Наша страна за последний год пережила ряд трагических событий, вызванных классической революционной ситуацией, когда «низы» больше не хотят жить по-старому, а «верхи» не могут по-старому управлять. И пусть историки и обществоведы спорят, закончилась ли начавшаяся революция, названная Революцией Достоинства, общий вывод неоспорим: в Украине гражданское общество «переросло» власть, поэтому одна из важнейших задач, стоящих перед страной, – обновление дискредитировавших себя управленческих государственных структур. Прошедшие этой осенью внеочередные выборы в Верховную Раду стали очередным шагом на пути к обновлению власти. На новый парламент мы все возлагаем большие надежды, но время идет, надежды тают и сменяются разочарованием. Что на самом деле происходит в Верховной Раде, с чем связаны резонансные события, произошедшие в конце прошлого года, и чего нам ждать от парламентариев в наступившем году, – об этом наше интервью с народным депутатом Украины Александром Жолобецким.
– Александр Александрович, когда в Верховной Раде принимали программу деятельности правительства, Вы за нее не голосовали. Почему?
– Потому что я был глубоко разочарован тем документом, который нам раздали как план работы правительства. Мы рассчитывали увидеть серьезный план, в котором будут не только декларации, не только обозначения того, что нужно сделать, но и конкретные механизмы – как это будет делаться. Правильно поставить задачу – это важно, но надо еще и прописать путь ее решения, чтобы было понятно, что мы делаем, и как мы делаем. К сожалению, ничего подобного в представленной программе я не увидел. Не было в ней и временных рамок выполнения. А ведь если не знаешь, что именно и когда должно быть сделано, сложно контролировать и оценивать процесс. Может, это недоработка, оплошность составителей документа, а может, умышленная попытка избежать ответственности в дальнейшем.
Еще меня сильно «напрягло» то, что программа правительства рассчитана на несколько лет, а я бы предпочел, чтобы это был план-график на один год. Так было бы и понятнее, и честнее, ведь голосование за программу правительства в парламенте влечет за собой годовой «иммунитет», то есть, в течение года после принятие программы Кабинет Министров не может быть отправлен в отставку. Вот на этот год и надо было планировать свою работу.
Наступивший год будет очень сложным, может быть, даже судьбоносным для нашей страны. От того, что мы сможем и сумеем сделать в этом году, выдержим ли доставшиеся нам кризисы и испытания, зависит, как мы будем жить потом – через год, через пять лет. А в программе правительства при этом – сплошные декларации. В общем, несерьезный документ, несоответствующий запросам времени.
– Но за бюджет Вы проголосовали, несмотря на всю его «несерьезность».
– Ну, во-первых, я считаю, что за бюджет мы проголосовали условно. То есть, с условием, что он будет пересмотрен 15 февраля, вот тогда и будет по-настоящему обсуждаться и приниматься госбюджет. Во-вторых, да, я в тот день шел в парламент с четким намерением голосовать против того проекта, который нам представляли. И, в общем-то, так были настроены очень многие депутаты из коалиционного большинства. А перед заседанием с нами захотела встретиться новый министр финансов Наталья Яресько. И она сказала: вы можете проголосовать против, но тогда страна «встанет». Украина сегодня без кредитов не выживет, а миссия МВФ, если не будет принят бюджет, просто не приедет, вообще. Поэтому голосование за бюджет имеет принципиальное значение, иначе все остановится. Новогодние праздники мы еще отпразднуем, а потом — все.
– И депутаты прислушались к предостережению министра.
– У нас нет пока оснований не верить министру финансов, она очень грамотный специалист с большим опытом работы.
-А как вы вообще относитесь к назначению иностранцев на правительственные должности?
– Хорошо отношусь. Они не только многое знают и умеют, у них есть противокоррупционный иммунитет. Среди наших управленцев высокого уровня тоже есть очень образованные и понимающие, они и знают, и могут, но… не в состоянии противостоять соблазну. Сколько раз в нашей истории так уже было: вроде бы честный человек, искренне критикует власть, обличает ее, вскрывает коррупционные схемы, а, оказавшись сам в том же кресле, подставляет свой карман под те же денежные потоки. Все, как в древней восточной притче, в которой каждый, убивший дракона, охраняющего сокровища, сам становится драконом, потому что не может сопротивляться жадному стремлению владеть сокровищами. А иностранцы могут, они иначе воспитаны, у них воровать у государства – стыдно, преступно и бесчестно. Возможно, потому что в их странах не было советского наследия, когда «государственное – значит, ничье». Кроме того, там честь и репутация – не пустой звук, они дороже денег. Надеюсь, и в Украине появятся такие управленцы, а пока они не выросли в нужном количестве, пусть нашей стране служат иностранцы, ничего страшного в этом нет.
– Ну, а если и при следующем рассмотрении бюджета вам скажут, что денег нет, делить нечего, и вообще, когда в доме пожар, о серебряных ложечках не думают?
– Уверен, что так не будет. Каждый из депутатов коалиции болеет за свой регион, за своих избирателей, все понимают, что страна в глубоком кризисе, что расходы нужно сокращать. Но еще важнее найти источники для получения доходов. Бизнесу, предпринимателям нужно дать возможность работать и зарабатывать. Тогда они и себя вытащат из кризиса, и страну. Вот на это должна быть направлена работа правительства, а не на то, как поделить оставшиеся крохи. Что касается «пожара в доме», то давайте публично обсудим и определим, что и в какой последовательности будем «из огня» вытаскивать. Да, ситуация в стране критическая, но не нужно все просчеты, воровство и коррупцию списывать на войну. Сегодня каждая государственная гривна должна попадать точно в цель. Я бы вообще в наше время приравнял коррупционеров к военным преступникам. Причем, чем выше «сидит» казнокрад, тем жестче должно быть наказание. Тогда и «нижние» снова страх обретут, и коррупционные «лифты» остановятся.
– Верховная Рада в результате выборов обновилась на 56%. Она в таком виде способна справиться с поставленными задачами? Как там складываются отношения между депутатами?
– В парламент пришло много новых людей, и это хорошо. Плохо, что многие из пришедших не готовы к законодательной работе. Это умные, честные ребята, но пройдет немало времени, пока они научатся работать с документами, видеть в них скрытые «подводные камни». Есть люди, которых волнует только их личное положение, состояние и будущее. Есть циники, беспринципные и безыдейные, которые пришли в парламент «зарабатывать». В общем, можно сказать, что парламент отражает состояние нашего общества, но общество меняется и очищается быстрее. В Верховной Раде существуют свои устоявшиеся неписаные правила, свои внутренние отношения, и не все из этого мне нравится. Поверьте, по телевизору не увидишь и сотой доли того, что на самом деле происходит в зале. Парламентские старожилы мастерски улавливают любую возможность обратить на себя внимание телекамер, и не всегда эти поводы того стоят. Поэтому иногда в новостях о работе парламента второстепенным вопросам придается больше значения, чем действительно важным, только потому, что «настоящие политики» научились ловко манипулировать и «играть на публику». В итоге иногда суть проблемы так и остается невидимой, ее заменяют яркие фразы, эффектные жесты, наигранные ссоры. А мне бы хотелось, чтобы в парламенте занимались тем, чем должны – законотворчеством.
– Кстати, ваш первый законопроект, ставший уже законом, – о запрете изымать и принудительно выселять заемщиков из залоговых квартир – не все одобрили. Некоторые считают, что в наше время не о валютных заемщиках нужно беспокоиться, потому что «бедные люди кредиты в валюте брать не будут», а вокруг столько несчастных, пожилых или больных, требующих защиты.
– Я работаю в парламентском комитете по вопросам финансов и банковской деятельности. Профиль комитета и определяет спектр законотворческой деятельности. Так устроен парламент, чтобы законодательная работа была упорядоченной, чтобы проекты были грамотными и хорошо проработанными, депутаты работают в комитетах. Таких комитетов всего 27 плюс Специальная контрольная комиссия по приватизации. В нашем комитете очень сильный профессиональный состав. Что касается упомянутых Вами оценок закона, соавтором которого я являюсь, то они надуманы. Я в корне не согласен с тем, что валютные кредиты под покупку жилья, которое и является залогом, берут, или брали, богатые украинцы. Богатые уже все давно купили. А пострадали от стремительно растущего курса валют те заемщики, которых можно отнести к тому самому среднему классу, который мы все так мечтаем в своей стране вырастить. Кроме того, мною зарегистрирован и законопроект «О внесении изменений в Закон «О системе гарантирования вкладов физических лиц». Этот законопроект разработан для внедрения новых инструментов выполнения обязательств банков перед вкладчиками-физическими лицами. Вы ведь знаете, прошлый год был очень сложный для банковской системы страны. В итоге в состоянии ликвидации находятся 20 банков, в 19 банках введена временная администрация. Запасы собственных средств Фонда гарантирования вкладов физических лиц, которые формировали совместно все банки, исчерпаны. Мы же не хотим, чтобы пенсионеры потеряли все свои сбережения?
– Александр Александрович, 13 января парламент возобновил свою работу после непродолжительного перерыва. Чего ждать стране от отдохнувшей Верховной Рады?
– Задача №1 для всех ветвей власти Украины сегодня – это активизация реформ во всех сферах нашей жизни. В частности, децентрализации и перераспределения властных полномочий. В конце прошлого года мы внесли изменения в Бюджетный кодекс, которые значительно расширили ресурсную базу местных бюджетов и их возможности. Реформа межбюджетных отношений позволяет местным бюджетам направлять заработанные на местах ресурсы на развитие территорий. На природоохранные работы, программы по строительству и реконструкции объектов ЖКХ, водопроводных и канализационных очистных сооружений, доочистки питьевой воды и т.д. Теперь органы местного самоуправления смогут свободно принимать решения, касающиеся финансирования из местного бюджета работ по модернизации и ремонту систем теплоснабжения, лифтов, жилых домов, оснащения жилого фонда домовыми средствами учета энергоносителей и потребления воды. В этот перечень входят также мероприятия по энергосбережению, замене природного газа альтернативными видами топлива, реконструкции, строительству сетей наружного освещения улиц, капитальному ремонту общежитий, передаваемых в собственность территориальных общин.
Доходная часть общего фонда местных бюджетов теперь увеличена за счет новых источников. В общий фонд местной казны будут поступать единый и экологический налог, а также новые сборы, которых раньше или не было вообще, или они направлялись в госбюджет. В частности, акцизный налог на розничную торговлю пивом и табаком и налог на недвижимость. В местные бюджеты теперь будут направляться и средства, полученные от предоставления различных видов административных услуг, которые раньше направлялись в госбюджет. То есть, бюджетная децентрализация, о которой столько говорилось, уже закреплена законом. То есть, возможности органов местного самоуправления значительно расширились. Это уже очень важный момент. Теперь только от местной власти зависит, насколько эффективно будут использованы новые возможности.
– А если при новых возможностях результат окажется, как борьба городской власти с последствиями снегопада?
– Согласен, город выглядит не лучшим образом. Очень тревожный звонок – обвалившаяся часть стены и крыши в доме на Потемкинской. Старые дома не выдерживают таких стихийных ударов, а в старом городе, в историческом центре, таких домов очень много. Их нужно тщательно обследовать, чтобы подобное не повторилось. То есть, обнаружить и укрепить тонкие места. Ну, и сделать выводы из снежного коллапса, из которого Николаев до сих пор не может выбраться. Для этого нужно реформировать сферу ЖКХ. Знаю, что в Николаеве уже ведется поиск оптимальных решений, значит, будем работать сообща. А если результат все-таки будет неудовлетворительным, то горожане дадут оценку власти на местных выборах, как и должно в демократическом обществе. Выборы – лучший инструмент «воспитания» власти.
– Спасибо за интервью.
Оксана Тихончук.