Самой громкой сделкой 2015 года на банковском рынке могла стать покупка Альфа-Групп UniCreditBank. О том, что стороны ведут переговоры, стало известно еще летом 2015-го. В июле генеральный директор UniCredit Group Федерико Гидзони заявил о переговорах с Альфа-Групп. Окончательно ударить по рукам стороны планировали до конца 2015 года. Но из-за трудностей проведения аудита двух банков и сложной структуры сделки переговоры затянулись.
Альфа-Групп подписала соглашение о покупке UniCreditBank только на этой неделе. По условиям соглашения итальянская UniCredit Group получит 9,9% акций холдинга ABH Holdings S.A. (ABHH) со штаб-квартирой в Люксембурге взамен на 100% своей украинской дочки.
UniCredit Group купила Укрсоцбанк у Виктора Пинчука в 2007 году за $2,2 млрд (5,6 капитала). Это была крупнейшая сделка в украинском банковском секторе. В 2005-ом Raiffeisen Bank International заплатила за банк Аваль за $1,05 млрд.
Стороны не раскрывают сумму сделки. “Называть какую-то одну цифру некорректно, так как в ней заложена масса условий и ковенант. Плюс на нее накладывается масса опционов на покупку и продажу, которые могут вылиться в более тесное сотрудничество групп”, – сказал в интервью ЛІГА.net президент Альфа-Банка Александр Луканов. Bank Austria, входящий в группу UniCredit и курирующий украинский актив, оценивал UniCreditBank в $0,7-1 млрд, но готов был идти на большой дисконт.
Пока стратегия дальнейшего развития банков не утверждена. “Есть разные идеи – от создания двух банков с разной специализацией до объединения или реструктуризации двух финансовых учреждений с последующей продажей одного из них”, – сказал Луканов.
2015 год сложно назвать урожайным на сделки M&A на банковском рынке. Их можно посчитать на пальцах одной руки. Покупались в основном маленькие и неплатежеспособные банки. ЛІГА.net проанализировала, кто и что покупал на банковском рынке в 2015 году.
Спасение утопающего: NCH-Астра Банк
В мае 2015 года американский фонд NCH, которому принадлежит один из крупнейших агрохолдингов в Украине, купил неплатежеспособный Астра Банк. НБУ ввел временную администрацию в Астра Банк 20 марта 2015-ого. Официально новым собственником банка стала компания Agro Holdings (Ukraine) Limited, дочерняя компания инвестиционного фонда, управляемого NCH Capital.
NCH вел переговоры о покупке банка с 2014 года еще с его прежним владельцем, Николаем Лагуном. Но в процессе переговоров в банк была введена временная администрация, после чего американцам пришлось договариваться с Фондом гарантирования вкладов физических лиц (Фондом). “Мы высоко ценим оперативность и компетентность команд НБУ и Фонда гарантирования, задействованных в подготовке этой беспрецедентной для рынка Украины сделки, а также профессиональную организацию ими всего процесса купли-продажи “Астра Банка”, – так летом отзывался о работе с украинскими чиновниками директор по развитию бизнеса NCH Advisors Ukraine Inc. Виталий Иванченко.
Это сделка стала первой по покупке неплатежеспособного банка в Украине. Впрочем, на тот момент Астра Банк сложно было назвать банком. Все его активы были выведены в Дельта Банк. На балансе было 10 млн грн. Скорее, американцы покупали лицензию. За нее NCH заплатил 92,1 млн грн и еще 127 млн грн внес для рекапитализации.
По словам Иванченко, в дальнейшем банк намерен предоставлять финансирование украинским товаропроизводителям.
На момент ввода временной администрации Астра Банк занимал 151 место в рейтинге НБУ.
Банк для кондитера: Авраменко – Банк Траст
В сентябре 2015-ого украинский бизнесмен, владелец одной из крупнейших кондитерских компаний АВК Владимир Авраменко купил 72% акций Банка Траст у граждан Российской Федерации Ильи Юрова и Николая Фетисова. На данный момент 28% банка принадлежат одному из предыдущих собственников, россиянину Сергею Беляеву.
“Хорошие банки сейчас не продаются, купили банковскую лицензию с командой. Банк приобретался с целью развивать услуги компании EasyPay (система электронных платежей, которая принадлежит Авраменко – ред.). Это будет розничный банк”, – рассказал ЛІГА.net Авраменко. Уже сейчас банк активно предлагает партнерские программы с EasyPay.
По словам Авраменко, сейчас проходит аудит банка. По его результатам, возможно, будут проведены кадровые перестановки.
На момент сделки Банк Траст занимал 90 место в рейтинге НБУ.
Наращивают присутствие: ProCredit Holding-Прокредитбанк
В то время, когда европейские банки пытаются избавится от своих украинских активов, германский ProCredit Holding наоборот увеличил свою долю в ПроКредит Банке. В марте ProCredit Holding выкупил 15,2% акций банка, принадлежащих ЕБРР. Таким образом, немцы сконцентрировали почти 61% акций ПроКредит Банка. “Это рыночная сделка, довольно крупная”, – говорит экс-директор департамента регистрации и лицензирования НБУ, депутат Киевсовета Леонид Антоненко. Еще одним акционером банка с долей чуть больше 30% остается KfW.
“Выход ЕБРР из состава акционеров ПроКредит Банка был запланирован еще во время создания банка в Украине и отвечает инвестиционной политике ЕБРР”, – сообщил агентству Интерфакс-Украина председатель правления ПроКредит Банка Виктор Пономаренко.
Сразу после сделки ПроКредит Банк увеличил уставной капитал на 40% (121 млн грн) с целью дальнейшего развития кредитования малого и среднего бизнеса, агропроизводителей в Украине.
На момент сделки ПроКредит Банк занимал 40-е место в рейтинге НБУ.
Нерешенная проблема: Primestar Energy – Укргазпромбанк
В августе 2015-ого арабская компания Primestar Energy купила неплатежеспособный Укргазпромбанк. Временную администрацию в банк НБУ ввел в апреле 2015-ого.
“Национальный банк 5 августа 2015 года согласовал Primestar Energy FZE приобретение существенного участия в ПАО “Укргазпромбанк”. Единственный акционер Primestar Energy FZE – гражданин Индии и резидент ОАЭ Хамид Сьед Салахуддин станет единственным конечным владельцем банка”, – отмечалось в сообщении НБУ.
Но уже через месяц НБУ решил ликвидировать Укргазпромбанк. 14 сентября НБУ принял постановление №602 об отзыве банковской лицензии и ликвидации Укргазпромбанка, так как в течение месяца новые акционеры не смогли привести показатели платежеспособности банка в надлежащее состояние.
Впрочем, новые собственники не согласны с действиями регулятора и оспаривают его решение в суде. В октябре Хозяйственный суд Киева запретил НБУ ликвидировать Укргазпромбанк. “Запретить Фонду гарантирования вкладов физических лиц и Национальному банку Украины принимать решение о ликвидации ПАО “Укргазпромбанк” и/или отзыве его банковской лицензии”, – указано в определении суда от 14 сентября по иску Primestar Energy FZE (ОАЭ).
На данный момент, по данным ФГВФЛ, Украгзапромбанк находиться на этапе ликвидации, и фонд проводит выплаты вкладчикам банка.
На момент введения временной администрации Укргазпромбанк занимал 81 место в рейтинге НБУ.
Украинский след: Стецюк – Омега банк
Летом 2015-ого украинский бизнесмен, акционер группы компаний UBG Александр Стецюк купил неплатежеспособный Омега банк, ранее принадлежавший Николаю Лагуну, за 32 млн грн. Фонд гарантирования вкладов ввел временную администрацию в Омега Банк в марте 2015-ого.
В июне НБУ согласовал приобретение существенного участия в переходном банке на базе Омега Банка компании “Украинская бизнес группа” (UBG), акционером которой является Александр Стецюк. До 2011 года акционером UBG также выступал Руслан Демчак, который сейчас является депутатом Верховной Рады и заместителем главы комитета Верховной Рады по вопросам финансовой политики и банковской деятельности.
“Мы планировали выход на банковский рынок с 2014 года. За это время просмотрели не один банк. В Фонде гарантирования вкладов физических лиц получили статус квалифицированного инвестора и финально рассматривали три банка: Астра банк, Кредитпромбанк и Омега банк. Остановились на последнем”, – рассказал ЛІГА.net Стецюк.
Более подробно о том, почему был выбран именно этот банк, Стецюк не говорит. Но, скорее всего, новых акционеров заинтересовали некоторые активы банка, в частности, право требования по кредиту, залогом по которому выступает столичная гостиница «Лыбидь». “Когда делалась оценка Омега Банка, на его балансе не было гостиницы «Лыбидь». Было право требования. Я не знаю, как собственники РВС поставили на баланс этот актив. Хотя этот банк под большим вопросом”, – сказал в октябре в ходе пресс-конференции директор-распорядитель Фонда гарантирования вкладов физических лиц Константин Ворушулин.
После покупки был проведен ребрендинг. Банк переименовали в РВС Банк. Новым акционерам удалось вывести банк на прибыльную работу. По итогам трех кварталов 2015 года банк стал вторым по доходности, заработав 260 млн грн. “В результате работы нашей команды юристов ряд залоговых объектов по кредитам удалось поставить на баланс банка. Мы добились сворачивания проблемных кредитов. Отсюда и второй в Украине результат по прибыли”, – объясняет успехи Стецюк.
Согласно новой стратегии, РВС Банк не будет работать в розничном бизнесе. По словам Стецюка, финучреждение сконцентрируется на обслуживании корпоративного сектора, преимущественно представителей крупного и среднего бизнеса из стратегических отраслей экономики Украины (сельское хозяйство и пищевая промышленность, логистика, фармацевтика).
Это второй банковский актив UBG. Ранее группа владела Эрдэ Банком, который обанкротился в 2012 году.
На момент введения временной администрации Омега Банк занимал 102-ое место в рейтинге НБУ.
Источник: UA-Banker