В свете развернувшихся событий у многих николаевцев возникли вполне закономерные вопросы: что бы это значило, и как это может повлиять на расстановки в николаевском политикуме. Имеется в виду, во-первых, серийное (уже дважды) неявление местного ОппоБлока на сессии Николаевского горсовета, ну и, конечно, обновление состава Кабмина под новую коалицию, что мы наблюдали, начиная с февраля.
Если кто-то думает, что эти процессы никоим образом не связаны, то он глубоко заблуждается. И дело даже не в том, кто стал новым премьером, а в том, что премьером перестал быть Яценюк. А ведь как раз с этим «переставанием» и связаны возможные перестановки в николаевской исполнительной власти, потому что нынешний глава Николаевской ОГА Вадим Мериков – креатура именно Яценюка. Но начнем с малого – со странного поведения ОппоБлока в Николаевском горсовете.
Напомним, накануне сессии горсовета, назначенной на 5 апреля, фракция ОппоБлока заявила, что не придет на сессию “в знак протеста против политического преследования”. Что случилось, и с чего все началось? А началось все с того, что фракция БПП в горсовете заявила о выдвижении депутата горсовета от БПП Елены Киселевой на должность секретаря горсовета. Да, у Николаевского горсовета до сих пор нет не только секретаря, структура исполкома также не утверждена.
Так вот, БПП выдвинула своего кандидата, ОппоБлок заявил, что за эту кандидатуру голосовать не будет. В ответ на это руководитель областной парторганизации БПП Юрий Бирюков распространил свое заявление, в котором посоветовал главному городскому «оппозиционеру» Игорю Дятлову «не о секретаре думать», а о том, как отвечать не неудобные вопросы «органов», которых накопилось немало.
В подтверждение своих слов Бирюков опубликовал депутатские запросы нардепов Жолобецкого и Козыря, в которых они обращались в прокуратуру и СБУ с настоятельной рекомендацией проверить хозяйственную деятельность местных «оппозиционеров», в частности, Дюмина, Солтиса и Копейки.
Именно эти обращения и стали для местных «оппозиционеров» ужасом, летящим на крыльях ночи. И причиной для первого демарша.
Когда городские депутаты от ОппоБлока не пришли на сессию горсовета 5 апреля, они были уверены, что сессия без них даже не начнется. И у них были все основания так полагать. Напомним, в Николаевском горсовете 54 депутата. Чтобы сессия считалась правомочной, на ней должно присутствовать половина депутатов плюс один, то есть, 28. «Оппозиционеров» в горсовете — 26. Только при полной явке всех депутатов остальных фракций сессия может состояться. И она состоялась! Мало того, за несколько часов депутаты проголосовали за такой объем вопросов, на утверждение которых при участии депутатов от ОппоБлока времени бы ушло, как минимум в три раза больше.
ОппоБлок был обескуражен. Как?! Без них?! Сессия состоялась?! Они были уверены в том, что это невозможно в принципе, учитывая не особую любовь друг к другу депутатов так называемой местной коалиции.
Но явное поражение нужно было как-то минимизировать, и в тот же день местные СМИ получили заявления от «оппозиционеров» о том, что прошедшая сессия – «недосессия», и что без их участия депутаты смогли проработать всего несколько часов.
Часть правды в этом заявлении есть – городской голова Николаева Александр Сенкевич после результативного голосования по первостепенным вопросам и городским программам закрыл первое пленарное заседание сессии, назначив второе на 12 апреля.
Было ли это из-за нехватки голосов для рассмотрения бюджетных и земельных вопросов – кто знает. Учитывая манеру ведения сессий Александром Сенкевичем, об этом можно только гадать. Многим наблюдателям за процессом вообще кажется, что Сенкевич больше трех часов интенсивной работы сессии выдержать пока не может – устает. Так или иначе, после перерыва он объявил, что «после консультаций с депутатами горсовета принято решение: перед рассмотрением вопроса о внесении изменений в городской бюджет на 2016 год сделать перерыв».
С 5 по 12 апреля депутаты горсовета от ОппоБлока вели себя примерно, на заседаниях постоянных депутатских комиссий активничали, как могли. А 12 апреля на сессию снова не пришли. Повод тот же: требование прекратить «политическое давление», которое, как мы помним, проявилось в намерении двух нардепов направить внимание правоохранительных органов на деятельность одиозных депутатов горсовета из числа бывших регионалов.
О том, почему у местного ОппоБлока возникла такая болезненная реакция на возможные проверки нескольких своих депутатов, неловко даже рассуждать. Любой, и в Николаеве, и в стране, кто занимается какой-либо активной деятельностью, а особенно производством, пережил такое количество проверок, что одной больше, одной меньше – сути уже не меняет. И только депутаты от ОппоБлока своей неадекватной реакцией продемонстрировали, что для них любая проверка – нечто чрезвычайное. Из чего можно сделать вывод, что до сих пор они существовали и работали в особом, беспроверочном режиме, вне закона, в тепличных условиях, с бессрочной, как они думали, индульгенцией.
В общем, наши местные «оппоблоковцы» были настолько возмущены и раздавлены попыткой рассмотреть их хозяйственную деятельность под микроскопом, что решили “добить” Николаевский горсовет своей неявкой и на второе пленарное заседание, на котором должен был рассматриваться обновленный городской бюджет.
Надо признать, что ко второму бойкоту сессии горсовета ОппоБлок подготовился куда основательнее. Была проведена определенная работа, в результате которой лидер городских «оппозиционеров» Игорь Дятлов получил определенные гарантии того, что, если сессия горсовета 12 апреля и начнется, то голосов за бюджет при голосовании точно не хватит.
Да, в Николаеве все говорят о том, что главного «закоперщика» бучи в горсовете Игоря Дятлова в городе в это время не было. Что средиземноморский загар был для него важнее личного участия в попытке реализовать задуманный сценарий, в рамках которого 2-3 депутата из условной коалиции должны были не проголосовать за городской бюджет. Пребывая в полной уверенности, что так и будет, «оппозиционеры» злорадно наблюдали за ходом сессии. Финал которой был для них шоком – потому что сессия не только началась без их участия, за бюджет таки проголосовали. Очередное пленарное заседание закончилось так, как хотели их недруги – БПП и примкнувшие к ним товарищи по «коалиции», в том числе и из «Самопомощи», на «принципиальную» позицию которой так рассчитывали в ОппоБлоке. И это стало не просто поражением, это стало пощечиной, которую Игорю Дятлову «в высших сферах» могут и не простить. Потому что такой результат – это уже не случайность, это уже тенденция.
Теперь вернемся как раз к «высшим сферам». После голосования за назначение нового премьера стало понятно, что демарш местного ОппоБлока – не порыв души, не проявление принципиальной позиции, а централизованная установка. ОппоБлок в парламенте тоже заявил, что не видит иного варианта, кроме досрочных парламентских выборов. Все остальное – суета, за которую он голосовать не будет. Такого же мнения и «Батькивщина». Впрочем, подобный альянс “политических антагонистов” вряд ли кого-то может удивить, учитывая историю их взаимоотношений.
Тем не менее, смена правительства состоялась. И для Николаева эти перемены тоже могут иметь определенные последствия. Всем известно, что нынешний губернатор Вадим Мериков – креатура бывшего премьера Арсения Яценюка. С уходом Яценюка позиции Мерикова несколько пошатнулись. Настолько пошатнулись, что в околополитических кругах стали уже всерьез обсуждать его возможных сменщиков. Есть несколько персон, которые спят и видят себя в николаевском губернаторском кресле. Есть персоны, которых в этом кресле видят другие. Есть и те, о которых пока не говорят, но которые пытаются максимально использовать старые связи для получения новых дивидендов.
Думается, что Давид Макарьян, которого прочили в николаевские губернаторы, и который якобы сам отказался от такой возможности, не самый странный вариант. Появилась также информация о том, что «Батькивщина» лоббирует на эту должность николаевского экс-губернатора Алексея Гаркушу. А еще говорят, что опять на эту должность рассчитывает экс-губернатор Александр Садыков, чья подруга Ирина Геращенко стала вице-спикером парламента. Не стоит также забывать о том, как часто экс-мэр Николаев Юрий Гранатуров рассказывал о своих замечательных взаимоотношениях с Владимиром Гройсманом, который буквально вчера возглавил украинский Кабмин.
Устоит ли, точнее, усидит ли при таких раскладах в своем кресле председатель Николаевской ОГА Вадим Мериков, мы узнаем уже в ближайшее время. А 19 апреля должно состояться очередное пленарное заседание Николаевского горсовета, и в свете сложившихся обстоятельств это может стать последним шансом и последней попыткой «продавить» на должность секретаря Николаевского горсовета Елену Киселеву, которую считают протеже Вадима Мерикова. Иначе потом…кто его знает…
Оксана Тихончук.