28-летний командир роты снайперов 79-й николаевской десантной бригады Валерий Чибинеев получил звезду Героя Украины во время военного парада в Киеве. Для этого капитана вызвали в столицу из Авдеевки, куда он и уехал сразу после награждения, успев только проведать тяжело раненого побратима.
Портрет героя сделал известный фотограф Роман Николаев
– Это было под Изварино в июле 2014 года. Еще не всегда мы точно понимали, как выглядит наш враг. А на границе с Россией в этом в принципе сложно было разобраться, – рассказывает Валерий Чибинеев. – Я тогда был командиром роты огневой поддержки бригады. Мои ребята находились за сопкой. Увидев группу людей, я пошел к ним навстречу. Было жарко, поэтому на мне были шорты с футболкой и автомат. Типичный ополченец… Среди незнакомцев находился батюшка. Вот по нему я и понял, что это не наши. Но уже было поздно возвращаться к своим. Пришлось идти ва-банк. Сказал, что свой. Но мне не поверили. Спросили, где моя колорадская лента. Я махнул рукой в сторону сопки, мол “укропы” отобрали и предложил пойти им навалять. Те отказались. Забрали у меня автомат, приказав идти за ними. Один из них держал меня под прицелом. Идти нужно было не совсем туда, куда я хотел. И тогда я спросил: у меня еще и граната есть, отдать? Да, – ответили мне. Не знаю, как сообразил, но гранатой ударил конвоира по голове, вытащил чеку, бросил в уже отошедших сепаров и рванул к своим. Враги открыли огонь. Но меня не достали. А мои ребята тут же оказали сопротивление. Часть погибших сепары забрали с собой. Но пятерых бросили. Возле этих тел я нашел отобранный у меня автомат. Переживал же, что за него придется отчитываться, как я объяснил бы, что отдал его?
Там же, в Изварино, Валера спас троих танкистов.
– Танк, выехавший на высоту, подорвали. Экипаж нужно было забрать, потому что горящую машину крыли ЗУшка и противотанковые комплексы. Я со своими ребятами на двух БТРах рванул к танкистам. Они не ожидали нас увидеть. Говорили: “Мы думали, к нам на открытую местность никто не решится рвануть. Уже прикидывали, как перебегать отсюда к позициям”. Уже возвращаясь с экипажем, подобрали ЗИЛ и заправщик, полный топлива. Оставлять их было глупо.
Хорошо помню первый наш обстрел, первую засаду. Именно тогда многие поняли: ты сможешь воевать или нет. Я выпустил весь магазин в сторону посадки, хотя, думаю, никого там не было. Просто обстреляли нашу первую машину колонны, которая шла на Красный Лиман из-под Изюма. И вот после этого понял, что буду стрелять только во врага. Когда ты начинаешь контролировать ситуацию, значит, ты готов воевать. Для меня это и было преодолением страха. Там, во время первого боя, у нас были ранены три солдата. И у многих появилась здоровая боевая злость. Никто не струсил. Просто ушел страх.
За время пребывания в Авдеевке, где Валера находится два месяца, он был ранен. Но позиции не покинул.
– В течение месяца дважды ловил осколки, когда по нам работала артиллерия, – нехотя говорит капитан. – Первый раз мы вытаскивали раненого. Это все как раз засняли журналисты “Громадського”, помните, затем скандал с этим видео возник? Я хожу там в кадре без каски, без броника… Мы вывели пострадавшего, и тут же было два прилета. Клацнуло мне в плечо и ногу. Я стоял ближе к разрывам, но получил меньше всех. На месте металл вытащили, зеленкой замазали – и все. Крохотные такие осколочки в меня попали. В тот день, когда меня ранило во второй раз, мы насчитали, что по нам выпустили 158 снарядов. Забежали в безопасное место, но стена завалилась. Меня ударило по рукам, а ребра пострадали от ударной волны. Врачу в больнице не говорил, что ребра болели. Поэтому мне оказали первую помощь, и я снова вернулся на позиции. Двое суток, правда, еще тошнота была…
– Я приехал в Авдеевку и встретился с Валерой как раз накануне парада, – говорит капеллан Андрей Зелинский. – Он был страшно уставшим, ведь практически не спит. По ночам нужно контролировать ситуацию, а днем не всегда получается. Кроме того, Валера был ранен… Это тоже давало о себе знать. Я стал свидетелем и того, как срочно Валеру вызвали в Киев. Отправлял его. Он ужасно возмущался. Парад мы с ребятами смотрели в Авдеевке по телевизору. Бойцы воспринимали происходящее в Киеве очень позитивно. И, конечно, обрадовались, услышав о награждении Валеры. Он же мой крестник. Познакомились, когда он служил во львовской академии сухопутных войск больше десяти лет назад. Вместе ездили в паломническую поездку во французский город Лурд, где Валера решил принять таинство крещения, а меня попросил стать его крестным. Знаете, я же вижу, что офицеры у солдат не очень-то пользуются популярностью. Но это не о капитане Валере. К нему относятся с огромным уважением и даже восхищением.
Капеллан Андрей Зелинский познакомился с Валерой около десяти лет назад, а вскоре стал его крестным отцом. Недавно они встретились в Авдеевке
Валера ни в одном своем поступке не видит ничего героического. Рассказывает о боевых ситуациях спокойно, немногословно и как-то даже буднично. Внимание, которое обрушилось на него после парада в Киеве, стало для капитана полной неожиданностью, а эфиры на радио и телевидении – настоящим испытанием.
Награду Валерий Чибинеев получил во время парада в Киеве 24 августа из рук президента страны
Этот момент парада стал одним из самых трогательных. Два офицера 79-й бригады Валерий Чибинеев и Андрей Ковальчук, которые в тот день получили звезды Героев Украины, помогли тяжело раненному под Саур-Могилой Игорю Гордийчуку подойти к президенту страны, чтобы получить погоны генерал-майора
– Мне пора ехать к своим ребятам, – все повторял Валерий после награждения. – Они остались в Авдеевке, а я тут в столице уже больше суток прохлаждаюсь.
Валера и его младший брат, который не стал военным, выросли в детдоме.
– Мама отдала нас, когда мне было пять лет, – рассказывает Валерий. – Почему она так решила, не знаю… С самого детства я захотел быть десантником. На меня повлияли советские фильмы, особенно “В зоне особого внимания”. А еще сын директора нашей бердянской школы-интерната служил в 79-й бригаде. Он приезжал к нам, рассказывал свои истории. Все это и сыграло большую роль. С наградой я обязательно приду к директору школы Галине Анатольевне, поблагодарю ее за то, что помогла мне сделать правильный выбор в жизни. Я учился в Запорожском военном лицее, после чего поступил в Одесский институт сухопутных войск, перевелся во Львовскую академию. Закончил ее в 2010 году. И сбылась моя мечта – попал в 79-ую бригаду. Когда меня оформили в часть, казалось, всего достиг. О чем теперь мечтать?
Командиром роты снайперов Валерий стал в 2015 году, уже во время войны.
– Даже не стал, а меня назначили, доверили это дело, – объясняет Герой. – Я не был снайпером. Но когда в бригаде решили сформировать такую роту, послали бойцов на обучение, зажегся и сам. Мне нравится, вижу, что на этом месте принесу пользу. Но если бы не Паша Кащук, Роман Синицын, ничего не было бы. Они дали знания, умения, привозили инструкторов, которые нас обучали. Это самое главное. Важнее даже прицелов и тепловизоров. Снайперское движение настолько нас захватило, что солдаты даже перебирать начали: это оружие мне не подходит, нужна другая винтовка…
Как давно и сколько человек находится под командованием Валерия в Авдеевке, капитан так и не сказал. Есть информация, которую нельзя разглашать. А вот позывной свой Валера позволяет называть. Он у него очень необычный – Каракурт.
– Я долго думал, какой взять, чтоб не повторялся, – улыбается капитан. – И запоминается это слово хорошо. Прижился позывной сразу.
Вечером после награждения Валерий поехал проведать раненого бойца, который уже давно проходит лечение.
– То, что Руслан Ярыш находится на лечение в броварской клинике, мне сказали волонтеры, – продолжает капитан. – Естественно, я сразу же попросил меня к нему отвезти. Срочную службу он служил у меня в роте, после чего подписал контракт. Он получил ранение в спину и до сих пор не ходит. Я не видел его два года. Конечно, мне хотелось поддержать бойца. Я очень рад был его видеть. Надеюсь, наша встреча подстегнет его, чтоб активнее вставать, учиться ходить…
Жена Валерия узнала о присвоении мужу звания Героя Украины по интернету. Сразу после парада позвонила мужу.
– Оксана поздравляла меня и плакала, – улыбается Валерий. – Ничего не могла сказать, кроме того, что гордится мной. Из Киева я заехал в Николаев. Ночью пришел домой, оставил награду и уехал в Авдеевку.
Живет герой с женой и ее родителями. Своей квартиры у семьи пока нет. И это одно из объяснений, почему у Валеры и Оксаны еще нет детей, о которых мечтают оба.
– Я знаком с Валерой больше года, и меня поражало, что этот замечательный боец за два года войны не получил ни одной награды, – говорит волонтер Павел Кащук. – Это жутко несправедливо. Особенно, если учитывать, насколько героическим является этот десантник. Его спокойный взвешенный характер помогает принимать разумные решения. И я считаю, что у Каракурта – полное отсутствие страха. Идет обстрел, все вжимают в плечи головы, а он спокойно ходит. Как ни страшно это звучит, Валера живет войной. Она стала его личным делом.
В представлении к награде у Валерия не сказано, что он не бросал людей и позиции, хотя подобные ситуации были не раз. В том же Изварино некоторые подразделения самовольно ушли. А Валера ждал приказа. Да и то, что он, спасая танкистов, еще и заправщика с собой привез, – считаю верхом героизма. Все же происходило под обстрелом. Валера рисковал собой. Но риск был оправданным. Топливо было весьма кстати. Да что говорить, Валера вывозил и брошенное оружие из Изварино. А когда занялся формированием снайперской роты, подошел к этому более чем ответственно. Все его ребята прошли инженерную подготовку, то есть умеют обращаться со взрывчаткой, все они водят бронетехнику, навести артиллерию… Сейчас, в Авдеевке, Валера постоянно ходит минировать ходы, через которые к ним могут подойти враги. На данный момент есть 12 подтвержденных записей в боевой журнал об эффективных действиях Валеры и его бойцов. С их появлением в секторе ситуация изменилась. Знаю, был перехват вражеского разговора, в котором было сказано: 75 процентов личного состава сепаратистов было уничтожено и ранено польскими снайперами. Мы-то знаем, кто там на самом деле работает… О награде Каракурт не знал до последнего. Злился, что его вызвали в Киев ради какой-то фигни.
Первыми после парада Валерия Чибинеева поздравили волонтеры, которые помогли создать роту снайперов – Павел Кащук и Роман Синицын. На снимке герой с Павлом
– Когда мне показали место на Крещатике, где я должен стоять, понял, что это не просто так, – улыбается Валера. – Подумал, наверное “Богдана Хмельницкого” вручат. То, что это может быть звезда Героя Украины, даже представить не мог.
– Первым делом после парада Валера позвонил на позиции, чтобы узнать, как его ребята, – продолжает Павел Кащук. – Мы – те, кто поддерживает снайперское подразделение Валеры, искренне за него рады. Он настоящий Герой.
Рассказывая о Каракурте в своих фейсбучных постах, известный волонтер Роман Синицын, который тоже активно помогает снайперской роте, не раз подытоживал: “Будь, как Валера!” После награждения капитана высокой наградой эти слова стали еще более символичными. На таких и правда нужно равняться. Причем каждый из нас, как Валера, должен хорошо делать свою работу на своем месте. Только так мы победим и возродим Украину.
Источник:http://censor.net.ua