В Украине распространяется новое движение. Граждане, основываясь на 5-й статье Конституции создают народные предприятия, при этом не платят налоги и не подчиняются властям. Специальный корреспондент «Страны» побывал в Хмельницком и своими глазами посмотрел, как работает «безгосударственная» народная экономика.
— В фискальной службе на учете не состоим, налогов не платим. Да и в Минтрансе тоже не числимся, лицензий на перевозки не берем — разрешение на деятельность предприятия выдала наша громада! В моем народном предприятии пятнадцать перевозчиков. Возим на микроавтобусах пассажиров между городами и селами. Когда-то объединились несколько владельцев бусиков, а потом к нам стали присоединяться и другие хозяева автотранспорта. Работаем теперь на себя! Как-то остановили один из наших бусов в другой области менты, придрались, мол, где лицензия на пассажирские перевозки? Даже протокол составили. Потом увидели свидетельство народного предприятия и выданные громадой документы — и «остыли», — с улыбкой рассказывает управляющий народным предприятием «Народавтотранс» из Хмельницкого Александр Шкварук.
Рассказ автоперевозчика звучит фантастично. Но увидев в Хмельницком несколько заполненных пассажирами бусиков с табличкой на лобовом стекле «Народавтотранс», начинаешь верить: да, предпринимательство без госконтроля возможно.
Новый экономический уклад
В Украине потихоньку зарождается новый уклад независимой от государства народной экономики, пишет корреспондент “Страны” Александр Сибирцев.
Во Львове, Тернополе и Хмельницком уже работают десятки предприятий и индивидуальных предпринимателей, которые НЕ платят налогов государству, НЕ отчитываются за свою деятельность в Госфикальной службе или в каком-либо другом госведомстве и НЕ платят за право заниматься предпринимательской деятельностью.
Люди, объединенные идеями, разработанными группой энтузиастов в городе Хмельницком, начали создавать народные предприятия вне зоны государственного контроля еще три года назад.
Они называют себя просто «людьми», свое движение — «территориальной громадой», а свое видение экономики без контроля государства — «народной экономикой». Причем термин «территориальная громада» в Хмельницком истолкован совершенно не так, как привыкли толковать украинские политики и чиновники — то есть не как некое объединение граждан, которые сообща решают мелкие вопросы местного благоустройства и быта, вроде ОСМД и «самоуправлений» в микрорайонах.
«Народная экономика» в хмельницкой версии — это три десятка солидных предприятий по пассажирским автоперевозкам, переработке вторсырья, рестораны и кафе, аудиторские и юридические конторы и фермерские хозяйства. А также около сотни людей, которые занимаются мелким индивидуальным бизнесом: дизайнеры, сапожники, портные, строители, стоматологи, художники. Все они объединены договором о «территориальной громаде», платят в фонд громады минимальные взносы, которые называют «инвестициями» — от 100 грн в месяц и решают ключевые вопросы своего бизнеса сами. Без согласований и отчетов государству.
Штудируя Конституцию
«Буквоеды», то бишь почитатели буквы закона — идеологи территориальной громады из Хмельницкого — снова увидели двойственность формулировки во фразе «как непосредственно, так и…», и трактовали ее в свою пользу. То есть решили управлять собой «непосредственно».
Инвестиции трудом
Внимательно изучив законодательство Украины, группа единомышленников из Хмельницкого нашла в нем основательную правовую опору для своей идеи территориальных громад и народной экономики, независимых от государства. Так, в «Законе Украины о местном самоуправлении», в статье 2, есть положение о том, что «местное самоуправление осуществляется территориальными громадами …как непосредственно, так и через сельские, городские советы и их исполнительные органы.
Термины «заработная плата», «владелец предприятия», «оплата за услугу» и «плата за товар» на народных предприятиях Хмельницкого — под запретом. Вместо заработной платы рабочие на предприятии получают «вознаграждение» за «трудовую инвестицию». Вопрос о размере «вознаграждения» решает «управляющий народным предприятием» — такой титул получает владелец бизнеса, присоединившийся к громаде. В кафе посетитель, расплачиваясь за выпитый кофе и съеденный десерт, получает от официанта талон с печатью громады о выплате «денежной компенсации» за употребленный продукт.
Народное предприятие — кафе «Говинда» — работает в центре города. Будний день, половина столиков занята. На так называемой «Доске потребителя» вместо копий стандартного свидетельства частного предпринимателя — документ громады «народного предпринимателя» и файл с выписками из законов Украины.
— Нас всех крепко обидело государство. Одних заели бюрократы при открытии бизнеса, других «рвали» налоговая и армия всяких проверяющих — от санэпидстанции до пожарных. В целом все понимали, что государство поставило нас в стойло, определив рамки «туда — нельзя, сюда — нельзя» и по существу сделав нас крепостными, — вспоминает уполномоченный Хмельницкой территориальной громады Павел Билецкий. — Мы общались и размышляли, как выбраться из этого заколдованного круга. И в какой-то момент поняли, что в Конституции по существу дан ответ на все наши вопросы! Например, в статье пятой говорится: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
Пять лет назад в Хмельницком собралась группа предпринимателей, которым надоело работать на армию бюрократов-чиновников.
«О том, что у нас получилось за прошедшие три года, говорим: «Ничего себе чайку попили!» — рассказывает одна из идеологов «территориальной громады» города Хмельницкий Ольга Уграк.
Отношение государственных ведомств к народным предпринимателям Хмельницкого складывается по схеме «пришел, увидел, ничего не понял, пожал плечами, ушел». «Работаем на себя. Конечно, иногда залетают налоговики. Смотрят документы, потом приходят в состояние крайнего душевного замешательства и убегают в смятении», — улыбается один из местных народных предпринимателей Андрей.
К областной территориальной громаде Хмельницкого присоединяются и фермеры.
Народный фермер из села Балин Хмельницкой области Михаил Козуленко рассказывает о том, как после регистрации в громаде его пытались «запрессовать» милиционеры и глава сельсовета.
— Пришел в сельский совет известить, что я теперь работаю от громады. Голова совета начал кричать, что мы самозванцы. Вызвал даже милицию. Милиционеры тоже поначалу наезжали, кричали: «Кто вы такие?! Кто вас уполномочил?». Я им предъявил документы и законы Украины, по которым можно работать от лица громады. Оказалось, что правоохранители сами толком не знают законов — документы их отрезвили и они нехотя согласились, что мы работаем законно, — вспоминает фермер Михаил Козуленко.
Важно отметить, что в планах территориальных громад Хмельницкого не только создание «некоммерческого сектора» народной экономики, но и образование в рамках этого союза «народных регистрационных служб».
В том числе автотранспортной.
— С 10 марта громада выдает народные регистрационные знаки на автомашины и техпаспорта. Те владельцы машин, которые захотят присоединиться к громаде и поставить к нам на учет авто, должны снять транспорт с государственной регистрации в МРЭО, затем получить у нас техпаспорт и номера. Я сделаю это одним из первых. Конечно, уверен, что будут трения с полицией и МРЭО, но по закону громада тоже может заниматься такой деятельностью, — показывает уже полученные номера автоперевозчик и управляющий «Народавтотрансом» Александр Шкварук.
По словам Александра, новые «народные» номера вовсе не повлияют на его взаимоотношения с дорожной инспекцией полиции: «Если обладатель народных номеров совершает ДТП или нарушает правила, то он отвечает за них как все остальные, на общих основаниях. Разница лишь в том, что копии регистраций «громадских» автомобильных номеров и техпаспортов мы передадим полиции. И номера наши будут в их базе. Зато мы уходим от поборов МРЭО и дорожных сборов, которые идут не на ремонт дорог или совершенствование компьютерного учета в МРЭО, а на содержание армии бюрократов-бездельников в этих ведомствах».
Народные табу — алкоголь, табак, перепродажи
Однако ни «революционерами», ни «сепаратистами» хмельницкие «люди» себя не считают.
— Государство может функционировать без нас, — размышляет единомышленник Ольги Уграк — уполномоченный территориальной громады Хмельницкого Павел Билецкий. — Мы за уши никого в громады и народную экономику не тянем. Всегда есть люди, которым удобней заниматься бизнесом под контролем государства. Другие предприниматели пока нам не верят. И мы понимаем: то, что мы делаем, пока похоже на фантастику. Третьи запуганы и не верят, что можно работать без налогов и государственного контроля. Говорят, мол, народная экономика — до поры до времени, а потом придут налоговики, подадут в суд, и все разрушат. Кроме того, есть те сферы деятельности государства, которыми мы заниматься не хотим и не будем. По моральным принципам. Это лекарства, алкоголь, табак, оружие. Также под запретом в территориальных громадах «купи-продай» — торговля товарами, которые произведены не тобой лично и не на твоем предприятии.
Как работает народная экономика
Официально должность жительницы Хмельницкого Ольги Уграк называется так: «уполномоченная Хмельницкой территориальной громады по вопросам регистрации». Три года назад хозяйка аудиторской фирмы Ольга Уграк даже не предполагала, что станет настоящей «мамой» народной экономики. В функции «уполномоченной по вопросам регистрации» входят учет народных предпринимателей и предприятий, выдача им «народных» свидетельств на право заниматься своей деятельностью.
Стать народным предпринимателем или зарегистрировать народное предприятие в Хмельницкой территориальной громаде довольно просто. Для этого нужно просто подписать общественный договор с громадой, сняться с государственного фискального учета и получить свидетельство народного предпринимателя. А также выслать во все государственные инстанции уведомления о том, что вы решили работать как народный предприниматель.
Судя по ответам из государственных инстанций, ведомства пока довольно равнодушно реагируют на то, что кто-то решил работать без их контроля. Во всех ведомственных документах, полученных громадой в ответ на их извещения, — стандартные формулировки: мол, «приняли ко вниманию», «надеемся на плодотворное сотрудничество» и даже «хотим поблагодарить вас за вашу работу» (из ответа Государственной налоговой службы. — Авт.).
Какой прок громаде?
Этот вопрос тоже не может не возникнуть: какова выгода территориальной громаде, которая дает крылья народному предпринимательству, от этой народной экономики?
По договору все, кто решил работать под крылом территориальной громады, должны «инвестировать» в нее ежемесячно либо 100 грн, либо один процент от прибыли.
При этом предпринимателей никто не контролирует: сколько денег перечислять громаде — решает сам управляющий народным предприятием. Никаких отчетов о доходах или прибыли в громаде также не существует.
— Конечно, у многих возникает вопрос: а если предприниматель решит всю прибыль класть в карман? По принципу: миллион себе, а 100 грн в громаду. На здоровье! Чем богаче люди, тем сильней общество. Это же элементарный принцип экономики! В свою очередь, народные предприниматели прекрасно понимают: чем состоятельнее громада — тем мы сильней. Сильная громада нужна для защиты тех, кто в ней находится. Поэтому на самом деле такой проблемы нет, — говорит Павел Билецкий и добавляет, что планов у территориальной громады множество:
— Когда-нибудь мы откроем и народные таможни по импорту и экспорту неподакцизных товаров от производителя.
«Народным предприятиям нужно готовиться к атаке со стороны государства»
Всего в городе Хмельницкий и Хмельницкой области в территориальную громаду объединилось более тысячи человек. Примерно столько же числится в территориальных громадах Тернополя и Львова. В этих двух городах также работают несколько десятков народных предприятий и сотни народных предпринимателей.
Конечно, не все власть имущие спокойно относятся к реализации проекта народной экономики от территориальных народных громад.
Например, мэр Хмельницкого Александр Симчишин настроен крайне негативно по отношению к народным предприятиям.
— Эти люди ссылаются на пятую статью Конституции, но в то же время своей деятельностью нарушают целый ряд нормативных актов и законов Украины, — заявил «Стране» городской голова.
Многие юристы также настроены скептически.
— Путь создания народных предприятий — совершенно не законный, — говорит юрист Роман Марченко. — И работают они до сих пор лишь потому, что ими пока еще никто не заинтересовался. В данном случае это нарушение, которое относится к статье 212 Уголовного кодекса — уклонение от уплаты налогов. Могут еще применить статью о самоуправстве. Я бы никому не рекомендовал становиться таким «предпринимателем» — это путь нарушения действующих законов.
Юрист Юрий Коломиец полагает, что народные предприятия не трогают лишь до поры до времени.
— Прежде всего нужно понимать, что инициаторы народных предприятий Хмельницкой территориальной громады пока действуют лишь на местном уровне, там, где их знают и они мало кому пока мешают. Как только деятельность этих ребят выйдет за рамки районов, сразу включатся механизмы «скрытого сопротивления» во властных структурах. Их просто закроют по беспределу, не помогут даже тома законов и заключения ученых. Пока их государство не замечает, считая группой безумных мечтателей, и не реагирует на них. Эти люди, по сути, посягают на то, что государственная система испокон веков считает своей собственностью, — на налоги и контроль над экономикой и финансами. Как только они перейдут к более масштабным действиям, сразу появятся судебные иски по «незаконной предпринимательской деятельности», запреты судов и даже силовые акции с участием полиции и СБУ. Поэтому им нужно готовиться к очень серьезному сопротивлению всего государственного аппарата», — предупреждает правовед.
Сами народные предприниматели из Хмельницкого понимают, что их проект рано или поздно подвергнется прессингу со стороны государства.
– Конечно, бюрократы не будут спокойно наблюдать, как развивается наше движение народных громад, которое уже получило поддержку и в других городах, — заверила народная предпринимательница Ольга Уграк. – Да и на Западе есть аналоги нашего движения – муниципальные и поселковые коммуны, которые производят и торгуют своей продукцией и при этом совершенно не зависят от государства. Но в Украине все по другому. Недавно мы получили информацию, что в Хмельницком управлении СБУ собирают информацию по нам. Могут даже с обыском прийти. Но у нас вся бухгалтерия прозрачна. К тому же на нашей стороне законы. Если государство начнет нам противодействовать, обратимся в суды, будем отстаивать там свои права.
Как будет на самом деле – посмотрим. Сейчас можно констатировать, что народные предприятия пока относительно спокойно существуют лишь из-за полной дезорганизации государственного аппарата, у которого просто не доходят руки до «безгосударственников». Но рано или поздно, вполне возможно, ими займутся вплотную и тогда у «народной экономики» начнутся настоящие проблемы. Выстоят ли народные предприятия?
Ответ на этот вопрос зависит от двух вещей.
Во-первых, насколько сильно к тому времени будет движение громад.
Во-вторых, в каком состоянии будет пребывать государство.
Ведь, как видим, сами народные предприятия возникли как ответ на полную деградацию всей системы государственного управления в Украине. С одной стороны, госаппарат не выполняет общественно полезные функции (то есть, грубо говоря, не поддерживает в стране порядок, единые правила игры и верховенство закона, не обеспечивает безопасность граждан). С другой стороны, при всем при этом, пытается продолжать выполнять функции общественно вредные (крышевание, коррупция, бюрократическая волокита).
Если государство и дальше продолжит существовать в таком бессмысленном для общества формате, то сопротивление госаппарату будет только расти. В том числе — через создание народных громад по примеру Хмельницкого.
И справиться с ними тогда будет не так уж и просто.