Владимир Гройсман – это политическая Золушка, которая с двенадцатым ударом часов может лишиться всего. Его добрая фея – Петр Порошенко. О первых результатах работы украинского премьера – Сергей Руденко специально для DW.
Еще в день назначения Владимира Гройсмана премьер-министром президент Петр Порошенко заявил о завершении политического кризиса в стране. И это несмотря на тот факт, что в момент отставки Яценюка оппозиционный блок в Раде пополнился: теперь он состоит из бывших соратников БПП, “Народного фронта” – “Батькивщины”, “Самопомощи” и Радикальной партии. Попытка поставить точку в бесконечном сериале “Порошенко против Яценюка” создала новую политическую реальность, в которой теперь отставка правительства Гройсмана – лишь вопрос времени.
Искусство управлять государством
Во время своего первого выступления в парламенте Владимир Гройсман пообещал народным депутатам продемонстрировать, как надо управлять государством. Для пущей убедительности ему не хватало разве что ботинка, которым свежеиспеченный премьер стучал бы по трибуне. Но за прошедшие три месяца страна так и не смогла понять, в чем же состоит искусство управления государством от премьер-министра Гройсмана.
Глава правительства был и остается осторожным в своих действиях. Такое поведение обусловлено, наверняка, тем, что в отличие от своего предшественника, у него за спиной нет ни собственной партии, ни собственной фракции. Все, что он имеет – доверие президента Петра Порошенко и годовой иммунитет от парламента. Гройсман – это политическая Золушка, которая с двенадцатым ударом часов может лишиться всего. Добрая фея для него – нынешний глава государства.
Готов ли Гройсман вести самостоятельную игру как политик? Наверняка. Он даже пытался это продемонстрировать, настаивая на включении в правительство своих соратников по Виннице. Гройсману хочется быть самостоятельным игроком. Исключать этого нельзя, но не в данный момент и не при этом президенте. Он был и остается спутником Петра Порошенко.
Показательно и то, что на недавней встрече с городскими главами премьер заявил, что до сих пор чувствует себя мэром. Сказано это было в контексте того, что он, дескать, понимает все проблемы местного самоуправления. Но это как нельзя более точно характеризует нынешнее мироощущение Владимира Гройсмана.
Несдержанные обещания
Одной из своих заслуг нынешний кабинет министров называет избавление от энергетической зависимости от России. Однако этот процесс начался еще во времена премьерства Арсения Яценюка. А уже после его отставки правительство повысило цену на газ и, соответственно – увеличило в два-три раза тарифы на тепло и жилищно-коммунальные услуги для населения. Правительство Гройсмана утверждает, что выбора у него не было.
Впрочем, большинство украинцев вряд ли успокаивают рассказы Гройсмана об уходе Украины от российской зависимости и обещание субсидий. Впереди – осень, и цену этой энергонезависимости украинцы ощутят на своих кошельках. Оппозиционные “Батькивщина” и Радикальная партия пытаются оседлать недовольство украинцев. Для них разворачивание протестных акций и возможного политического кризиса в Украине – путь к досрочным парламентским выборам. Для Владимира Гройсмана это – прямой путь к отставке.
То, что Гройсман – технический премьер-министр, похоже, ни у кого не вызывает сомнений. Его команда – временщики. Они понимают, что их пребывание у власти будет недолгим. Возможно, поэтому за прошедшие три месяца часть обещаний команды Гройсмана так и остались обещаниями.
Конкурент Порошенко
Будущее правительства Владимира Гройсмана зависит от стабильности парламентской коалиции. Однако то, как проходят голосования в Раде, свидетельствуют о ее зыбкости. Члены коалиции вынуждены периодически обращаться за голосами к бывшим соратникам Януковича. Это делает уязвимым не только парламентское большинство, но и правительство. Оппозиция вообще утверждает, что парламентской коалиции не существует.
Если Владимир Гройсман действительно хочет претворить в жизнь свои обещания – о создании “черной сотни” для борьбы с контрабандой, проведении налоговой реформы и очередного этапа приватизации – ему не обойтись без поддержки парламента. А это значит, что нынешний премьер будет искать компромисс не только с парламентским большинством, но и с оппозицией.
Стоит также заметить, что многие украинские премьер-министры пытались пересесть из премьерского кресла в президентское. Не исключено, что в этом заинтересован и Владимир Гройсман. Но только тогда, когда ему это позволит сделать тот, кто привел его в большую политику.