С 13 по 15 мая николаевские живописцы выехали на традиционный пленэр, посвященный памяти Михаила Владимировича Терновского. Три дня художники работали с этюдами в селе Костычи Баштанского района Николаевской области.
Костычи – древняя земля и глухой угол корабельного края. Мобильное покрытие здесь «разорвано». Чтобы позвонить в Николаев, нужно полкилометра взбираться на высокий холм или лезть на чердак двухэтажного дома. Местного телевидения здесь тоже нет. На всех хатах стоят спутниковые тарелки. Можно посмотреть передачи Тамбовского и Ярославского ТВ, но телеканал «Николаев» в номенклатуре спутника отсутствует.
В 1981 году экспедиция ленинградских археологов обнаружила на западной окраине деревни поселение эпохи поздней бронзы (Сабатиновская культура). Основные находки: обломки керамической посуды, каменные зернотерки, жертвенник и гигантские позвонки осетровых рыб.
Древние рыбаки еще три с половиной тысячи лет назад облюбовали дельту Ингула и построили здесь свое городище.
Сейчас рыбы в реке почти нет, зато есть бескрайние луга, которые тянутся к Христофоровке и далее. Раздолье для коров, а коровы здесь… особенные. Каждое утро сельское стадо переплывает Ингул и пасется на зеленом острове. Вечером животные возвращаются домой и… опять коллективный «заплыв» на 150 метров. В полдень на дойку хозяйки добираются к своим кормилицам с ведрами на лодках.
Не всякая корова мечтает плавать каждый день. Животные, купленные в других селах, поначалу отказываются лезть в воду, но… срабатывает стадный инстинкт и рогатые пловцы единым пелитоном ныряют в реку…
Если верить энциклопедии «История городов и сел Украинской СССР», Костычи появились на карте Российской империи в 1768 году. Село заселили казаки – бурдюжники, которые разводили овец, выращивали хлеб и пополняли казачье ополчение в долгий период русско-турецких войн.
Деревня несколько раз меняла свое название по фамилиям казацких старшин (Скортулино, Франково, Липское).
При советской власти здесь находилась центральная усадьба колхоза «Коммунар». Богатое хозяйство. На балансе – 5000 га пахотных земель, несколько животноводческих ферм, МТС, оросительные системы и проч. Население, по переписи 1981 года, – 1023 человека. Деревенская школа была переполнена детьми.
В начале 90-х годов прошлого века все это благополучно рухнуло. Колхоз обанкротили, началась безработица, повальное пьянство. Население бежало из древнего села. К 1993 году в деревне осталось всего около 300 жителей.
По решению сельсовета пустующие строения и земли были переданы туркам-месхетинцам. Мусульманская община поначалу была бедна. Дети и взрослые голодали. Однако постепенно жизнь наладилась. Трезвые сунниты возродили огородничество и овцеводство. Построили гектары теплиц. Первые овощи сегодня отвозят в Одессу. Во дворах появились грузовики и внедорожники. Теперь украинские аборигены приходят к ним проситься на работу.
В начале 90-х, по случайным обстоятельствам, проездом, здесь оказался Михаил Владимирович Терновский. Замечательный человек, талантливый писатель, публицист и путешественник. Участник кругосветного плавания на яхте «Икар», потомственный водолаз и жизнелюб.
Он купил в деревне старую развалившуюся хату с участком земли. Выстроил дом и насадил удивительных растений. На трех гектарах уместились ореховая роща, мексиканская сосна, карельские ели, множество экзотических кустарников и каменный японский сад.
Соседи поначалу смотрели на него как на умалишенного. Терновский существовал в селе отдельно и… как-то неправильно. Скупил у всех бесполезные (древние) каменные поилки для коров, гигантские жернова и гранитные силосные давилки. Разместил все это среди непривычных цветов и деревьев. Получился «японский» ландшафт.
Деревенские пацаны не понимали, зачем этот взрослый дядька покупает у них ведро малюсеньких раков, и… тут же выпускает их обратно в реку. Местные хозяйки смотрели, как Терновский благоустраивает общую улицу, пожимали плечами, крутили пальцем у виска. Новый сосед был бесконфликтным человеком и совершал множество непонятных поступков.
В начале 2000-х годов он стал приглашать сюда друзей-художников. Пожить летом на природе, поработать с этюдами. Постепенно это стало традицией. В мае-июне в Костычах собирались 10-15 человек и «расползались» с мольбертами по окрестностям. Живописная панорама дельты Ингула знакома многим горожанам по картинам, которые николаевские художники часто выставляют на своих вернисажах.
В Костычах бывали многие прозаики и поэты. Сергей Галушкин написал здесь «Николаевский детектив», Михаил Терновский работал тут над «Историями Николаевского яхт-клуба» и путевыми заметками «Под парусами «Икара» в Америку и обратно». По итогам художественных пленэров обычно проводились выставки в городском муниципальном зале.
Костычевский дом писателя вскоре стал походить на знаменитую «Волошинскую дачу» в Крыму, но… восемь лет назад Михаил Владимирович Терновский умер после тяжелой болезни. Его книги и статьи читают уже несколько поколений горожан.
Вдова писателя – Лариса Анатольевна Терновская, вместе со своими друзьями, решила не прерывать традицию. Восьмой год подряд она приглашает художников на пленэр, который сегодня превратился в памятный.
В этом году в Костычах работали Михаил Кузьминых, Алексей Маркитан, Николай Розин, Александр Ипатьев, Леонид и Надежда Ященко, Дмитрий Молдаванов. В дом своего товарища приехали издатель Ирина Гудым и тележурналист Виктор Завизион.
Традиция благотворительных пленэров плохо приживается на Украине. Весь интернет завален объявлениями, где молодых художников приглашают поработать в Крым и Закарпатье. Называются фантастические суммы за проживание.
Начинающие николаевские живописцы вынуждены частным образом ездить на природу. Многие облюбовали места в селах Первомайского района Курипчино и Грушевка, другие привыкли ездить в Трикраты.
Сегодня глухое николаевское село Костычи оживает. Вокруг полно «мертвых» деревень, а здесь все движется. Возвращаются люди, ремонтируют старые хаты, заводят подсобные хозяйства, рожают детей. Каждый год сюда приезжают наши художники, чтобы делать этот мир еще лучше.