Смена генпрокурора – это попытка снять напряжение в обществе из-за отсутствия результатов расследования расстрелов на Майдане, считают опрошенные DW эксперты и активисты.
Генеральным прокурором Украины вместо Виталия Яремы стал его 62-летний заместитель Виктор Шокин. Он пообещал решительные действия в расследовании преступлений, совершенных на Майдане, а также деятельности высокопоставленных лиц, причастных к “преступной группе Януковича”.
Революционные требования к консервативному институту
Основной причиной смены генпрокурора стало то, что “генпрокуратура остается слишком консервативным институтом, к которому предъявляют очень революционные требования”, заявил в интервью DW руководитель центра политических исследований “Пента” Владимир Фесенко. По его словам, Ярема был скорее умеренным политиком, чем решительным прокурором. Возможно, из-за этого обстоятельства генпрокуратура в преддверии годовщины массовых расстрелов на Майдане 18-21 февраля 2014 года фактически ничего не могла сказать ни об их исполнителях, ни о заказчиках.
Фесенко не исключил того, что Ярема впервые в истории независимой Украины добровольно написал заявление об отставке, поскольку мог почувствовать неготовность к радикальным переменам. “С другой стороны, были намеки, что самым лучшим и мягким вариантом решения проблем с прокуратурой накануне годовщины расстрела людей на Майдане будет отставка Яремы”, – сообщил политолог.
Кандидатуру Виктора Шокина поддержали, выступая в Верховной раде, президент Петр Порошенко и премьер-министр Арсений Яценюк. Кроме крупнейших фракций большинства – “Блока Петра Порошенко”, “Народного фронта” и партии “Батькивщина”, за него проголосовали депутаты из фракции “Оппозиционный блок” и других депутатских групп, в которые входят бывшие представители Партии регионов. В итоге Шокин получил голоса 318 депутатов.
За себя и за соседа
Несогласие с этим результатом сразу же выразили около 50 парламентариев из разных фракций. Они обвинили целый ряд своих коллег в антиконституционном голосовании за отсутствующих в зале и потребовали провести новое голосование. Депутат от “Батькивщины” Игорь Луценко предоставил видеозапись, как депутаты голосуют за своих соседей. Тем не менее спикер парламента Владимир Гройсман объявил заседание закрытым.
Глава парламентского комитета по предупреждению и противодействию коррупции Егор Соболев назвал голосование в поддержку Шокина “смертельно глупым и опасным” и заявил, что на эту должность лучше всего назначить грузинских прокуроров, которые имеют опыт арестов высших должностных лиц в их стране. “Хватит назначать топ-чиновников, которые проваливают задание на ключевых постах”, – сказал Соболев журналистам в кулуарах Рады.
Он и его сподвижники упрекают Петра Порошенко в том, что тот продвигает на высокие должности, в частности главы антикоррупционного бюро, людей, лично преданных президенту. Противники нового генпрокурора предъявляют ему целый ряд претензий – от кумовства с президентом Порошенко и того, что несколько близких родственников Шокина работают прокурорами в разных областях Украины, до… внешней схожести с генпрокурором времен президента Януковича Виктором Пшонкой.
Общественность отреагировала с умеренным оптимизмом
Представители общественных и правозащитных организаций восприняли случившееся с умеренным оптимизмом. Так, активист гражданской сети “Опора” Тарас Гаталяк, который координирует защиту интересов родственников расстрелянных на Майдане, ждет, что новый генпрокурор заставит наконец прокуратуру Киева начать расследование многочисленных непулевых ранений участников протестов.
В свою очередь координатор гражданской инициативы “Евромайдан SOS” Александра Матвийчук намерена оценивать деятельность Шокина по его активности в расследовании тех преступлений против участников Майдана, по которым так и не возбуждены уголовные дела. “Каждый генпрокурор после Евромайдана, вступая в должность, говорил громкие слова о необходимости расследовать преступления против протестующих и обещал радикальные действия по возвращению из-за рубежа расхищенных средств украинского народа. В ближайшие недели мы увидим, как выполняются эти обещания”, – сказала Матвийчук.
Карт-бланш на радикальные действия
Более оптимистично настроен политолог Владимир Фесенко, охарактеризовавший нового генпрокурора фразой “следователь-волкодав”. Он напомнил, что Шокин при “оранжевой” власти в 2005 году провел резонансные аресты высокопоставленных лиц – выходцев из Донецка. “Думаю, он готов к этому сейчас и имеет карт-бланш от президента. Порошенко чувствует, что общество хочет жестких радикальных действий, а Шокина не будут сдерживать какие-либо политические интересы и карьерные соображения”, – сказал политолог.
Он не исключил, что настоящей проблемой для нового Генпрокурора может стать реформа органов прокуратуры. “Многое будет зависеть от того, кто окажется в его команде. В руководстве генпрокуратуры готовятся достаточно радикальные изменения, в частности привлечение иностранных специалистов. Может, именно такие заместители Шокина будут заниматься реформированием прокуратуры”, – надеется Фесенко.