На этой неделе на адреса николаевских СМИ был разослан анонимный материал, в котором сообщалось о том, что пляж курортной зоны Коблево загрязнен мазутом, и что источником этого загрязнения, по мнению анонимов, вероятно является компания «НИБУЛОН», осуществляющая перегрузку зерна на рейде недалеко от Очакова.
Факт выброса неизвестного вещества, напоминающего мазут, на часть коблевского пляжа действительно имел место. Черные жирные пятна обнаружили и зафиксировали возле баз отдыха «Черноморец» и «Автомобилист» участники «Экотусовки», которые в прошлую субботу, 23 апреля, организовали уборку пляжной территории. И это единственное, что соответствует действительности в разосланном сообщении. Однако именно компания «НИБУЛОН», которая щепетильно относится не только к своей репутации, но и к защите окружающей среды, инициировала разбирательство по этому поводу и организовала выезд на якорную стоянку на банке Трутаева, где и происходит перегрузка зерна компании на многотоннажные суда.
В эту исследовательскую экспедицию пригласили журналистов, а также представителей коблевского и рыбаковского сельсоветов, Ассоциации собственников баз отдыха курортной зоны, эколога Николаевского морского порта и начальника управления экологии Николаевской ОГА. Совместными усилиями журналистам и экологам предстояло разобраться, кто же является виновником загрязнения пляжа.
Для начала мы выяснили, что у «НИБУЛОНа» есть согласованные разрешения для перегрузке зерна на двух точках на рейде: зимой – у мыса Аджияск, которая находится в 3 км от берега, и летом – на банке Трутаева, от которой до берега 5,5 км. Таким образом, в период курортного сезона «НИБУЛОН» перегружает свои суда на максимальном отдалении от курортной зоны. Как пояснила начальник отдела окружающей среды «НИБУЛОНа» Алла Изместьева, при определении якорных стоянок для перегрузки зерна на рейде специалисты компании учитывали все – и розу ветров, и глубины, и отдаленность от берега, и технологию перегрузки. Затем разработанный проект проходил экспертизу в Государственной экологической инспекцией Северо-Западного региона Черного моря, и только после этого было дано разрешение на перегрузку зерна с судна на судно.
– Вы видите, как происходит перезагрузка на рейде. На все получено разрешение. Мы находимся на рейдовой стоянке банка Трутаева, расстояние от берега 5,5 км. Никакого воздействия на внешнюю окружающую среду перегрузка зерна не оказывает. А если бы произошла какая-то внештатная ситуация, на борту буксира находятся заградительные боны, но за все время работы «НИБУЛОНа» никаких аварийных ситуаций не было.
Во время работы на рейде, как только судно, пришедшее под загрузку, становится на якорь, пломбируются сливные устройства, о чем капитания порта составляет акт. Все это фиксируется в судовом журнале, и подделать эти записи невозможно. То есть, любые незафиксированные аварийные выбросы топлива в воду исключены. Абсолютно нереальными являются и предположения о том, что загрязнение воды, а затем и берега, могло произойти из-за работы грузового флота компании «НИБУЛОН». Во-первых, потому что он совсем новый и оборудован по последнему слову техники, во-вторых, потому что он вообще не использует так называемое тяжелое топливо, коим является мазут, а работает исключительно на дизтопливе Евро-5, в полном соответствии с европейскими требованиями и стандартами. Бункеровку своих судов топливом «НИБУЛОН» на рейде тоже не производит, а делает это только в специально отведенном месте на причале перегрузочного терминала, и каждая такая операция проходит с согласия или в присутствии представителя Государственной экологической инспекции Северо-Западного региона Черного моря.
Евгений Игнатенко, который вот уже три года возглавляет судоходную компанию «НИБУЛОН», рассказал:
– Флот «НИБУЛОНа» насчитывает 24 баржи дедвейтом 4 тыс.тонн, 3 баржи дедвейтом 3 тыс. тонн и 4 баржи дедвейтом 1 тыс.тонн. Кроме того, в нашем арсенале 6 буксиров, плавкран, построенный в Румынии, и наш плавкран, построенный на судозаводе «НИБУЛОН». Сегодня мы видим, как на рейде догружается фуражной пшеницей судно типа Панамакс, дедвейтом 55 тыс. тонн. Часть груза судно взяло на борт на причале перегрузочного терминала «НИБУЛОНа» в Николаеве, а 16 тыс. тонн догружается здесь, на внешнем рейде, на 360-й якорной стоянке. Это дальняя якорная стоянка. Вы сами видите, какая чистая вода, насколько чист флот, как работают перегрузчики. Буксиры, которые находятся здесь, работают на легком топливе. Они все новые. Здесь находится буксир, которому 1 год после постройки, некоторым по 2 года. Мы за технической эксплуатацией следим очень строго. У нас экипаж квалифицированный, постоянно проходит повышение квалификации, мы доводим до их ведома все нововведения международных конвенций и т.д.
В том, что суда «НИБУЛОНа» находятся в идеальном состоянии, смогли убедиться и журналисты, и представители местных общин Коблевского и Рыбаковского сельсоветов. Вместе они пытались разобраться, кто же может быть загрязнителем пляжа коблевской курортной зоны.
Известно, что «НИБУЛОН» перегружает только один вид грузов – зерно, а так называемые вредные выбросы в атмосферу от этой деятельности – только зерновая пыль. И если даже вдруг часть зерна случайно просыплется за борт, морю вреда от этого не будет, пострадает только компания, которая как раз к своим потерям относится серьезно и старается их полностью исключить или максимально минимизировать. Но вот что перевозят вдоль нашего побережья другие субъекты хозяйственной деятельности на своих судах – до сих пор остается тайной.
Вдоль курортного берега на участке от Коблево до Очакова по судовому каналу на Николаев и Херсон ежедневно проходит 20-25 крупнотоннажных судов. Управление экологии Николаевской ОГА направило запрос в Государственную экологическую инспекцию Северо-Западного региона Черного моря с просьбой разъяснить, какие виды грузов перегружают на рейде, но ответа до сих пор нет. Не исключено, что перегружаемые грузы не столь безопасны, как зерно. И отсутствие ответа официальных экологов только напрягает общественность прибрежных сел.
Пока же именно буксиры «НИБУЛОНа» зачастую выполняют роль санитаров Черного моря. В их арсенале есть боновые заграждения, и если команда видит большое скопление принесенного откуда-то мусора, буксир затягивает его в кольцо и сам убирает.
Что касается загрязнения коблевского пляжа, то экологи «НИБУЛОНа» совместно с руководством судоходной компании изучили каждый день прошедшей недели и пришли к выводу, что ни теоретически, ни практически перегрузка зерна на рейде не могла быть причиной загрязнения берега. С ними согласны и представители местных общин.
– Компания «НИБУЛОН» показала весь процесс перегрузки зерна. И мы видим, что никакого загрязнения с их стороны не происходит, – резюмировал увиденное специалист по благоустройству Коблевского сельсовета Андрей Зверянский.
Так кто же все-таки загрязняет берег? Похоже, сегодня, кроме «НИБУЛОНа», это никого и не интересует. В компании удивлены тем, что специалисты Государственной экологической инспекции Северо-Западного региона Черного моря ничего не сделали для того, чтобы разобраться в ситуации и найти истинных виновников загрязнения. Хотя предположения есть разные. Например, якорная стоянка порта «Южный», на которой сегодня находятся 4 крупнотоннажных судна, работающие на тяжелом топливе, находится почти рядом с коблевскими пляжами.
А если говорить об информационном вбросе, то тут надо искать, кому это выгодно. Собственники баз отдыха не исключают, что поводом точечного загрязнения пляжа старым мазутом могли воспользоваться одесские конкуренты николаевского курорта в нечестной борьбе за отдыхающих.
Но есть и другая версия. Как известно, произвол и коррупция экочиновников в морпортах не раз становилась причиной международных скандалов. Капитаны иностранных судов в Николаевском морпорту неоднократно выражали протест в отношении действий сотрудников Государственной экологической инспекции Северо-Западного региона Черного моря. Их услышали, и согласно новым правилам, экологический контроль судна осуществляется теперь исключительно в случае сброса с судна видимых плавучих частиц, либо в случае появления следов нефти, нефтепродуктов либо других загрязняющих веществ в районе сброса. Во всех других случаях заход экоинспекторам на суда теперь запрещен. Это разрушило давно устоявшиеся и сверхприбыльные коррупционные схемы дельцов от экологии, и с такими потерями они никак не могут смириться. Поэтому всеми возможными методами некоторые чиновники пытаются вернуть старую систему, которая обеспечивала им безбедное существование. Но это отдельная тема, которой «Iнше ТВ» в самое ближайшее время уделит особое внимание.
Вместо послесловия. В последнее время, читая некоторые СМИ, может сложиться впечатление, что это «НИБУЛОН» виноват и в разбитых дорогах, и в загрязнении моря. Иначе как еще можно расценивать беспочвенные обвинения в адрес компании, анонимные авторы которых напрочь отказываются замечать очевидные факты. А факты таковы: только в Николаеве с зерном работают не меньше двадцати компаний, а на автодорогах ежедневно перевозят разные грузы сотни тысяч грузовиков. Так почему же во всех бедах Николаевской области, по мнению анонимных обвинителей, виноват «НИБУЛОН»? В любом случае очередная попытка опорочить компанию в глазах общественности в очередной раз провалилась. «НИБУЛОН» – открытая и прозрачная компания, и на любое обвинение реагирует так же – открыто и прозрачно, с постоянной готовностью продемонстрировать общественности и СМИ работу любого своего предприятия. Что было сделано и в этот раз.
Что же касается стратегической линии развития «НИБУЛОНа», то сегодня это единственная компания, деятельность которой не декларативно, а реально направлена на уменьшение нагрузки на автомобильные дороги и переориентацию грузов на водный транспорт.
Желающие убедиться в этом могут посетить грандиозное строительство под Вознесенском, где компания ударными темпами продолжает возводить современный перегрузочный терминал и одновременно ведет работы по дноуглублению Южного Буга, которые будут продолжены после окончания нереста. Чтобы возобновить перевозку грузов по реке, на судостроительно-судоремонтном заводе «НИБУЛОН» в Николаеве только в нынешнем году построят шесть несамоходных судов, предназначенных для транспортировки зерна и других грузов по Южному Бугу. Все это позволит убрать с дорог Николаевщины десятки тысяч фур.
Поэтому, несмотря на все голословные нападки недоброжелателей, «НИБУЛОН» воспринимается жителями области как надежная компания, создающая хорошо оплачиваемые рабочие места, компания, которая обеспечивает поступления дополнительных средств в местные бюджеты, улучшает экологию и делает жизнь лучше. И не где-то и когда-то, а здесь и сейчас, в городе, в селе, в области, в Украине.