Как стало известно «Думской», сегодня на родину вернутся граждане Украины — 25-летний Геннадий Афанасьев и 74-летний Юрий Солошенко, которые были осуждены российским судом и находятся в заключении в лагерях на территории Российской федераций.
Их обменяют на одесских журналистов Елену Глищинскую и Виталия Диденко. Первой изменили меру пресечения с содержания под стражей на личное обязательство, второго помиловали.
По предварительным данным, самолет с ними уже вылетел из Одессы.
Глищинскую и Диденко обвиняют в сепаратизме — они были в числе организаторов и активных участников так называемой «Народной рады Бессарабии». По словам председателя СБУ Виталия Грицака, это было частью плана дестабилизации, который российские спецслужбы начали реализовывать год назад. В дальнейшем планировалось осуществить политические убийства (в частности народного депутата Алексея Гончаренко), взорвать мосты и отрезать юг Одесской области от остальной территории Украины, ввести «зеленых человечков», провозгласить «независимую Бессарабию» и дестабилизировать ситуацию в Украине, Молдове и Румынии.
В результате активного противодействия со стороны СБУ эти планы были сорваны. В марте-апреле были проведены аресты, среди задержанных были журналисты Артем Бузила, Виталий Диденко и Елена Глищинская. Впоследствии Бузила был приговорен к четырем годам ограничения свободы, через год вышел на волю по «закону Севченко» и сразу же покинул Украину. Глищинская и Диденко отправятся в Россию сегодня.
Директор телекомпании «Новая волна» Елена Глищинская (Романова) была арестована сотрудниками СБУ в апреле прошлого года. Полтора месяца назад в СИЗО у нее родился сын. Кроме того, у нее есть еще двое несовершеннолетних детей.
Виталий Диденко — главный редактор сайта «Инфоцентр», принадлежащего сепаратисту Антону Давидченко. Во время ареста Диденко пытался бежать от сотрудников СБУ и выпрыгнул с 3-го этажа своей квартиры, в результате чего получил несколько переломов. При обыске правоохранители обнаружили у него кокаин. Суд приговорил Диденко к трем годам ограничения свободы, сейчас дело находится в апелляции.
Ранее, напомним, появились сведения, что Афанасьева и Солошенко обменяют на фигурантов «дела 2 мая», граждан РФ Евгения Мефедова и Максима Сакауова. Эта информация не подтверждается.
Нынешний «обмен» — не первый в истории нашей страны.
Начиная с 2014 года, в рамках «минского процесса», происходят обмены пленных украинских военнослужащих на задержанных боевиков «ДНР» и «ЛНР». Формально это обмен украинских граждан на украинских граждан в пределах территории нашей страны.
В мае этого года произошел «обмен» Надежды Савченко на россиян Александрова и Ерофеева. Формально — это было возвращение на родину осужденных иностранцев, которые были помилованы президентами.
Нынешний обмен — совершенно другая ситуация. Это не равнозначный обмен и не жест доброй воли, потому что все участники обмена — граждане Украины. Передача Глищинской и Диденко в Россию в обмен на украинцев, находящихся там в заключении, означает, что Россия фактически признает их своими агентами влияния.
Отметим, что еще один участник «Народной рады Бессарабии» Артем Бузила жаловался на неких высокопоставленных покровителей — «безжалостных и бездушных кукловодов», которые обещали «помощь и защиту в любых ситуациях и моментально открестились от проекта, как только его активисты оказались за решёткой». Не исключено, что нынешний обмен происходит именно в рамках помощи тех самых кукловодов.
Что касается фигурантов «Дела 2 мая», граждан России Мефедова и Сакауова, перспективы их обмена остаются весьма туманными. Юридически он является подсудимым (дело слушается в Малиновском суде). До вынесения приговора, или хотя бы до выделения материалов в отдельное производство говорить об обмене затруднительно.
Шансов на обмен больше у Евгения Мефедова, который переехал в Украину летом 2013 года и был в первых рядах одесского «Антимайдана». Что касается Максима Сакауова, который прожил в Одессе несколько лет, российское государство явно не интересуется его судьбой. За два года сотрудники консульства даже ни разу не посетили его в СИЗО.