Дело главы фискальной службы Украины Романа Насирова, которого обвиняют в злоупотреблениях властью, может стать началом большой антикоррупционной борьбы, считает журналист Сергей Руденко.
В ночь на 7 марта Соломенский райсуд Киева на 60 дней с возможностью внесения залога в 100 млн. грн. взял под арест действующего главу Государственной фискальной службы Украины (ГФСУ) Романа Насирова. Впервые в постмайданной Украине обвинение выдвинуто одному из высокопоставленных чиновников страны. Ему инкриминируют принятие незаконного решения об отсрочке платежей по ренте в так называемой “газовой схеме Онищенко” на общую сумму 2 млрд. 19 млн. грн. Дело главы ГФСУ продемонстрировало, что “священных коров” в украинской политике не осталось. На месте Насирова теперь может оказаться любой высокопоставленный чиновник.
Один из них
Роман Насиров принадлежит к тому кругу людей, которым доверяет (или доверял) украинский президент. В свое время нынешний арестант был избран в Верховную раду по списку Блока Петра Порошенко, а после – победил в конкурсе за кресло главного фискала Украины. За два года пребывания в этой должности СМИ не единожды писали и о незадекларированной Насировым квартире в Лондоне, и о сокрытии бизнеса жены, и многих других злоупотреблениях главы ГФС. Правда, эта информация так и не стала поводом для серьезного разбирательства со стороны правоохранительных органов.
Но вот 2 марта Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) неожиданно даже для Петра Порошенко вручило Насирову подозрение о совершении преступления. Антикоррупционеры утверждают, что глава ГФС принимал незаконные решения в пользу беглого народного депутата Александра Онищенко. Сумма убытков – 2 млрд. грн. Сам подозреваемый от греха подальше немедленно лег на больничную койку. Сначала врачи говорили об инфаркте, потом – о плохом состоянии пациента. Результат – Насирова в памперсах и на носилках привезли в суд. Правда, после эти диагнозы не подтвердились.
Версий того, что произошло вокруг Насирова, есть несколько. Первая – это политический спектакль. Мол, главу ГФС решили проучить за то, что слишком много (в прямом смысле этого слова) брал на себя, а точнее – себе. Версия вторая – НАБУ демонстрирует свою самостоятельность, а система пытается всячески противиться этому. Обе версии имеют право на жизнь. В этой ситуации важно только то, что действующий глава Государственной фискальной службы попал под арест. Это значит, что ему все-таки придется отвечать на обвинения, и не удастся, как это водиться, сбежать за границу.
Показательная порка
Дело Насирова должно, по идее, отрезвить многих чиновников, участвующих в коррупционных схемах. НАБУ и Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) дали понять, что не будут дальше мириться с мздоимством в высших политических кругах. Да, говорят, что антикоррупционеры нарушили процедуру объявления подозрения Насирову. Да, говорят, что позиции антикоррупционеров могут быть обжалованы в суде. Но то, что начался процесс над главой ГФС, – уже большой прогресс для такой коррумпированной страны, как Украина.
Насиров под следствием – это большой “привет” Петру Порошенко и всему высшему руководству государства. За три года, минувшие с Евромайдана, в стране так и не были проведены реформы в налоговой сфере и на таможне. Там до сих пор существуют схемы откатов и получения мзды, апробированные режимом Януковича. Поэтому искушение для молодого руководителя Государственной фискальной службы оказалось слишком большим.
Второй фронт в Украине
Процесс над Насировым может дать старт большой антикоррупционной борьбе в Украине. НАБУ и САП, имеющие поддержку на Западе, наконец-то получили отличный шанс продемонстрировать, на что они способны. Антикоррупционеры могут рассчитывать на поддержку со стороны украинцев, которые устали от коррупции. О чем свидетельствует, в частности, и пикетирование активистов у здания суда. Народ сейчас требует не только справедливости, народ требует судов и приговоров для коррупционеров.
Надо сказать, что в последние три года пропасть между достатком высшей политической элиты и рядовых украинцев стала слишком ощутимой. На фоне тотального обнищания людей чиновники декларируют миллионы в кэше, коллекции вин, картин, яиц Фаберже, автомобилей и недвижимость. Люди, которые во время Евромайдана выходили на улицу против несправедливости режима Януковича, похоже, теперь готовы выйти на Майдан против нынешних клепткократов.
Борьбу с коррупцией в Украине называют внутренним фронтом. За последние два года в государстве было принято антикоррупционное законодательство, созданы НАБУ, САП и НАПК (Национальное агентство по предупреждению коррупции. – Ред.). Но вот результаты борьбы с коррупционерами пока что остаются очень скромными. Клептократия была и остается очень сильной. По крайней мере, до дела Романа Насирова. После этого Украина должна стать другой. По крайней мере, для этого есть все необходимое, пишет DW.
Напомним, как сообщало Инше ТВ, суд избрал меру пресечения отстраненному от исполнения обязанностей главы Государственной фискальной службы Роману Насирову в виде содержания под стражей на срок 60 дней до 30 апреля. Размер залога был определен в размере 100 млн грн. Таким образом, ходатайство прокуроров САП было удовлетворено частично.
Однако вчера вечером за Насирова якобы внесли залог, он должен выйти из СИЗО, заявил его адвокат.
Порошенко вчера похвастался делом Насирова перед главой Международного Комитета Красного Креста — он назвал его доказательством того, что в Украине создана независимая антикоррупционная инфраструктура.