-Крейсер «Украина» – это отломанный от государства ломоть, он будет реализован, а средства от реализации пойдут на строительство новых кораблей и катеров, – сказал Сергей Гайдук.
Командующий объяснил это решение тем, что реально на крейсере 80 % вооружение – российское, то есть он проектировался под образцы навигационного оборудования и стрелкового вооружения, которые в Украине не производятся, кроме того, чтобы обеспечить развертывание деятельности ракетному крейсеру необходимо 3-4 корабля класса фрегат или эсминец. И на последок, проблемой является и отсутствие инфраструктуры базирования.
Также командующий заверил, что до конца года ВМС пополнят два катера класса «Гюрза», строительство которых завершается на заводе «Ленинская кузница». Экипажи катеров, по словам командующего, уже находятся на предприятии, где изучают техническую и специальную документацию, участвуют в изучении оборудования. На ноябрь-декабрь запланированы государственные испытания как в пресной, так и в морской акваториях.
На этой же базе с 2016 года начинается строительство катеров класса «Кентавр», особенность которых является способность взять на борт до 36 морских пехотинцев.
Кроме того, вице-адмирал Сергей Гайдук заверил, что выводится парк устаревших самолетов Бе-12 поисково-спасательных, противолодочных, зато в состав ВМС вводится новейший парк универсальных патрульных транспортных самолетов класса «Антонов». Командующий сообщил о договоренности с киевским предприятием Антонова о готовых образцах этих летательных аппаратов. Впервые базовые целевые патрульные самолеты будут носителями ракетного оружия.
Командующий подчеркнул, что сегодня усиливаются ударные возможности морской авиации, то есть кроме противолодочных, поисково-спасательных, транспортных самолетов ВМС пополнят ударные вертолеты, которые смогут осуществить поддержку как корабельных сил, так и сил на приморском направлении с нанесением поражения с использованием систем неуправляемого оружия.
Вице-адмирал Сергей Гайдук также заявил, что в 2017 году в состав 10 морской авиационной бригады планируется включить звено беспилотных аппаратов, которые будут способны на современном уровне круглосуточно транслировать информацию в режиме онлайн, сообщает Флот Укрианы.
Для справки:1 октября 1993 года при 75 % готовности крейсер был выведен из состава ВМФ РФ и перешёл в собственность Украины.
В 1994 г. для корабля был сформирован экипаж, но из-за отсутствия финансирования достройка крейсера была прекращена.
В августе 2004 года было принято решение об открытии крейсера для экскурсионного посещения.
На встрече президентов Украины и РФ 17 мая 2010 года в Киеве, главы государств договорились о достройке крейсера с помощью российской стороны. 26 июня 2010 года командование Военно-морского флота России заявило о возможности покупки крейсера для ВМФ России. В июле 2010 года постановление Верховной Рады Украины о присвоении названия «Украина» ракетному крейсеру утратило действие, за это проголосовала 247 депутатов Верховной Рады из 428.
В марте 2011 года Министр обороны РФ Анатолий Сердюков заявил, что ракетный крейсер Украина, российская сторона возьмет только даром. И только после этого будут рассматриваться различные варианты участия украинских компаний в достройке корабля. К 2013 году достигнуто соглашение о продаже с частичным ремонтом на Украине и вооружением в России.
В сентябре 2013 года стало известно, что представители военно-промышленной комиссии при Правительстве России договорились с руководством Украины о покупке недостроенного крейсера за 1 миллиард рублей. На начало 2013 года, стоимость достройки крейсера, по оценке предприятия Судостроительный завод имени 61 коммунара, оценивалась в 1,4 млрд гривен, или 5,6 млрд руб.
17.3.2014 глава Николаевской облгосадминистрации Николай Романчyк заявил, что недостроенный ракетный крейсер «Украина», который yже много лет стоит на николаевском Сyдостроительном заводе имени 61 коммyнара, нyжно немедленно продать, не спрашивая разрешения y России. По его мнению, в настоящее время y госyдарства нет денег на достройкy крейсера, и вряд ли они появятся в ближайшее время. А содержание корабля стоит бюджетy свыше 6 миллионов гривен в месяц. После этого тема крейсера “Украина” в николаевских и общеукраинских СМИ не обсуждалась.
В этой связи понятно желание Украины избавиться от крейсера, который еще во время предпродажной подготовки был лишен личного имени, но вопрос – а кто купит? – актуален, как никогда.