Летние Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро, безусловно, самое значимое событие в спортивном календаре 2016 года. Однако немецкие спортивные функционеры уже строят новые планы: к завершающей стадии приближается важнейший проект – вызвавшая немало споров реформа финансирования профессионального спорта в Германии. Президент Немецкого олимпийского спортивного союза (DOSB) Альфонс Хёрман (Alfons Hörmann) подчеркивает: “Неважно, сколько медалей завоюет в Рио немецкая сборная, – наш курс на создание успешно работающей системы не изменится”.
В сентябре должны быть доработаны последние ключевые детали, и уже 19 октября проект реформы поступит на рассмотрение спортивного комитета бундестага. Но что такое “успешно работающая система”? Ответ вовсе не так уж прост.
Критика существующей системы
В нынешнем году на профессиональный спорт в Германии выделены 160 млн евро. Деньги поступают напрямую из министерства внутренних дел ФРГ. Эту сумму получают и управляют ею спортивные объединения и их вышестоящая организация – DOSB.
Критика существующей системы касается многих моментов. Финансовая поддержка охватывает слишком большое количество спортсменов, из-за чего лучшие атлеты уже не могут конкурировать на международном уровне. Спортивные структуры на уровне федеральных земель дублируют функции профессиональных организаций конкретных видов спорта. Это приводит к излишним тратам, кроме того становится сложно разобраться, кто за что отвечает.
На протяжении последних двух лет курирующее спорт министерство внутренних дел Германии вместе с DOSB бьется над тем, чтобы сделать эту систему более эффективной. А поскольку речь идет о больших деньгах и в конечном счете о немалой власти, дискуссии идут за закрытыми дверями.
В беседе с DW глава DOSB Хёрман позволил себе лишь намекнуть на то, в каком направлении ведутся переговоры: “Нам требуется больше штатных сотрудников, включая уровень спортивных клубов, которые могли бы полностью посвящать себя развитию спорта”. Необходимо привлекать профессионалов и более целенаправленно расходовать финансы. Тому есть немало примеров в мире.
Нацеленность на успех
Великобритания – кузница медалей. Такую репутацию британцы заработали в 2012 году, когда на “домашних” Играх в Лондоне сборная страны заняла 3-е место в неофициальном медальном зачете. Так что британская система финансирования спорта вполне может стать примером и основой для реформы в Германии. Причем широта охвата и многообразие не играют в ней никакой роли.
Деньги выделяют лишь на те виды спорта, где есть шанс получить медали. За последние четыре года правительственное агентство UK Sport выделило на эти цели 440 млн евро. Треть средств поступает из фонда национальной лотереи. Оставшиеся две трети выделяет правительство, которое планирует увеличить эту сумму. К 2020 году объем государственного финансирования должен вырасти на 29 процентов.
У британских спортсменов, отправившихся на Игры в Рио, честолюбивые планы. “Мы хотим выступить лучше, чем в Пекине”, – говорит Саймон Тимсон, глава отдела по эффективности спортивных выступлений UK Sport. “Это вполне реальная цель – добиться лучшего результата на летних Олимпийских играх за пределами Великобритании”, – убежден он.
Последовательная ориентация на успех отражается и в доходах ведущих спортсменов: атлеты из Великобритании, занимающие топовые позиции в мировых рейтингах, могут получать до 33500 евро в год. Для сравнения: в Германии Фонд поддержки немецких спортсменов Deutsche Sporthilfe платит максимум 18000 евро в год, но поддерживает втрое больше спортсменов, чем британцы. В Швейцарии доходы половины профессиональных спортсменов не превышают 14000 швейцарских франков, то есть около 12900 евро в год.
Нужно быть отчаянным энтузиастом, чтобы посвятить всю свою жизнь профессиональному спорту за такие деньги. Один из способов дополнительного заработка в Швейцарии и в Германии – занятие спортом в рамках службы в армии. В настоящее время в немецком бундесвере тренируются 744 спортсмена, которые в свободное от тренировок время могут получать образование для дальнейшей карьеры.
США: никакой господдержки
Без какого-либо государственного финансирования работает Олимпийский комитет США (USOC). Организация получает доходы от спонсоров и перераспределяет эти средства между отдельными спортивными федерациями. Если взять четырехлетний цикл с 2009 по 2012 годы, то бюджет составил 568 млн долларов. Принцип распределения финансирования прост: кто выигрывает медали, тот и получает больше денег.
В результате богатые федерации становятся еще богаче, другим же не достается почти ничего. Ситуация усугубляется тем, что ассоциации престижных видов спорта, таких как плавание или популярная в США спортивная гимнастика, многократно увеличивают свой бюджет за счет собственных спонсоров.
Тем не менее и в США идут споры о возможной реформе финансирования профессионального спорта. Глава USOC Скотт Блэкман в начале 2016 года объявил, что в будущем при перераспределении денег станут учитывать все факторы. В интервью Sport Business Journal он отметил: необходимо оценивать ситуацию с позиции инвестора.
И все же в США есть один большой плюс, касающийся поддержки молодых спортсменов, – национальные соревнования среди колледжей. Будь то баскетбол, борьба, гимнастика или плавание, – американские университеты соперничают друг с другом за таланты, предлагая стипендии и профессиональные условия для тренировок.
Россия и Китай – удачные примеры?
Осталось лишь бросить взгляд на Китай или Россию. Хотя обе страны привыкли к спортивным успехам, централизованная государственная система поиска и поддержки спортивных талантов с целью сделать из них спортсменов мирового уровня немыслима для Германии. Особенно после того, как в случае с Россией стало известно, что для поддержки атлетов систематически применяется допинг, сообщает Немецкая волна.