Уважаемые читатели Инше.ТВ, предлагаем вашему вниманию интервью с Николаевским городским головой Александром Сенкевичем, которое посвящено текущему положению дел в областном центре, взаимоотношениям мэра с горсоветом и руководством области.
– Александр Федорович, давайте представим, что сегодня будет принято решение о проведении внеочередных местных выборов. Пойдёте ли вы на эти выборы и как расцениваете свои шансы на победу?
– Вне зависимости от того, будут ли это очередные или внеочередные выборы городского головы, я на них обязательно пойду, потому что я вижу огромный масштаб работы, которая в этом городе не проводилась десятилетиями, которую нужно сделать. И я вижу уже сейчас, что в ближайшие пять лет мы не сможем справиться с этим потоком несделанной работы. Реально эта работа затянет лет на 10 минимум. Свои шансы на победу расцениваю как хорошие. Я думаю, многие люди, которые долго ждали, чтобы в городе что-то начало системно меняться, уже это ощутили. В первую очередь, я ставил себе цель изменить правила. Нам очень трудно сейчас работать, потому что многие правила существуют в городе очень много лет, благодаря этим правилам город превратился в то, чем он является. Для того, чтобы что-то изменить, для начала нужно изменить правила, а потом провести работы. Сейчас мы занимаемся изменением структуры, изменением правил, более того, время, в которое мы попали, это время децентрализации, что влияет и на местное самоуправление, и на городского голову. Это всё – изменения, которые мы делаем в то время, когда мы могли делать улучшения. Это нас отвлекает. Нельзя город остановить, сделать изменения и дальше продолжить жить. Мы фактически ремонтируем и улучшаем корабль в то время, когда он плывёт. Я думаю, что николаевцы могут рассчитывать на то, что в ближайшее время мы установим эти правила и начнём по ним менять город.
– Первый вопрос связан с тем, что всё чаще и громче звучит, в том числе и в СМИ, мнение о вашей некомпетентности. Активность проявляют потенциальные конкуренты, которые якобы готовы взять на себя ответственность за город…
– Я думаю, что эти конкуренты могли взять на себя ответственность за город десятилетия назад, будучи депутатами городского совета, депутатами Верховной Рады, будучи известными в городе людьми. Но они палец о палец не ударили, чтобы изменить правила работы в городе. Не надо пенять на бюджеты, децентрализацию. Правила работы. Правила работы исполнительной власти, правила принятия решений, правила прохождения по депутатским комиссиям и так далее. Критиканы всегда были, есть и будут. По поводу компетенции городского головы я считаю, что каждый имеет право на своё мнение. При этом городской голова не является экспертом во всех сферах.
Есть команда людей, которые работают, которые дают результат. Я думаю, что к концу первой каденции нам будет, чем похвалиться. Сенкевич не будет городским головой, который снова на следующих выборах будет обещать что-то. Я буду тем городским головой, который будет отчитываться о сделанном и о планах на будущее, исходя из уже сделанного. Все должно быть стратегически распланировано. Когда мне говорят о вопросах принятия Стратегии города Николаева, я думаю, что она действительно вырисуется года через 3-4, потому что вы видите, как быстро меняется всё у нас в стране, как меняется приоритетность, как меняется законодательство. Это непростой процесс. Львов, насколько мне известно, десять лет шёл к тому, чтобы выработать стратегию, и то, они её сейчас меняют.
– Во Львове есть источник доходов в виде туризма…
– У нас есть источник в виде портов, который пока что нам не сильно даёт, но там люди работают, что уже хорошо. Кроме того, у нас есть завод «Зоря-Машпроект», за который у меня есть гордость, там работают люди, которые, на самом деле, кормят город Николаев.
– Вам не поступали предложения в будущем отказаться от кресла мэра в обмен на поход в Верховную Раду?
– Я не буду загадывать на будущее, потому что никто не знает, что будет завтра. Я могу сказать о том, что было, и о том, что есть сейчас. Из того, что было обещано, что было проговорено, из того, что я думаю сейчас, я себя вижу на позиции Николаевского городского головы. Тот объем работы, который я запланировал в городе, определен рамками не мене двух сроков, то есть, не менее 10 лет. Меня не интересует ни губернаторство, ни работа депутатом Верховной Рады, никакие другие чины. Меня интересует работа с моим любимым городом Николаевом. Меня с ним много чего связывает: здесь похоронена моя мать, здесь родились мои дети, и хотел бы, чтобы они здесь жили. Я хотел бы здесь сделать город, пригодный для жизни, безопасный. Но сделать это за год, за два или за каденцию вряд ли удастся, поэтому есть большие планы, и нужно просто работать, пахать.
– Есть выражение, что «короля делает свита». Многие претензии к вам связаны именно с проколами подчинённых и политических соратников, с которыми вы шли на выборы. Вы какие-то выводы для себя делаете по поводу этих людей? Возможны, уже приняли какие-то решения?
– У каждого человека, которого я назначаю, есть возможность показать себя. У меня есть возможность изучить его прошлое, его резюме, его достижения, но нельзя предсказать его будущее, никто не может предсказать будущее. Таких людей я беру на работу, если они справляются, то они продолжают работать в моей команде. Если они не справляются, тогда мы с этими людьми прощаемся. С кем-то прощаемся в хороших отношениях, когда я говорю, что я недоволен работой этого человека, и он говорит, что уйдет. С кем-то прощаемся плохо, когда я говорю: «Я недоволен вашей работой и прошу вас сложить полномочия», а человек говорит: «Я не хочу складывать, я считаю, что я работаю хорошо, это вы плохой начальник». В любом случае, люди, которые находятся у меня в команде, я не могу сказать, что они у меня навечно, эти люди могут меняться в зависимости от того, как они будут выполнять поставленные задачи.
Основная компетенция мэра должна быть не в том, чтобы разбираться, чем очищается вода, а в принятии решений. Решения готовятся специалистами и экспертами в определенных сферах. А оценку этим решениям будут давать избиратели на выборах.
– Давайте по персоналиям. Например, директор ЖКП «Пивдень»…
– Хочу обозначить, что у нас существуют открытые конкурсы, причём все кандидаты, которые принимают участие в них, проходят профильные депутатские комиссии. Профильные депутатские комиссии обычно рекомендуют городскому голове принять на работу того или иного кандидата. Предыдущие мои выборы ни разу не совпадали с рекомендациями комиссии, и я обычно выбирал того человека, которого комиссия мне не рекомендовала. В случае с директором ЖКП «Пивдень» мне было трудно принять решение, там было два человека, и оба они мне не показались достойными этой должности, и я выбрал того, кого мне посоветовала депутатская комиссия. Видите, к чему это привело?
– Сейчас они рекомендовали вам его уволить…
– Значит, я послушаюсь этой рекомендации.
– А как оцениваете работу Агентства развития города Николаева, к которому также есть достаточно претензий?
– На данном этапе Агентство развития города Николаева заложило очень мощный фундамент для будущих проектов, которые выстрелят в ближайшие год-два-три. Они написали проекты, они привлекают финансирование. Такого инструмента, как коммунальное учреждение Агентство развития, до этого не было. Потому сравнить с тем, как она работала до Сенкевича, невозможно. Как я говорил, мы формируем новые правила, и Агентство является одним из инструментов, который также нужно отладить. Всё в жизни требует отладки.
– Вы даете им карт-бланш?
– Конечно. Я думаю, всё будет в порядке. В чём основной вопрос к ним? В том, что большинство проектов невозможно пощупать. Вот фонарь стоит, он светит. Его видно? Видно. А вот проведён обучающий семинар, который должен менять понимание людей в архитектуре и так далее. Его можно пощупать? Нельзя. Но измененное сознание николаевцев или их части – это ощутимый результат, который иногда намного важнее, чем тот же столб, потому столб могут завтра согнуть и сломать, а с сознанием человека это сделать труднее.
– А как вам идея прекратить финансирование АРГН из бюджета города?
– Я отношусь к этому негативно, потому что в ближайшее время мы покажем кое-какие результаты. В частности, Агентство работает над получением кредита Европейского банка реконструкции и развития для покупки транспорта. И я думаю, что когда николаевцы увидят новый транспорт на улицах, они оценят работу Агентства развития, как лоббистов, которые занимаются работой с европейскими банковскими институтами.
– Как вы расцениваете недавние скандалы с депутатом Апанасенко? Между ним и вами некоторые ставят знак равенства, что он чуть ли не назначает людей на должности.
– Кто такой Апанасенко для обычного николаевца? Каждый раз, когда я слышу, что кто-то даёт мне людей, чтобы я их назначал, у меня это вызывает только смех. Я самостоятельная фигура и могу принимать решения самостоятельно и нести за них ответственность также самостоятельно. Поэтому для николаевцев, которые ждут от меня решений, я эти решения принимаю.
– Какие у вас сейчас взаимоотношения с депутатским корпусом горсовета?
– О результатах совместной работы депутатского корпуса с городским головой можно судить по процессу принятия решений, прохождению сессий, принятию бюджета, по работе депутатов и городского головы на комиссиях. В основном, когда я прихожу попросить депутатов о каком-то решении, которое я считаю важным для города, весь депутатский корпус меня поддерживает, не зависимо от фракционности и политических убеждений. И хотя я говорю, что городской голова больше должен быть хозяйственником, чем политиком, но без политики никуда, потому что у нас сегодня в депутатском корпусе 26 людей, которые официально находятся в оппозиции. Плюс 9 «нашекраевцев», которые также находятся в оппозиции. Фактически я также не являюсь представителем пропрезидентской партии БПП для того, чтобы иметь от них поддержку. На сегодняшний день я считаю, что у нас есть какое-то общее видение развития города, где-то оно совпадает, где-то оно может быть разбежным, но пока я не вижу серьезных разночтений в этом понимании.
– Можно ли сказать, что сейчас есть коалиция «Самопомичи» и «Оппозиционного блока», которые часто демонстрируют синхронное голосование?
– Я уже говорил об этом не один раз. Каждая партия идёт на выборы с какой-то программой. Если эти направления этих программ совпадают с направлениями работы исполнительной власти, то нет никаких коалиционных договорённостей, а есть ситуативное большинство сегодня. Понятно, что чаще всего фракция ВО «Самопомич» поддерживает мои решения, потому что я с ними делюсь, поясняю стратегическое видение. Понятно, что у фракции «Оппозиционного блока» была своя программа, с которой они шли, поэтому логично, что им эту программу нужно реализовывать, в том числе вместе с исполнительной властью. Поэтому появился заместитель городского головы Омельчук. В этом смысле нужно говорить о политике. Однако «Оппозиционный блок» также проголосовал за секретаря городского совета от БПП. Но целью любых договорённостей должны быть интересы города и горожан, а не интересы определённых граждан, которые видят себя во власти. И то, что в прошлом году бюджет фактически был принят почти в мае, говорит о том, что депутаты сейчас сделали выводы, пошли на политические уступки, чтобы на этот раз принять бюджет вовремя, чтобы работа пошла нормально.
– Можно сказать, что это ситуативное большинство оплачено должностями для представителей ОппоБлока?
– Если бы было не 26, а 11, если бы было десять фракций, тогда была бы другая ситуация. Это не оплачено, это – договорённость.
– А ещё какие-то назначенцы из ОппоБлока будут?
– Я пока не планирую никого назначать. На сегодня у нас есть неукомплектованные структурные подразделения, но я думаю, что вряд ли кто-то из депутатов захочет пойти работать специалистом в какие-то управления или департаменты. Хотя наличие в управлении спорта депутата Мандзюк для меня является важным фактором. Человек, который постоянно критиковал работу управления спорта, сейчас имеет возможность поработать там и доказать, что можно лучше, либо осознать, что лучше нельзя, и стоит таким темпом по чуть-чуть «выруливать» ситуацию.
– Недавно на сессию облсовета глава ОГА выносил вопрос о признании России страной-агрессором. Можно ли ожидать этого же от вас?
– У меня есть чёткая позиция. На сегодняшний день на территории Украины идут военные действия. Есть убитые, есть раненные, есть беженцы, есть военнопленные. С кем мы воюем? Мы воюем с военным контингентом, который постоянно пополняется за счёт людей, которые, скорее всего, пересекают границу из Российской Федерации. Есть простая математика. Количество ежедневно выпускаемых снарядов уже давно перевалило за цифру снарядов, находившихся на оккупированных территориях. Следовательно, количество снарядов постоянно увеличивается. Откуда они поступают? Из единственного места – из Российской Федерации. Отсюда я могу сделать логический вывод, что на сегодняшний день военные действия, которые происходят на территории суверенного государства Украина, происходят из-за вмешательства со стороны России. Более того, Россия аннексировала Автономную Республику Крым. Здесь не нужно никаких доказательств. Весь мир признал это аннексией. То есть, страна-сосед является агрессором. И если горожане скажут, что нужно признать это на сессии городского совета, то я готов это делать.
– Как вы думаете, горсовет поддержит подобный проект решения?
– Я думаю, что горсовет проголосует. Мы пока не обсуждали данный вопрос с главами фракций. Если губернатор выйдет к нам с такой инициативой и предложит горсовету, мы проведём этот вопрос по процедуре и вынесем его в сессионный зал.
– Кстати, какие отношения у вас сложились с нынешним главой ОГА Алексеем Савченко? Можете сравнить их с отношениями с его предшественником Вадимом Мериковым?
– На сегодняшний день сотрудничество с губернатором Алексеем Юрьевичем Савченко у нас является плодотворным, рабочим, конструктивным. Он понимает меня. Конечно, он – человек с позицией, потому пытается до меня эту позицию донести, но отпускает и не давит. Поэтому я расцениваю эти отношения, как деловые и рабочие. С предыдущим губернатором, к моему сожалению, таких отношений у нас не было.
– Спасибо за интервью.
Подготовил Дмитрий Шварц