Команда Фонда инноваций и развития во главе с Георгием Вашадзе (соратник Михеила Саакашвили) готовится к проведению первого в мире Blockchain-аукциона. Участники группы, которая участвовала в создании системы электронных госзакупок Prozorro, подготовили к коммерческому запуску новый проект – децентрализованную электронную систему аукционов гоcимущества e-Auction 3.0. Ее особенность в том, что она базируется на технологии Blockchain. На этой же основе также работает криптовалюта Bitcoin.
Идея создать e-Auction 3.0 появилась после успеха Prozorro, которая сэкономила государству 1,4 млрд грн. К фонду подключилась харьковская IT-компания Distributed Labs. Она на волонтерских началах помогла с написанием ядра и протокола Blockchain-аукциона. А облачное решение для тестов хранения и обработки данных предоставил Microsoft Azure.
В марте 2016 года в Киеве был подписан меморандум по имплементации системы децентрализованных онлайн-аукционов с госучреждениями на муниципальных и областных уровнях. Подписи под ним поставили губернатор Одесской области Михеил Саакашвили, первый заместитель главы АП Дмитрий Шимкив, глава парламентского комитета связи и информатизации Александр Данченко и другие.
Менеджер проекта электронных аукционов Лаша Антадзе рассказывает ЛІГА.net, зачем нужна новая система и как она будет работать.
– Какова основная идея запуска e-Аuction 3.0?
– Система поможет государству привлечь частных посредников – онлайн-площадки – в сферу приватизации и аренды госактивов, продажи лицензий. Это подтянет в Украину частных инвесторов, которые хотят купить имущество по удобным и понятным им открытым схемам. Государству не придется тратиться на проведение аукционов. Кроме того, идея, лежащая в основе самой технологии, – децентрализация управления – не позволит кому-либо на любом этапе вмешиваться в ход торгов. Журналисты смогут тоже зарегистрироваться в системе и просмотреть историю сделок. Мы называем ее “электронный молоток”. Больше не нужно будет собирать участников торгов в закрытых помещениях.
– Когда пройдут первые торги?
– Система уже готова. Первые торги пройдут 7 июля в Одессе. Мы продадим через аукцион входной билет на крупную IT-конференцию. Его начальная цена – $10. Участники торгов будут ее поднимать. Вырученные средства пойдут на развитие е-Аuction 3.0. Это будет первый в мире Blockchain-аукцион.
– Сколько всего разработчиков участвовало в вашем проекте?
– Всего было задействовано 16 человек. Помогали разработчики ПриватБанка, которые смогли подключить свою банковскую систему непосредственно к Blockchain-протоколу. Такого до них тоже никто не делал. Также в проекте будет участвовать Ощадбанк.
– Зачем банки нужны в проекте?
– Они будут обеспечивать уплату залога на торгах, а также обеспечивать непосредственное закрытие сделок в онлайн-режиме.
– Какие на данный момент провайдеры – онлайн-площадки для проведения торгов – интегрировались в вашу систему?
– На данный момент это три площадки: privatization.com.ua, которая принадлежит американской компании EMK, Aktivi.com.ua, govsale.com.ua. Мы получаем новые заявки. Кроме того, мы открыли API (интерфейс для программистов), что позволит всем желающим в перспективе самостоятельно создавать свои частные площадки по продаже госимущества. Я думаю, что это могут быть совсем небольшие онлайн-сайты, которые, например, продают отдельные активы в каком-то городе или районе.
– Когда такие торги начнут проводить непосредственно госорганы? И кто будет первым?
– Мы уже юридически и технически полностью подготовили к таким торгам обладминистрации Белой Церкви, Херсона, Киева и Полтавы. Единственное, что им осталось сделать, – это принять на очередной сессии в июле порядок проведения онлайн-торгов. Но так как сейчас лето, принятие решений может растянуться во времени. Хотя, я думаю, к августу первые администрации должны начать торги. Их цель – продавать через Blockchain-аукцион право аренды коммунальной собственности.
– Распространенное мнение – для использования системы e-Аuction 3.0 госорганам понадобятся большие вычислительные мощности. Насколько это соответствует действительности?
– Это совсем не так. Для эксплуатации системы госструктурам хватит и тех компьютеров, которые у них есть на местах. Речь не идет даже о покупке услуг облачного хранилища. Получается, что госорганы потратят ноль на IT-подготовку к торгам.
– Кто еще из госструктур может присоединиться к e-Аuction 3.0?
– На очереди другие облгосадминистрации – Хмельницкая, Львовская, Ровенская и прочие. Также очень заинтересован в участии Госкомзем. Но чтобы реализовывать земельные участки через онлайн-аукцион, необходимо внести изменения в законодательство. А это займет время. Но руководство ведомств все равно намерено даже в тестовом режиме выставлять на e-Аuction свои активы для обкатки технологии.
– А с Фондом госимущества ведете переговоры?
– Да, мы с ними говорим. Но там все еще в гораздо более ранней фазе. В том числе и потому, что ФГИ сам точно не знает, какие объекты будут идти на приватизацию.
– Система электронных закупок Prozorro, в отличие от e-Auction 3.0, имеет центральную базу данных. А с 1 апреля, насколько мне известно, от фонда Transparency International она перешла под управление Минэкономики – тестовый период закончился. Существуют ли риски чрезмерного влияния на систему чиновников, как думаете?
– Когда прошел год с момента запуска Prozorro, мы поняли, что центральный сервер и центральное управление системы – это явный недостаток. В первую очередь потому, что такая система медленно и плохо масштабируется. К тому же всегда есть риск, что чиновники, которые придут в будущем, окажутся не столь порядочными и получат все инструменты, чтобы свести всю инициативу на нет. Это особенно небезопасно из-за того, что государство сейчас хочет перевести на Prozorro все тендеры от разных ведомств. То есть за систему, которая будет обеспечивать такой объемный вал закупок, будут отвечать, по сути, несколько чиновников.
Насколько я знаю, Минэкономики сейчас разрабатывает собственный централизованный электронный модуль аукциона для Фонда гарантирования вкладов, который собирается реализовать на торгах активы ликвидированных банков. Но я не понимаю, зачем на его создание снова тратить государственные деньги. Ведь у нас же уже есть работающий механизм.
– А вы с Фондом гарантирования вкладов тоже ведете переговоры?
– Да, мы с ними ведем параллельные дискуссии. Пока не знаю, чем это закончится.
– Сколько денег вы потратили на e-Аuction 3.0?
– Так получилось, что в ходе реализации проекта к нам подключалось огромное количество людей: волонтеров, активистов, просто заинтересованных лиц. Ведь это первый проект такого рода в мире. Даже в США такого пока нет. Поэтому мы не тратили деньги на разработку и внедрение.