Эмманюэль Макрон стал победителем на дебатах кандидатов в президенты Франции, в ходе которых Марин Ле Пен обрушила на него град обвинений
Три дня остается до второго тура президентских выборов во Франции, от исхода которых зависит не только будущее страны, но и всего Европейского Союза. В среду вечером в Париже прошли дебаты кандидатов в президенты – экс-министра экономики, лидера движения Вперед! Эмманюэля Макрона и лидера Национального фронта Марин Ле Пен. До сих пор в стране еще не было дебатов, в которых была настолько высокая концентрация обвинений и нападок со стороны кандидатов.
Liga.net пишет, о чем говорили кандидаты.
Марин Ле Пен, используя тот факт, что Макрон занимал пост советника и министра экономики при президенте Олланде, пыталась возложить на соперника всю ответственность за провалы в экономической политике правительства социалистов и высокий уровень безработицы. “Господин Макрон является кандидатом дикой глобализации, уберизации (слово, появившееся после протестов таксистов против появления Uber, – ред.), непостоянной занятости”, – заявила лидер Национального Фронта, обвинив Макрона в поддержке интересов крупных компаний и пренебрежении интересами малого бизнеса. “Франция, которую вы представляете, не является настоящей Францией”, – подытожила представитель Национального фронта.
В ходе дебатов Ле Пен неоднократно рисовала аудитории мрачные картины будущего в случае прихода к власти Макрона, ассоциируя его как с президентом Олландом, так и с интересами большого бизнеса и банков. “Франция, которую вы защищаете, это биржа, это война всех против всех, в которой наемные работники должны бороться, чтобы сохранить свои рабочие места…Вы кандидат закрытия заводов, родильных домов, полицейских участков, больниц. Единственное, что вы не хотите закрывать – это границы. Вы хотите открыть Францию для большой миграции, большие боссы только и ждут этого”, – подытожила она.
Макрон детально объяснял свою программу зрителям, периодически парируя обвинения Ле Пен. Он потратил несколько минут, чтобы рассказать о тяжелых последствиях выхода Франции из ЕС и зоны евро, что предусмотрено программой Национального фронта. “Вижу, вы хотите играть со мной в ученика и учителя, это не мой случай”, – заявила Ле Пен, но ее контраргументация свелась к обвинениям Макрона в провале защиты французских фермеров и промышленности от конкуренции со стороны других европейских производителей.
Макрон ответил, что хорошо знает о протестных настроениях, царящих в обществе. “Я услышал эти гневные настроения, сомнения, нужды и я хочу на них ответить, прежде всего, смелостью правды. Я никогда вам не врал, не обещал вам подарков или несбыточных вещей”, – обратился он к французам.
Он также поставил под сомнение характеристику Ле Пен как внесистемного кандидата. “Страна не играет для вас важного значения, у вас нет проекта для нее. Франция, которую я хочу видеть, заслуживает намного лучшего, чем это. Она не будет разделена, но нужно выйти из системы, в создании которой вы принимаете участие, в которой вы живете и паразитом которой являетесь”, – заявил он.
Одно из наиболее острых столкновений между кандидатами произошло по вопросам внешней политики, при этом оба кандидата пытались представить себя наследниками внешнеполитической линии первого президента V республики Шарля де Голля. Ле Пен ранее заручилась поддержкой экс-кандидата в президенты Николя Дюпона- Эньяна, который получил в первом туре президентских выборов поддержку 4,7% избирателей и считает себя последователем генерала де Голля. Дюпон-Эньяну представитель Национального фронта пообещала пост премьера в случае победы на выборах и в ходе дебатов неоднократно пыталась эксплуатировать наследие де Голля во внешней политике.
“В любом случае Францией будет управлять женщина – либо я, либо Мадам Меркель. Вы требуете экономического подчинения интересам Германии, и это очень серьезно. Речь идет о нашем суверенитете и нашей независимости, речь идет о защите интересов французов”, – заявила Ле Пен. Она добавила, что внешняя политика Франции “подчиняется Германии, американской политике. Она должна восстановить свою независимость, которую неоднократно устанавливал генерал де Голль”. Такая отсылка к де Голлю, особенно забавна, учитывая, что Национальный фронт создавался как партия его оппонентов справа, с большой поддержкой пье-нуар – бывших французских колонистов из Алжира, которые ненавидели генерала за его решение дать этой стране независимость в 1962 году. Не стоит забывать и о маршале Пэтене, который возглавлял режим Виши, сотрудничавший с Гитлером, и против которого боролся Де Голль и Сражающаяся Франция. Жан-Мари Ле Пен, основатель Нацфронта, неоднократно говорил, что не считает Пэтена предателем Франции.
Кроме того, Марин Ле Пен вступилась и в защиту путинского режима. “Я думаю, что мы должны быть равноудалены от России и США, у нас нет никаких оснований вести холодную войну с Россией, у нас есть все основания, чтобы участвовать в дипломатических и торговых отношениях и Россия не выражала враждебность по отношению к Франции”, – подчеркнула она.
Макрон попросил Ле Пен забыть о генерале Де Голле и заявил, что хочет сильных позиций для Франции в Европе и усиления связей с союзниками. Именно такая страна, по его мнению, будет способна совладать с террористической угрозой на Ближнем Востоке и в Африке. “Политическая линия, которую я хочу для Франции – это линия де Голля и Миттерана (президенты Франции в 1958-1969 и 1981-1995 годах – ред.), это независимость Франции. Что касается Путина, то он находится за столом переговоров по нескольким вопросам – украинский конфликт, деэскалацию которого нужно провести, и конфликт в Сирии, где Путин должен быть за столом. Однако, ни в коем случае я не покорюсь диктату Путина и в этом мое отличие от проекта Марин Ле Пен, который подчинен Путину: финансово подчинен его партии и в отношении ценностей, которые он исповедует, и которые не являются нашими”.
Экс-министр экономики также назвал США союзником, сотрудничество с которым очень важно в вопросах разведки и международной безопасности.
Согласно опросу Elabe для BFMTV убедительным выступление Макрона на дебатах назвали 63% опрошенных, а Марин Ле Пен -34%. 64% опрошенных заявили, что Макрон обладает необходимыми качествами, чтобы занять пост президента. В то же время в ответ на вопрос “кто лучше понимает таких как вы людей”, 55% отдали предпочтение Макрону и 42% – Ле Пен.
Таким образом, за три дня до второго тура выборов ситуация в предвыборной гонке складывается для Эмманюэля Макрона хорошо, но вовсе не так прекрасно, как для президента Жака Ширака в 2002 году, который обошел тогда отца Марин Ле Пен во втором туре выборов с отрывом в 64% голосов.
С одной стороны, все опросы, которые были проведены после первого тура выборов, дают Макрону 59-61% голосов во втором туре, а значит около 20% преимущества над Ле Пен. С другой стороны, Республиканский фронт, который возник в 2002 году, когда и правые и левые голосовали против отца Марин Ле Пен и вместе ходили на акции протеста, на этот раз не сформировался.
Представитель леворадикалов Жан-Люк Меланшон, набравший в первом туре выборов 19,6% голосов, несмотря на давление на него с разных сторон, отказался поддержать Макрона. В Непокорной Франции, движении, которое представляет Меланшон, попросили избирателей просто не голосовать за Ле Пен и большинство леворадикалов согласны с такой позицией. Согласно опросу BVA от 1-2 мая 44% французов, проголосовавших за лидера леворадикалов, проголосуют за Макрона, 18% за Ле Пен и 38% воздержаться.
Среди избирателей правого экс-кандидата Фийона, занявшего в первом туре третье место с 20% голосов, 31% готовы проголосовать за Ле Пен и 46% за Макрона. Во многом такая популярность Ле Пен вызвана позицией религиозных избирателей, которые не приемлют позицию Макрона в поддержку однополых браков и успехами рекламы, которая позиционирует его как продолжателя политики Олланда.
И хотя шансы Макрона стать президентом высокие, задачу сведения до минимума голосования за Ле Пен его команде вряд ли удастся реализовать. Во Франции накопились противоречия, связанные с тем, что не все получают пользу от вовлечения страны в процессы глобализации и европейской интеграции. Согласно опросам, чем хуже социальное положение, уровень образования или доход избирателя тем больше вероятность голосования за Ле Пен. Например, согласно опросу Elabe от 28 апреля-2 мая за Ле Пен готовы проголосовать 62% рабочих и 54% служащих, 47% в самой продуктивной возрастной категории – от 35 до 49 лет. Этих данных достаточно, чтобы понять, насколько много французов недовольны сложившейся ситуацией, прежде всего в экономике и сфере безопасности.
Поэтому, если Эмманюэль Макрон победит на выборах в воскресенье, то он будет обязан победой оптимизму и вере в него молодежи, бизнесменов и белых воротничков, а также СМИ и французским пенсионерам, которые помнят, что представлял Национальный фронт при Жан-Мари Ле Пене и не восприимчивы к политике его “дедемонизации”, которую проводит его дочь.