Общественная организация “Европа без барьеров” и редакция сайта “Европейская правда” проанализировали ожидания украинцев от отмены виз Евросоюза. В многочисленных публикациях на эту тему многие предположения не всегда корректны. Вашему вниманию предлагается анализ стереотипов и фактов об особенностях ожидаемого безвизового режима для украинцев.
Стереотип I
“Визы отменят, так что теперь можно ехать жить в ЕС”
Ехать можно, а вот жить – нет. Да и поездки для постоянного проживания имеют предел продолжительности.
Тем, кто ездит в страны ЕС часто и надолго, придется контролировать количество дней, проведенных в странах Евросоюза без визы.
Ограничение – точно такое же, как было с шенгенской мультивизой.
Без виз можно находиться на территории ЕС 90-дневный период на каждые 180 дней.
Поскольку эта система подсчетов может показаться непростой (она усложнилась с 2013 года), Еврокомиссия разработала онлайн-инструмент – шенгенский калькулятор – для тех, что часто путешествует в ЕС.
Форма подсчета на официальном сайте ЕК – не самая удобная, но в сети есть немало альтернативных калькуляторов, в том числе на туристических сайтах; именно ими мы рекомендуем пользоваться.
Просчет может обернуться для вас недопуском на границе (при въезде в Шенгенскую зону) или даже депортацией (при выезде либо при случайной проверке документов во время пребывания).
Официально принцип расчета формулируется так: в Шенгене можно находиться не более 90 дней “за любой 180-дневный период”. На практике это означает, что отсчет ведется на 180 дней назад от даты пересечения границы въезда или выезда. Нельзя провести в Шенгенской зоне 89 дней, выехать на один день и вернуться еще на 90 дней, заявив, что начался новый 180-дневный период – придется подождать за пределами ЕС три месяца.
Например, если вы впервые въехали в ЕС 1 декабря 2015 года, пробыли до 31 декабря (31 день), затем с 7 января по 7 февраля (32 дня) и с 1 по 20 марта (20 дней), а после этого захотите снова въехать в апреле, то у вас останется только неделя разрешенного пребывания.
И если вы, въезжая в Шенген 1 мая, будете иметь обратный билет на 10 мая, пограничник вправе вернуть вас в Украину.
Но по истечении 180 дней от даты первого въезда ваши декабрьские дни начнут “сгорать”. Так, если вы въедете в ЕС 20 мая, то сможете остаться там только одну неделю.
А если на один день позже – 21 мая, то имеете право непрерывно находиться на территории ЕС 38 дней – вплоть до конца июня, поскольку ежедневно будет “сгорать” один день, проведенный в Евросоюзе 180 дней назад, в декабре.
Стереотип II
“Границу можно будет проходить без остановок”
Это не так – пограничники стран Шенгена будут проверять ваши документы.
Но есть и противоположный миф – мол, придется везти на границу точно такой же пакет документов, как сейчас – в консульство.
Это тоже неправда, но об этом – чуть ниже.
Итак, какие же документы теоретически могут понадобиться при пересечении границы по безвизовому режиму?
Во-первых, при пересечении границы без визы нужен биометрический паспорт, действительный минимум в течение трех месяцев после планируемой даты возвращения.
Во-вторых, путешественник должен быть готов подтвердить намерение вернуться обратно. Например, показать обратный билет или объяснить, почему его нет (к примеру, если вы собираетесь возвращаться из Польши в Украину автобусом и планируете купить билет на месте). Для тех, кто путешествует на собственном автомобиле, это требование, конечно, неактуально.
В-третьих, пограничник может попросить подтвердить цель поездки.
Вариантов тут должно быть немало. К примеру, бронирование гостиницы уже является достаточным подтверждением.
Это также может быть приглашение на конференцию или другое мероприятие, где декларируется, что организаторы обеспечивают вам проживание. Если вы едете к родственникам, вы можете заявить об этом факте, но будьте готовы предоставить их адрес и другие контакты либо – при наличии – подтверждающие документы. При этом нет необходимости делать официальное приглашение, которое является обязательным для визы (а это – долгий и зачастую дорогостоящий процесс).
В-четвертых, нужно иметь полис медицинского страхования, а для тех, кто путешествует на автомобиле – “зеленую карту” (страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства).
И, наконец, пятое, самое сложное – кое-где в СМИ звучат заявления о том, что при безвизовом режиме украинцы будут вынуждены доказывать на границе свою финансовую состоятельность – наличие средств на время поездки.
У каждой страны свои нормы, но в среднем это около 50 евро на день пребывания.
Стереотип III
“Теперь будет еще сложнее, чем с визами!”
Но означает ли это, что на границу теперь придется везти справки из банка, с работы и тому подобное?
Конечно, нет!
Для кого-то это может стать неожиданностью, но рекомендация о наличии денежного обеспечения действует и сейчас, для обладателей визы. И требования пограничников не меняются от того, что вы предоставляли справки в посольство. Это – разные службы, они используют разные регуляции.
Но на практике эта норма применяется крайне редко, когда у пограничников есть и другие обоснованные причины отказать во въезде.
Кроме того, даже в официальных сообщениях ЕС отмечает, что речь не идет о требовании предоставлять справки из банков, и тем более – иметь эту сумму “кэшем”.
В разъяснении для жителей безвизовой Боснии на сайте представительства ЕС четко указано, что доказательством платежеспособности являются не только наличные, но и банковские карты. А для проверки действительности карты – в случае, если это потребуется – путешественник может воспользоваться оборудованием на территории пункта пропуска или же его могут попросить связаться с банком, который выпустил карту.
О справках с работы и выписках со счета – ни слова.
Дополнительно отмечается, что путешественник может вообще не иметь денег, и это не будет нарушением, если принимающая сторона берет на себя все расходы. Это – не такая уж и редкая ситуация. Многие приглашения на международные мероприятия и конференции содержат такой пункт, и достаточно лишь показать его пограничнику. Напомним, это – информация из официального разъяснения ЕС о правилах функционирования безвизового режима.
Подытоживая перечень документов, стоит отметить:
на практике легкость прохождения границы в основном будет зависеть от вашей готовности четко и мотивированно ответить на два традиционных вопроса: о цели поездки и дате возвращения. И это – точно такие же вопросы, которые пограничник задает и сегодня, при наличии визы.
Любое волнение, впрочем, как и чрезмерно самоуверенное поведение, может подтолкнуть пограничника к более пристальному контролю.
Особой бдительности стоит ожидать в первый период действия “безвиза”, особенно тем, кто поедет за границу с новым биометрическим паспортом, в котором не зафиксирована ваша положительная визовая история. В этом случае не лишним будет взять с собой предыдущий паспорт, в котором есть и визы, и штампы о пересечении границы.
Это желательно, но не обязательно, ведь слухи о тотальном жестком контроле – не более чем слухи.
Доказательством того, что массового чрезмерного контроля не будет, служит пример других государств, которые уже прошли путь Украины.
В частности, пример Молдовы, для которой безвизовый режим действует уже два года, и Боснии и Герцеговины, где “безвиз” работает уже пять лет. И там, и там действуют лишь выборочные проверки на границе. Причем последняя – значительно больший “поставщик беженцев” в Евросоюз, чем Украина.
Так, опрошенные изданием “Смак подорожника” жители БиГ утверждают, что кроме биометрического паспорта, от них не требовали никаких документов.
В то же время граждане Молдовы должны были предоставлять больше бумаг.
“Спрашивают обратные билеты, бронирование жилья и, конечно же, цель поездки… Справки с работы или о размере зарплаты не нужны. Если есть обратный авиабилет, могут даже не спрашивать бронь отеля”, – рассказывает журналистка Today.md Татьяна Марку.
Интересно, что посольство Чехии в Молдове указывает, что даже медицинское страхование желательно, но не обязательно.
Такое расхождение в информации может объясняться многими факторами: наличием или отсутствием вызовов безопасности от данной страны, “визовая” история взаимоотношений между государствами и т.п. Прогресс в реформах и положительная история безвизового режима будут формировать благоприятный фон для дальнейшего беспроблемного пересечения границы гражданами Украины.
Стереотип IV
“Безвизовый режим поможет устроиться на работу”
Нет однозначного ответа, корректно ли такое мнение. Конечно, безвизовый режим не дает права на трудоустройство.
Для этого потребуется трудовой контракт или приглашение на работу, на основании которого оформляется национальная рабочая виза либо вид на жительство.
Работа в странах Евросоюза без официального разрешения является нарушением, за которое нарушителя ждет депортация и запрет въезда в ЕС.
Кроме того, попытки выехать на нелегальные заработки могут потерпеть провал. Так, в случае Молдовы порой отказывали во въезде в Шенген именно тем гражданам, которые вызвали подозрение – не едут ли они на заработки.
Но наибольшие проблемы грозят в том случае, если нелегальная трудовая миграция из Украины станет массовой. Тогда она может быть расценена Европой как угроза и злоупотребление безвизовым режимом и может даже встать вопрос о его пересмотре для всей Украины.
По данным посольства Чехии в Молдове, нарушением считается как нелегальное трудоустройство с превышением лимита пребывания на территории Шенгенской зоны, так и нелегальные сезонные работы, которые укладываются в “дозволенные” 90 дней. В то же время для краткосрочного обучения (до 90 дней) специальное разрешение не требуется.
Так почему же мы говорим о “неоднозначности” этого стереотипа? Потому что определенная помощь в трудоустройстве действительно возможна.
В упомянутом выше материале об опыте Боснии приводилась вполне легальная тактика поиска работы за рубежом: воспользоваться безвизовым режимом, чтобы поехать в определенную страну; договориться там о работе; получить приглашение; после чего вернуться домой и на основании контракта оформить национальную трудовую визу.
Стереотип V
“С безвизовым будет легче получить статус беженца”
Здесь и “Европа без барьеров”, и “Европейская правда” однозначно советуют: гражданам Украины не стоит пытаться получить статус беженца или убежище в ЕС.
Во-первых, резкое увеличение числа просителей убежища из Украины может быть расценено как миграционный риск и инициировать идею отмены безвизового режима. К слову, в 2014-2015 годах такой резкий рост уже был зафиксирован, но в абсолютных цифрах Украина заняла только десятое место среди стран-поставщиц просителей убежища в ЕС.
Во-вторых, попытки украинцев получить убежище в ЕС в настоящее время практически бесперспективны.
Страны ЕС принимают серьезные меры для противодействия экономической миграции под прикрытием статуса беженца. В Финляндии меняют политику даже в отношении граждан Ирака, уровень безопасности в котором, по мнению европейцев, вырос.
Согласно Женевской конвенции, беженец – это тот, кто покинул страну “вследствие достаточно обоснованных опасений стать жертвой преследования за свою расу, религию, национальность, принадлежность к определенной социальной группе или политические взгляды и не может или не желает воспользоваться защитой своей страны”.
При этом ключевой фактор – не военный конфликт на территории страны, а неспособность государства предоставить своим гражданам защиту.
Европа в целом считает неоккупированные регионы Украины безопасными. Российская оккупация и вооруженный конфликт охватывают около 7% территории Украины. А это означает, что переселенцы могут получить защиту и в своей стране.
Об этом косвенно свидетельствует высокий процент отказов нашим просителям убежища. “В целом в 2015 году было рассмотрено вдвое меньше заявлений (9 295), чем было подано… Только 1,8% (390 решений) украинцев получили статус беженца”, – говорится в исследовании CEDOS.
А некоторые страны, как, например, Германия, вообще приостановили рассмотрение заявлений об убежище от граждан Украины.
И хотя Украины пока нет в предложенном Еврокомиссией общеевропейском списке “безопасных” стран происхождения, она уже есть в соответствующих национальных списках Болгарии, Люксембурга и Великобритании.
Стереотип VI
“Украинцы слишком бедны для поездок в Европу”
В “скептической статье”, опубликованной 5 мая на “Европейской правде”, ее автор Василий Зоря утверждает, что “украинцы продолжают возлагать надежды на то, чем из-за бедности не воспользуются”.
Но обобщения очень часто ошибочны, и это – не исключение.
Крайне низкий уровень средних доходов не означает финансовой несостоятельности абсолютного большинства украинцев.
Безусловно, мы фантастически бедная страна, а миллионы украинцев – только выживают. Средняя зарплата, по данным Госстата, ниже 5 тыс. грн, минимальная – 1450 грн. Но при этом в Украине функционирует мощная теневая экономика, обеспечивая большую финансовую способность украинцев по сравнению с официальными данными.
Автор считает, что “мало кто позволит себе выкинуть нелишнюю сумму” на биометрический паспорт, и сравнивает Украину с Пакистаном, который, по его словам, ввел биометрические паспорта еще в 2004 году. За 10 лет их получили 4 млн человек – это примерно 2,2% из 180 млн пакистанцев.
Но факты опровергают эти предположения. В Украине ситуация уже сейчас иная.
По состоянию на апрель 2016 года уже выдано около 1,3 млн заграничных биопаспортов. Это 3% украинцев (без учета оккупированного Крыма). И это – всего за “год с хвостиком”, ведь новые паспорта начали выдавать только зимой 2015 года.
К слову, оформление нового паспорта обычно дешевле шенгенской визы.
Стоимость биометрического загранпаспорта составляет от 561,47 грн (за 20 рабочих дней в ГМС) в 1168,62 (за 7 рабочих дней в ГП “Документ”).
А для получения визы через визовый центр нужно уплатить консульский сбор (35 евро) и сервисный сбор, который, по данным мониторинга “Европы без барьеров”, составляет от 11 до 29 евро.
То есть, если вы не подпадаете под освобождение от сборов, придется дополнительно выложить 46-64 евро (по официальному курсу на момент написания статьи – 1320-1838 грн). А если еще вспомнить о необходимости несколько раз ездить в консульство/визовый центр и собирать документы, то преимущества биометрического паспорта становятся еще очевиднее.
Расходы на саму поездку в ЕС также могут оказаться сравнительно небольшими.
Например, из Киева в словацкий Кошице можно добраться за 345-360 грн (135-150 – плацкарт до Мукачева, 212,5 – автобус до Кошице), в Варшаву – за 500-600 грн автобусом, или даже за 410, если ехать поездом до Львова, а оттуда уже – автобусом.
Из Днепропетровска или Харькова до Варшавы можно доехать за 800-900 грн автобусом или за 500-600 грн поездом с пересадкой на автобус во Львове.
Хуже дела обстоят с доступностью авиационного сообщения, где цены на самые дешевые рейсы до ближайших стран часто измеряются сотнями евро, однако и эту ситуацию может изменить подписание соглашения об “открытом небе” с ЕС и приход на украинский рынок европейских лоукостов, которые, вероятно, снизят цены на некоторые рейсы до 1-2 тыс. грн.
Бесспорно, беднейшая часть украинцев не сможет позволить себе даже такие расходы. Однако даже статистика путешествий в ЕС с визовым режимом доказывает: процент тех, кто сможет поехать за границу в ближайшие годы, существенно выше, чем те пакистанские 2,2%.
А безвизовый станет реальным преимуществом для многих туристов.