Перенос рассмотрения Международным валютным фондом вопроса предоставления Украине третьего транша вызвал нескрываемое злорадство среди недоброжелателей и очередные упреки НБУ. А вокруг личности самой главы Национального банка Украины периодически, а особенно в последнее время, распространяется немало слухов.
Когда именно МВФ должен принять решение по Украине, стало известно во время визита Гонтаревой в Берлин. О дальнейших шагах на валютном рынке, а также о своих собственных перспективах – в интервью председателя НБУ Укринформу.
ДЕНЬГИ ОТ МВФ ПОСТУПЯТ В БЛИЖАЙШИЕ ДНИ
– Сейчас все в ожидании очередного транша МВФ, задержка с которым произошла из-за блокады на востоке, когда фактически деньги могут зайти в Украину?
– На прошлой неделе Национальный банк и Министерство финансов уже согласовали на рабочем уровне с экспертами МВФ оценки эффекта торговой блокады, МВФ принял предоставленные украинской стороной макроэкономические прогнозы за основу для обновления собственных прогнозов.
Следующий шаг – за МВФ, продолжаются соответствующие внутренние бюрократические процедуры Фонда, необходимые для обновления макропрогнозов и связанных показателей и назначения новой даты заседания Совета директоров МВФ. После принятия положительного решения Совета, которое назначено на 3 апреля, получения транша уже ждать недолго – обычно проходит несколько дней.
– Мы обновили предыдущие макропрогнозы, исходя из предположения, что текущая ситуация с захватом предприятий на неконтролированной территории сохранится. Соответственно возвращение предприятий под контроль их владельцев, зарегистрированных в Украине, приведет к улучшению макропрогнозов. Но сейчас такой вариант развития событий мы считаем маловероятным.
Но даже при сохранении статус-кво на востоке страны есть много других факторов, которые мы не закладывали в базовый сценарий, и которые могли бы улучшить ситуацию в экономике. Например, более быстрая переориентация предприятий, которые из-за захвата предприятий и торговой блокады ОРДЛО потеряли источники сырья и энергоресурсов, на альтернативные источники. Положительным для экономики также стали бы более стремительный рост цен на товары украинского экспорта на мировых рынках и приватизация государственных предприятий.
БЛОКАДА УВЕЛИЧИТ ДЕФИЦИТ СЧЕТА ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА ДО $4,3 МИЛЛИАРДА
– Раньше Национальный банк анонсировал смягчение валютных ограничений после подписания меморандума с Международным валютным фондом, отмена каких именно ограничений предусматривается?
– Когда мы делали этот анонс в начале марта, прежде всего речь шла об ослаблении требования к обязательной продаже поступлений в Украину в иностранной валюте и ограничении на продажу наличной иностранной валюты населению. Также для нас важно предоставить бизнесу возможность репатриировать дивиденды, начисленные за 2016 год.
Но вы должны понимать – дело не только в переносе заседания Совета директоров МВФ. На тот момент мы считали, что торговая блокада продлится недолго и не будет иметь существенного влияния на экономику, и рассматривали ее только как риск в более долгосрочной перспективе. Сейчас реалии другие, и блокада является их частью, что приведет, в частности, к расширению дефицита текущего счета платежного баланса до 4,3 млрд долларов в этом году.
А, как вы знаете, мы проводим валютную либерализацию, исходя из наличия благоприятных условий, чтобы не дестабилизировать валютный рынок. Поэтому мы продолжаем придерживаться озвученных планов валютной либерализации и намерены в дальнейшем смягчать ограничения по экспортно-импортным операциям и прямым иностранным инвестициям, но скорость этого процесса будет зависеть от ситуации в экономике.
– Ограничения, которые мы были вынуждены вводить в 2014-2015 годах, позволили не допустить оттока капитала из Украины и проведения недобросовестных валютных операций. С их помощью НБУ стабилизировал спрос на иностранную валюту, обеспечил ее ритмичное поступление на межбанковский рынок, а также ограничил ее необоснованный отток из Украины. Понимаем, что введенные ограничения были жесткими, но крайне необходимыми для страны на то время. Именно ограничения позволили остановить падение курса гривни.
– Ваша позиция относительно работы российских банков в Украине?
– Национальный банк Украины поддерживает цивилизованный выход с украинского рынка банков с государственным российским капиталом, в том числе, путем их продажи. Как, например, планирует сделать Сбербанк. Общая тенденция – банки с российским государственным капиталом сокращают свое присутствие на украинском рынке. При моей каденции их доля сократилась с 15 до 8 процентов. В то же время, мы пристально следим за ситуацией в этих банках, там работают еще с 2014 года кураторы.
ПРЕЗИДЕНТУ ПРЕДЛОЖЕНЫ НЕСКОЛЬКО КАНДИДАТУР НА ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВЫ НБУ
– В интервью СМИ Вы сказали о давлении и даже угрозах в Ваш адрес. Как это влияет на нормальную работу?
– Как вы знаете, мы вывели с рынка много банков, которые занимались незаконной деятельностью, установили новые прозрачные правила, единые для всех. Разумеется, это многим не нравится… И что мы видим? Как только кто-то рискнет начать настоящие реформы, сразу стартует целая кампания по дискредитации – митинги, грязная кампания в СМИ и пр.
В НБУ я и моя команда пришли проводить реформы, и никто не обещал, что этот путь будет простым. Я уже когда-то говорила по подобному поводу: “Путь лжи широкий и проторенный, а тропа правды – всегда узкая”.
– Неизменность избранного пути – залог успешности нашей страны и поддержки наших международных партнеров. Для финансовых рынков важна последовательность и деполитизированность, технократичность.
На этой позиции должен работать настоящий профессионал, банкир, технократ, не политик. Таково мое видение, и я уже предложила несколько кандидатур своего преемника. Но выбор, безусловно, за Президентом.
Уверена, действительно достойный номинант возглавит центральный банк.
– Чем планируете заняться после того, как покинете пост главы НБУ, когда бы это ни произошло?
– Я никогда не говорила, что буду работать в центральном банке всю жизнь. Я считаю, что свою миссию полностью выполнила. Во-первых, страна перешла на гибкий валютный курс и положила начало новой монетарной политике инфляционного таргетирования. Во-вторых, мы очистили банковскую систему от неплатежеспособных банков и усилили ее стойкость на будущее. А также мы провели полную трансформацию Национального банка в мощный современный институт, перестроив все процессы. Поэтому я возьму время на отдых и очень хочу провести его с моей семьей. Пока что даже не хочу думать о новой работе, а дальше увидим.
– С кем Вы встречались в Берлине?
– За 3 года реформ в банковской системе Украины сделано многое, и нам действительно есть чем гордиться. Этот опыт и планы украинского банковского сектора на будущее мы и обсуждали с коллегами – банкирами, представителями правительства и парламента Германии, экспертными кругами.
Напомним, как сообщало Инше ТВ, впервые Гонтарева заявила о своем решении уйти в отставку в феврале.
Основной причиной ухода является все тот же «ПриватБанк». «Она считает, что власть ничего не делает против Коломойского», — рассказал источник в окружении президента.
«Ее никто не поддерживает, а в СМИ обливают грязью. Мне кажется, что она просто устала и ничего больше, кроме негатива, уже ничего не получит, если останется в Нацбанке», — добавил собеседник в правительстве.
«Она сделала то, что до нее никто не делал, а один, например, стал, первым вице-премьером (речь о Степане Кубиве, который до Валерии Гонтаревой возглавлял Нацбанк). Она вычищала банковскую систему, и национализация ПриватБанка стала тем «грязным делом», обязательства по которому до нее никто на себя брать не хотел, — отмечает один из депутатов парламентской фракции «Блок Петра Порошенко».
По некоторым данным, Гонтарева хочет вернуться в частный сектор, не исключено, что в компанию ICU (группа «Инвестиционный капитал Украина»), где до назначения в НБУ она занимала пост председателя совета директоров.