынешнем этапе подготовки проекта бюджета Минфин не закладывает в доходы поступления от спецконфискации. Напомним, в 2016 году правительство планировало получить в спецфонд почти 8 млрд гривен, за счет которых профинансировать оборонный заказ. Соответствующий законопроект так и не был принят в полном объеме, а казна смогла получить лишь до 100 тыс. гривен. Вопрос расходов на 2017 год остается открытым. План Минфина на данный момент ограничивается 673,6 млрд гривен. Дополнительный запрос от бюджетных распорядителей превышает еще 410 млрд гривен. Минфин в поиске баланса. “Для нас ключевая цель – выйти на баланс. Баланс сложный. Хорошо выходить на баланс, когда потолок дефицита не ограничен и за счет заимствований можно выходить на дефицит и в 6%, и 10%. Но, когда 3,1%, и это – маяк МВФ, вынуждены отталкиваться от этого. Если мы хотим быть в программе МВФ, а мы хотим, то должны показать баланс и другие кредиторы на это смотрят. Поэтому основной вопрос в правильной оценке доходов, а расходы ограничены”, – пояснил Марченко.
Например, по силовому блоку самый большой бюджетный запрос на финансирование. Минобороны и МВД просят увеличения на 57 млрд гривен и 93 мдрд гривен, соответственно. На все силовые подразделения Минфин готов дать 120 млрд гривен. Не готовы в правительстве удовлетворить “аппетиты” Укравтодора. В агентстве указывают на необходимость финансирования на сумму более 51 млрд гривен. Минфин же предлагает через спецфонд распределить всего 14 млрд гривен. Источником наполнения этой статьи расходов должны стать часть акциза внутреннего и импортного, ввозная пошлина с нефтепродуктов и плата за проезд крупногабаритного транспорта.
В чем суть последнего источника в Минфине не объясняют. Еще 4,4 млрд гривен составят кредитные средства международных финансовых организаций. Вместе с тем, по данным Укравтодора, эта статья расходов должна быть увеличена до 7,3 млрд гривен, поскольку такой график выборки средств запланирован с МФО. Минобразования хотел более 24 млрд гривен “на содержание”, на образовательные субвенции – 53 млрд гривен, Минздрав к доведенным расходам в 6,3 млрд гривен просят еще 11,4 млрд гривен, по субвенциям к 46 млрд гривен рассчитывают еще на 16 млрд гривен.
По информации исполнительного директора благотворительного фонда “Пациенты Украины” Ольги Стефанишиной, в проекте госбюджета на 2017 год на закупку лекарств Минздраву заложены 3,9 млрд гривен, хотя предыдущее руководство ведомства просило только 1 млрд гривен. “Вместе с тем для того, чтобы обеспечить пациентов хотя бы по минимальной потребности, по подсчетам нашей организации, Минздраву необходимо выделить 9,2 млрд гривен”, – сообщила она РБК-Украина.
В прошлом году для сбалансирования бюджета Яресько предлагала резкое сокращение расходов бюджета – на 60 млрд гривен. Частично это удалось. С 1 января, в частности, было сокращено количество получателей соцпомощи, снизился объем выплат для матерей одиночек или малообеспеченных семей, продлены ограничительные нормы для работающих пенсионеров. Позже пересмотрены условия для льготного выхода на пенсии для ряда категорий граждан. В следующем году о радикальном сокращении расходов речь не идет. Частично это объясняется тем, что в 2016 году резко снижалась ставка ЕСВ – вдвое до 22%, поэтому бюджет терял в доходах и “необходимо было что-то резать”, говорит замглавы стратегической группы советников при Кабмине Павел Кухта.
Новый подход
Сейчас в Минфине больше оперируют понятием оптимизации расходов и более эффективного использования госсредств. Напомним, что с этой целью в министерстве предложили пересмотреть принципы начисления стипендий. И, хотя речь не шла о снижении затрат, это вызвало бурю негодования и сопротивления со стороны студентов.
Кроме того, Минфин говорил о нецелесообразности финансирования госзаказа в магистратуре на заочной форме обучения. Правда, сейчас пока от этого отказался. К слову, и президент Петр Порошенко в своем вчерашнем обращении к парламенту предупредил правительство, что не подпишет бюджет, в котором будет фигурировать отмена стипендий, госфинансирования обучения в магистратуре и “другие эксперименты”. Поэтому Минфин в проекте бюджета намерен заложить новый принцип финансирования школ.
Образовательный компонент и зарплаты учителям остаются за госбюджетом, а это около 30 млрд гривен, а содержание передать на местный уровень (около 20 млрд гривен). “Определять уровень технического персонала, сколько нужно на отопление, учитывая, что школа в коммунальной собственности, и мы ее не можем закрыть, то пусть эти расходы финансируют местные власти. Если хотят, то пусть оптимизируют количество школ, объединяют. Не хотят – пусть содержат. Это давно надо было принимать, и мне не понятно было, почему мы платим за электроэнергию в школе, где учится двое детей. Расходование должно быть эффективным”,- объяснил Сергей Марченко РБК-Украина новый подход.
В то же время, тем бюджетам, которым по прогнозам не будет хватать средств, Минфин готов добавить денег в виде части налога на доходы физлиц. После изменений в Бюджетный кодекс, перераспределение НДФЛ было пересмотрено. Например, в Киеве остается 40% поступлений от налога, 60% – идет в госбюджет, в городах районного значения пропорция 60 на 40. Объем будущего переформатирования сейчас еще просчитывается. “И эти 20 млрд гривен не будут сэкономлены. Часть НДФЛ мы отдадим на места. Уже будут потери в бюджете. Плюс 4,5 млрд гривен пойдут на повышение зарплаты учителям на два разряда. Это касается всех учителей”,- добавил Марченко.
На местные бюджеты предложено перенести ответственность за оплату коммунальных услуг в медучреждениях. Речь идет о 4,5 млрд гривен и это, как и в случае со школами, также необходимо сбалансировать и передать определенный ресурс. По словам Марченко, у Минфина с новым руководством Минздрава есть определенная договоренность. Если министерство успеет запустить новую концепцию финансирования через запуск гарантированного пакета услуг, то есть, ухода от финансирования медучреждения, исходя из числа койко-мест на закупку медуслуг, то объем расходов может быть другим.
Председатель правления Союза потребителей медуслуг, лексредств и изделий медназначения Владислав Онищенко считает маловероятным, что статьи госбюджета-2017 по здравоохранению будут формироваться исходя из новых норм. “Для этой реформы необходимо принятие пакета законопроектов. Практика предыдущих лет показывает, что Минздраву и профильному комитету парламента не удается наладить эффективное сотрудничество для их подготовки. В частности, народные депутаты не поддержали законопроекты экс-министра Александра Квиташвили, а подготовили свои варианты”, – сообщил он.
То, что это не перспектива 2017 год,а считает и директор департамента внешних связей фармацевтического холдинга STADA CIS Иван Глушков. Для внедрения гарантированного пакета бесплатных медуслуг и перехода на новую модель необходимо два-три года. “Минфин в данном случае выступает как “финансовый директор”. Ответственность за то, как будет работать система здравоохранения после реформы несет не он, а Минздрав. А Минздраву для того, чтобы определить сумму необходимого финансирования системы здравоохранения на основе новых принципов нужно сделать очень внимательный экономический расчет. В противном случае, если заложенной в госбюджет сумы окажется недостаточно, то будет виноват Минздрав. И если окажется сумма избыточной, что, конечно, маловероятно, опять-таки отвечать будет Миздрав”, – говорит Глушков.
В Ассоциации городов Украины (АГУ) поддерживают предложенный Минфином курс на реформирование финансирования системы образования и охраны здоровья, но считают, что это должны были инициировать профильные министерства. Или хотя бы начать с пересмотра штатного расписания в учреждениях. По словам первого заместителя исполнительного директора АГУ Александра Слобожана, консультации с Минфином еще идут, но позиция местных органов власти заключается в том, что предложения должны регулироваться через увеличение объема НДФЛ бюджетам базового уровня -города, села, поселка, объединенной территориальной общины, где и предоставляется наибольшее количество услуг. В варианте же министерства речь идет об областях и районах, сообщает РБК-Украина