Крупнейшая в мире компания Artprice, специализирующаяся на статистике и аналитике мирового арт-рынка, располагающая самой крупной онлайн базой данных по ценам на предметы искусства, выпустила очередной годовой отчёт, основные результаты которого отражены в материале, опубликованном на портале «Артгид».
Вступление. Общий обзор
Арт-рынок подтвердил свою репутацию в качестве альтернативного вложения инвестиций, с формированием объема арт-аукционов в Европе и США в размере $11,2 млрд, в то время как общий объем мирового аукционного арт-рынка оценивается в $16,095 млрд.
За последнее десятилетие рынок искусства вырос на 212%. Этот рост был в значительной степени обусловлен его глобализацией, ростом и усилением спроса в его верхнем сегменте. В 2015 году на мировых арт-аукционах было выставлено на продажу 865 700 лотов, что на 3% больше, чем в предыдущем году.
В то же время в 2015 году отмечено снижение выручки на глобальном аукционном рынке на 10,31%. После пяти лет лидерства Китай уступил первое место США, несмотря на стабилизацию в конце 2015 года. На третьем месте — Великобритания, увеличившая объем своего арт-рынка за последние 10 лет в два раза.
В то же время Лондон стал городом со вторым объемом арт-рынка, здесь генерируется до 19% аукционного оборота мирового искусства. На первом месте по-прежнему Нью-Йорк с 37% мирового оборота.
Одним из источников устойчивости арт-рынка стал музейный бум: ежегодно в мире открываются до 700 новых музеев. «Индустрия музеев» стала глобальной экономической реальностью XXI века. Между 2010 и 2014 годом было открыто больше музеев, чем за два предшествующих столетия. В мире появляется все больше частных музеев современного искусства — сейчас их насчитывается 317.
Музеи играют все большую роль на арт-рынке: каждый стремится приобрести «свою “Мону Лизу”», чтобы оправдать собственное существование. Именно это приводит к взрывному росту стоимости самых ценных аукционных лотов: в 2015 году впервые в истории цена сразу на три лота превысила $140 млн.
Так, ведущий китайский коллекционер Лю Ицянь приобрел за $179 млн на аукционе Christie’s картину Амедео Модильяни «Лежащая обнаженная» — эта покупка должна придать особый блеск частному музею изобразительного искусства «Лун», который он планирует открыть в Шанхае.
Для новых музеев покупка полотен Гогена, Ван Гога или Модильяни является запланированной экономической стратегией, гарантирующей международное внимание и рост посещаемости.
В сегменте самых дорогих лотов доминируют аукционные дома Christie’s и Sotheby’s — они выручили $9,5 млрд за продажу всего лишь 34 тыс. лотов, что составляет 7% транзакций на мировом арт-рынке. Более половины выручки приходится на 1000 самых дорогих лотов, которые эксклюзивно продаются на крупных аукционах в Лондоне и Нью-Йорке.
Чтобы удовлетворить спрос в этом сегменте, ведущие аукционные дома должны предлагать работы самого высокого качества, давно не появлявшиеся на международных торгах и являющиеся с точки зрения инвестиций «голубыми фишками».
Такие требования приводят к тому, что ведущие аукционные дома, особенно Christie’s, организуют отдельные аукционы, не привязанные к каким-то определенным периодам в истории искусства и объединяющие небольшое количество работ самого высокого качества, созданные в различные эпохи.
Еще одним важным фактором стало глобальное проникновение в повседневную жизнь интернета. Из существующих в мире 4500 аукционных домов 95% присутствуют в интернете (в 2005 году таковых было 3%). В последнее время фактором, побуждающим менять аукционный бизнес, становится также мобильный интернет.
Влияние интернета стало необратимым, после того как на арт-рынок вышло поколение «серебряных серферов» — коллекционеров старше 50 лет с высокой покупательной способностью, в настоящее время являющихся основными покупателями на рынке искусства.
Это поколение выбрало интернет в качестве основной площадки для исследования арт-рынка с помощью мобильных гаджетов, идеально соответствующих их образу жизни. Исследования, проведенные в 2016 году, показали, что наиболее активными пользователями мобильного интернета являются люди старше 50 лет из высших социопрофессиональных страт.
Среди факторов, способствующих сохранению высокого уровня цен на искусство, авторы обзора указывают на географическое расширение глобального арт-рынка, постоянное расширение дистрибуционной сети основных аукционистов, финансиализацию (растущую роль финансовых факторов) рынка искусства, приобретение искусства как символа определенного статуса, исторически низкие процентные ставки, растущий интерес СМИ к искусству, да и любовь к искусству саму по себе. Кроме этого, появление информационных баз данных об арт-рынке увеличивает доверие покупателей, которым ранее приходилось полагаться лишь на мнение экспертов.
Авторы обзора отмечают, что в 2015 году аукционному дому Phillips удалось окончательно утвердиться в качестве полноправного игрока в верхнем сегменте арт-рынка, где он смог слегка потеснить Sotheby’s и Christie’s. Используя представительство в двух крупнейших аукционных центрах Нью-Йорке и Лондоне, Phillips смог всего за пять лет удвоить свой оборот (благодаря специализации в области современного искусства) и переместиться на пятое место в мировом рейтинге аукционных домов, обогнав исторический аукционный дом Bonhams.
Также Phillips смог провести удивительно успешную кампанию по привлечению на рынок новых коллекционеров. Что касается китайских аукционных домов, то по-прежнему четыре из них входят в мировую десятку, а Poly International занимает третье место.
Рыночные тренды в 2015 году
Учитывая общую нестабильность в мировой экономике и финансах, результаты аукционных торгов на Западе остаются устойчивыми, в то время как китайский рынок демонстрирует падение оборота. В целом глобальный арт-рынок в 2015 году показал оборот в размере $16 млрд в сравнении с $17,9 млрд в 2014 году.
Значительное падение было связано с корректировкой китайского рынка искусства, который, тем не менее, к концу года начал показывать признаки стабилизации. На долю западного рынка стабильно приходится $11,2 млрд, в то время как китайский рынок (включая Гонконг и Тайвань) упал с $6,6 млрд до $4,9 млрд.
Однако, если рассматривать развитие китайского арт-рынка на протяжении последних лет, его объем за последние восемь лет увеличился на 305%. Кроме того, китайские коллекционеры обеспечили несколько топовых результатов на ведущих аукционных торгах 2015 года, в частности рекордную продажу «Лежащей обнаженной» Амедео Модильяни.
Особо привлекательным западный рынок делает исключительное качество предлагаемых на нем произведений современного искусства, привлекающих покупателей со всего мира. 2015 год стал рекордным с точки зрения продажи лотов ценой более $1 млн в сегменте искусства модернизма — 622 лота, в сегменте послевоенного и современного искусства число таких лотов составило 483.
В сегменте работ старых мастеров, где покупатели постоянно требуют работ музейного качества, таких лотов оказалось всего 69, этот сегмент оказался наиболее доступным сегментом западного арт-рынка: 77% лотов на нем было продано по ценам дешевле $5 тыс.
Сегментный анализ арт-рынка
Рынок старых мастеров становится все более скудным
Продажи в сегменте старых мастеров (художников, родившихся до 1760 года) все более и более сокращаются на западных аукционах: с $549,5 млн в 2005 году до $538,3 млн в 2015-м. Главным образом это является следствием дефицита на рынке высококачественных работ, а также того, что этот рынок меньше подвержен моде и спекулятивным покупкам, чем более поздние художественные периоды.
С каждым годом все труднее получать на продажу работы музейного качества, поскольку и музеи, и частные коллекционеры очень неохотно с ними расстаются. Эксперты считают, что если бы картина Рубенса «Избиение младенцев», проданная в 2002 году за $76,6 млн, попала на аукционные торги сейчас, она легко преодолела бы рубеж в $100 млн.
Тем не менее шедевры прошлого, появляющиеся на арт-рынке, выглядят недооцененными: так, выставленная в 2015 году на аукционе Sotheby’s картина Лукаса Кранаха «Уста истины» была продана за $14,4 млн, что стало бы заурядной ценой за лот на аукционе современного искусства. В то же время китайский рынок местного искусства этого периода продолжает быстро расти.
Неудовлетворенный спрос на искусство XIX века
Спрос на работы этого периода аналогичен спросу на работы старых мастеров: большая часть шедевров находится в музеях или старых частных коллекциях, хозяева которых очень неохотно расстаются со своими сокровищами. В случае если действительно важная работа этого периода попадает на аукцион, в ней оказываются заинтересованными коллекционеры со всего мира.
Рекорды искусства модернизма
2015-й был историческим годом для сегмента искусства модернизма (художники, рожденные между 1860 и 1920 годами) — аукционная выручка в нем впервые составила $5,2 млрд, были установлены новые аукционные рекорды для работ Пикассо, Джакометти и Модильяни.
Также были значительные продажи работ Густава Климта и Казимира Малевича. Искусство модернизма продолжает оставаться крупнейшим сегментом западного арт-рынка, давая 41% от всех проданных лотов и 47% общей выручки, опережая сегменты современного и послевоенного искусства, взятые в совокупности (35% оборота на Западе и 38% проданных лотов).
Послевоенное искусство: рост на 308% за десять лет
Сегмент послевоенного искусства (художники, рожденные между 1920 и 1945 годами) уступает по объему только сегменту искусства модернизма, давая четверть аукционного оборота на Западе ($2,8 млрд). Наибольшее число проданных работ приходится на живопись (около 80% всего оборота). В 2015 году на западном арт-рынке не менее 318 лотов послевоенного искусства было продано более чем за $1 млн каждый.
Это всего лишь 0,35% от всех выставленных лотов, но они дали 60% всей выручки. Четыре работы (Роя Лихтенштейна, Сая Туомбли, Энди Уорхола и Люсьена Фрейда) были проданы дороже $50 млн. За последние десять лет этот сегмент арт-рынка вырос на 308%, единственной женщиной-художницей, вошедшей в топ-50 самых продаваемых послевоенных художников, оказалась Яёи Кусама.
Современное искусство: транзакции выросли на 1200% за 15 лет
Хотя результаты в этом сегменте упали по сравнению с рекордным 2014 годом, тем не менее за последние десять лет он вырос на $1 млрд. На Западе в прошлом году было продано 45 600 современных произведения искусства, что в четыре раза больше, чем в 2005 году, общая выручка составила $1,2 млрд по сравнению с $93 млн в 2000 году.
Однако почти половина оборота 2015 года была получена от продажи работ всего десяти художников с исключительно высоким рыночным потенциалом. Это в основном европейские и американские художники: Жан-Мишель Баскиа (годовой оборот $132,3 млн), Кристофер Вул ($113,9 млн), Джефф Кунс ($56,7 млн), Питер Дойг ($47,6 млн), Мартин Киппенбергер ($40 млн), Рудольф Штингель ($30 млн), Ричард Принс ($29,2 млн), Ёсимото Нара ($29 млн), Деймиан Херст ($24,6 млн) и единственный китаец в этом списке Цзэн Фаньчжи ($23,4 млн).
Самыми молодыми современными художниками, которым удалось пересечь черту в $1 млн, стали родившиеся в 1968 году Крис Офили и Марк Гротьян, за которыми стоят галереи Чарльза Саатчи и Ларри Гагосяна соответственно.
Новые тренды арт-рынка в 2015 году
Наряду с растущими ценами на работы корейских художников, участников арт-движения «Дансаэква», одним из главных трендов на западном арт-рынке стала значительная переоценка послевоенных итальянских художников. Произошло значительное увеличение спроса на работы итальянских мастеров этого периода, особенно Лучо Фонтаны и Альберто Бурри.
В значительной степени это связано с новым итальянским законодательством, которое может в ближайшие годы сильно усложнить вывоз из Италии работ этого периода. Также отмечен рост интереса к новым или ранее неизвестным латиноамериканским художникам, таким как Вифредо Лам, Леонора Каррингтон, Роберто Матта и др.
Одной из причин этого стали прошедшие в последние годы выставки и ретроспективы в ведущих музеях современного искусства (Музее Соломона Р. Гуггенхайма, Тейт Модерн, Центре Помпиду и др.). Среди других художников, работы которых вызывали постоянный интерес в 2015 году, отмечают франко-китайских художников XX века, живших в Гонконге, Пекине и Париже, — Чжао Уцзи, Чжу Дэцюня, Сан Ю и пр.
Искусство по любым ценам — доступные финансовые инвестиции
За 2015 год на мировой аукционный арт-рынок было выставлено 865 700 лотов, в том числе 564 000 на западный арт-рынок, из них по разным причинам не нашла своих покупателей примерно треть. Оставшиеся 351 000 лотов была продана по ценам от $5 до $179 млн. Другими словами, мировой арт-рынок покрывает абсолютно все ценовые категории.
И хотя самые престижные арт-аукционы, привлекающие наибольшее внимание СМИ, недоступны для большинства покупателей, каждый может найти для себя что-то на арт-рынке. Три четверти рынка фотографий, рисунков и литографий покупаются по ценам ниже $5 тыс., в то время как 75% картин и скульптур уходит с аукциона дешевле, чем за $7,2 тыс.
Таким образом, арт-рынок имеет сложную структуру: наибольшее число лотов продается по относительно доступным ценам, но они имеют низкую экономическую значимость, в то время как сегмент работ с ценами выше $20 тыс. составляет новую категорию финансовых активов известную под названием «искусство как инвестиция».
Живопись продолжает доминировать на арт-рынке, на нее приходится 42% покупок в нижнем и среднем ценовых сегментах и две трети самого дорогого ценового сегмента. В самом дорогом ценовом сегменте за ней следуют скульптура (16%) и рисунки (8%). Графика и принты представляют наиболее доступный сегмент арт-рынка: 95% подобных лотов уходит с аукционов по ценам ниже $10 тыс.
Фотография занимает промежуточное место между «оригинальными» и «тиражными» работами, что отражается в ее ценовой структуре. Небольшая часть фоторабот продается за сотни тысяч или даже миллионы долларов, в то время как 85% работ уходят по ценам ниже $10 тыс.
При покупке работ дороже $20 тыс. в расчет в первую очередь принимаются соображения долговременных инвестиций. Одним из примеров наиболее удачных вложений следует признать рисунок Сальвадора Дали «Градива» (1933). Купленный в 1995 году бывшим исполнительным директором Sotheby’s Альфредом Таубманом за $55 тыс, в 2015 он был продан на аукционе Sotheby’s за $1,21 млн, что дало прибыль в 2100% за 20 лет.
Таким образом, инвестирование на арт-рынке требует специальной стратегии и специализированного финансового менеджмента, люди или команды, занимающиеся такого рода транзакциями, получили название art flippers. Конечно, на этом можно и потерять, особенно если вы не имеете доступа к информации о ценах и качестве работ.
В качестве примера можно привести работу Андреса Серрано «Черный Иисус» (2010), приобретенную в 2010 году на Christie’s за $110 тыс. и проданную в 2015 году за $32 тыс. Однако, в целом, работы из ценового сегмента от $20 тыс. до $100 тыс. дают среднегодовой доход в размере 9,6% со средним периодом владения десять лет.
Наибольшее внимание продолжает приковывать самый дорогой сегмент арт-рынка, в 2015 году всего 160 работ было продано по ценам, превышающим $10 млн, на которые пришлось всего 0,04% проданных лотов.
География арт-рынка
С точки зрения географии на арт-рынке продолжает лидировать триумвират США-Китай-Великобритания, дающий 87,5% вторичного арт-рынка ($14 млрд из $16 млрд). В 2015 году лидерство вернули себе США, на которые пришлось 38% выручки и 12% проданных лотов.
Интересно, что свой вклад в рост американского арт-рынка внесли покупатели из Китая, обеспечившие 9% роста. В то же время испытавший 27% спад китайский арт-рынок сейчас дает 30% мировой выручки.
На третьем месте Великобритания с 19%, за ней следуют Франция, Германия, Италия, Швейцария, Австрия, Австралия и Южная Корея, вошедшая в десятку и обогнавшая Нидерланды, Японию и Бельгию. Нью-Йорк и Лондон также продолжают доминировать на мировом арт-рынке: на них приходится 57% мировой аукционной выручки ($9,2 млрд) и 20% лотов, проданных во всем мире, в то время как на Париж приходится всего 3% мировой выручки.
Уникальный арт-рынок Китая
Китайский арт-рынок в 2015 году сократился до $4,859 млрд, доля страны на мировом арт-рынке также упала с 37,22% в 2014 до 30,19% в 2015 году. При этом растет поляризация китайского арт-рынка: самый дорогой сегмент продолжает вызывать большой интерес покупателей, в то время как средний и нижний сегменты испытывают сильные флуктуации.
Если в 2014 году самый дорогой сегмент с работами дороже $1 млн занимал 10,55% китайского рынка, то в 2015 году уже 35,79%. В остальных сегментах произошел крутой спад, особенно это касается работ в диапазоне от $50 тыс. до $500 тыс.: продажи здесь упали на 5,7%. Как отмечают эксперты, «рынок требует “двух великих” — великую работу великого художника».
Единственным региональным рынком Китая, показавшим рост, стал рынок Гонконга, увеличивший выручку на $91,75 млн и занявший второе место, в то время как Пекин остается лидером китайского арт-рынка, несмотря на спад в 33%.
Серьезный спад постиг рынок традиционной китайской живописи и каллиграфии, оборот в котором сократился на 29,21% по сравнению с 2014 годом.
Рынок китайского современного искусства был не столь подвержен флуктуациям, хотя тенденция на спад также была вполне определенной: оборот сократился на 16,91% к 2014 году. В этих условиях китайские аукционные дома пытаются перестроить свои подходы и диверсифицировать аукционную торговлю.
Аукцион China Guardian начал проводить специализированные аукционы, посвященные определенной теме, аукцион Poly International направил свое внимание на работы молодых художников и абстрактное искусство. Внимание покупателей сместилось от известных современных художников Китая к новым именам, не связанным с предыдущим «пузырем цен» на рынке.
Ведущие художники мирового арт-рынка в 2015 году
Ведущие топ-10 художников с наибольшим рыночным потенциалом собрали в 2015 году на аукционных торгах более $3 млрд, или 18% мирового оборота арт-рынка, что на $500 млн больше, чем в 2014 году. 2015 год принес новые аукционные рекорды для работ Пикассо, Модильяни, Джакометти, Туомбли, Фонтаны и Лихтенштейна.
Еще одной особенностью 2015 году стало полное отсутствие в топ-10 художников из Китая и женщин. Три работы были проданы по цене превышающей $100 млн: это «Алжирские женщины» Пабло Пикассо ($179,4 млн, Christie’s), «Указующий мужчина» Джакометти ($141,2 млн) и «Лежащая обнаженная» Модильяни ($170,4)