Уважаемые читатели, предлагаем вам интервью с народным депутатом Украины Андреем Вадатурским, который является руководителем областной партийной организации партии «Блока Петра Порошенко «Солидарность».
В первой части интервью речь шла в основном о политике – как на уровне государства, так и о местной, николаевской.
– Андрей Алексеевич, начнём с политического блока вопросов. Как вы на данный момент оцениваете действия Кабинета Министров и лично Арсения Яценюка на посту премьер-министра? Не кажется ли вам, что пришла пора изменить конфигурацию правительства либо его полностью обновить?
– Год назад мы дали кредит доверия правительству. В принципе, я считаю, что этот кредит не был оправдан. Было очень много надежд на то, что что-то изменится. Дали им шанс, проголосовали. Я не голосовал за программу правительства, потому что на самом деле программы не было. Я надеялся на то, что в течение нескольких месяцев всё-таки будет сделана эта программа. Сегодня самая большая проблема в стране заключается в том, что у нас нет стратегии, у нас нет системы, мы движемся непонятно куда. И такая «вишенка на торте» – это принятие бюджета. Опять делаем то же самое, что делали год назад. Ничего не изменилось. Вот мы приняли бюджет. А кто-то может сказать, что мы через год или два-три станем жить лучше, потому мы должны сделать это, это и это? Сегодня мы просто шарахаемся из стороны в сторону.
Весь политический бомонд страны, все, кто участвуют в принятии решений, занимаются всем, кроме экономики и выработки стратегии, которая нам действительно нужна. Очень много тратится сил и энергии, людских ресурсов, но КПД чуть выше нуля. Вот это проблема.
Поэтому я считаю, что при всех плюсах, которые есть у Яценюка – он очень эрудированный человек, он грамотный человек, я не знаю, кто его может сегодня действительно заменить на посту премьер-министра – но проблема в том, что он не даёт направления, он не вырабатывает стратегию, он не направляет страну в определённое русло.
В целом, я считаю, что премьер-министр должен быть не политическим человеком, не связанным с партиями, не имеющим своих политических проектов, который придёт и сможет сказать: «Вот это нужно сделать, вот это я сделаю к январю, вот это сделаю к июлю, а вот это – к декабрю», который сделает план и будет работать.
А сейчас у нас вопрос с Кабинетом Министров заполитизирован. Мы не занимаемся экономикой, а занимаемся политикой, занимаемся «договорняками», «решением вопросов», попыткам объединить людей, достичь каких-то компромиссов, удовлетворить различные партии. Это больше политика, чем экономика. А нам сейчас нужно заниматься экономикой, реформами. А политика компромиссов очень серьёзно сдерживает. Мы опять потеряем год как минимум.
– Создаётся впечатление, что коалиция в парламенте держится исключительно на том, что Яценюк и его команда будут находиться в своих креслах в Кабмине. Вы как народный депутат можете сказать, какая атмосфера царит в парламенте? Какова вероятность того, что коалиция всё-таки развалится, а Украина получит внеочередные парламентские выборы весной 2016 года?
– Я считаю неправильным, когда «Народный фронт» пугает тем, что если уйдёт Яценюк, они выйдут из коалиции, и будут объявлены выборы. Нужно запомнить, что это прежде всего не армия Яценюка, это люди, которые дали обязательства и должны не Яценюку, а должны народу. Прежде всего мы должны обеспечить экономику, а не кресла. Поэтому нужно сделать всё, чтобы выполнить эти задачи.
Если нужно будет идти на перевыборы, то это не вопрос. Я считаю, что это «страшилки», которые рассказывают. Ничего страшного в этом нет. Нужно, чтобы парламент и правительство отвечали требованиям времени. Если они не отвечают – нужно менять. Нужно менять, пока мы не найдём эффективного менеджера. Я считаю, что за все годы независимости Украины был единственный настоящий менеджер, который не ставил какие-то политические амбиции во главу угла. Это – Ехануров. Это – идеальный премьер-министр, который не пиарился, а занимался реформами и экономикой. Нам нужен такой менеджер, который сможет это сделать.
Выборы – пожалуйста. Весной – значит весной. Осенью – значит осенью. Мы смотрим, как правительство нарушает закон, потом смотрим, как парламент нарушает закон… Вот мы проголосовали за бюджет – за это должно быть стыдно. Я думаю, что потом люди начнут признавать эту ошибку, но будет поздно. Мы просто потеряем время.
– У вас уже несколько раз прозвучала фраза о потере времени. А вы лично не разочаровались в политике? Ведь даже имея мандат народного депутата, ничего не удалось кардинально изменить?
–Конечно, разочарование есть. Но нужно понимать, что этот парламент переходный. Мы шли сразу после Революции достоинства для того, чтобы что-то изменить. Но очень сложно что-то изменить за полгода, за год. На самом деле, не так много людей, которые пришли, чтобы что-то изменить. У нас нет критической массы ни в парламенте, ни в правительстве для того, чтобы что-то изменить. Приходится заниматься тем, что я ненавижу всеми фибрами души. Это – кулуарность и «решательство вопросов». Занимаются не экономикой, а решением вопросов, ставят своих людей, влиют на кого-то. Идёт борьба за центры влияния. В итоге, повлияв на ситуацию, стараются на этом заработать. Это – дорога в никуда.
С одной стороны, разочарование есть, но всё равно нужно что-то делать, нужно держать удар. Я другого выхода не вижу. Я не сожалею о том, что принял такое решение. И хотя разочарование есть, я не считаю, что нужно уходить, уезжать и бежать, а нужно продолжать бороться. Я как раз за то, чтобы выборы были чаще, потому что только через выборы, через обновление общества мы сможем добиться того, что появится критическая масса тех людей, которые смогли бы вытянуть Украину из болота, поднять её со дна.
– А как вы думаете, в обществе появился запрос на политиков, которые реально могут что-то изменить? Ведь люди продолжают голосовать в основном за популистов.
– Есть золотая фраза, что у народа такое правительство, которое он заслуживает. Приведу пример недавних местных выборов. Вот Николаев, город корабелов. У нас каждый второй каким-то образом был связан с судостроением. И сегодня только один работающий судостроительный завод – «НИБУЛОН». Я долго уговаривал руководителя баллотироваться в горсовет, потому что руководителям предприятий нужно принимать участие в политической и общественной жизни города, быть представителем корабелов. Он никогда не был в политических партиях, не занимался политикой, начинал карьеру с обычного рабочего на заводе «Океан» и стал руководителем предприятия. Толковый специалист, никакого негатива вокруг него нет, потому обидно, что за таких не голосуют и таких не выбирают. Что, нам такие люди не нужны? Кто тогда будет принимать решения даже на местном уровне?
Парламент и правительство – это зеркало общества. Действительно, какой у нас парламент, такое у нас и общество. Со всеми клоунами, со всеми лоббистами, со всеми «решалами». Есть люди, которые действительно хотят что-то изменить, но их единицы. Но некоторые избиратели будут голосовать, потому что им сделали лавку во дворе либо гречку дали..
Я считаю, что за два года в парламенте можно показать, на что ты способен. Два года достаточно. И потом можно спросить.
С другой стороны, когда я строил партию в Николаевской области, я столкнулся с кадровым голодом. У нас не так много людей, которые готовы заниматься этими вопросами, потому что это, на самом деле, достаточно большой труд и ответственность. Не хотят заниматься политикой, говорят, что это грязное дело. Поэтому тут палка о двух концах.
– А какой-то свет в конце тоннеля вы видите, или это будет продолжаться бесконечно?
– Вот смотрите. Я не голосовал за бюджет, потому что там не соблюдена процедура. Там одно нарушение на другом. Ладно, проголосовали за бюджет со всеми нарушениями, удовлетворили все «хотелки» влиятельных политических сил, структур, понаходили компромиссы. Теперь нужно забыть о популизме, ограничить законопроекты и работу в парламенте, сделать один день аграрный, один день посвятить малому предпринимательству, один день – изменениям в Налоговом кодексе. И в таком режиме нужно отработать вместе с правительством стратегию, нужно четко выработать, что мы хотим, 10 пунктов сделать. Потом министр должен рассказать, как он это выполнит, и сможет ли он это выполнить. А вообще можно заслушать несколько кандидатов на должность министра, выбрать лучшего и таким образом выходить из ситуации, потому что мы потеряем ещё один год.
Сейчас очень печальная ситуация. Мы растим долги, проедаем деньги. Сейчас депутаты будут больше ругаться, потому что всё меньше денег можно будет делить. Раньше всем хватало, а сейчас экономика не работает. Поэтому нам нужно отбросить всё это, три месяца отработать, и тогда можно будет сказать, будет ли у нас свет в конце тоннеля или нет.
Один из вариантов нашего будущего такой. Мы просто можем свалиться на дно. Есть африканские страны, которые свалились на дно, там ничего не происходит: бартерная экономика, гиперинфляция, рабочих мест не создаётся. Это вялотекущий процесс, причём страна в таком состоянии может находиться сотни лет. Самое обидное, что за это время мы можем потерять научный и интеллектуальный потенциал, который ещё есть в Украине. У нас просто не будет образованных людей, которые помогут вывести страну из болота. Может оказаться, что придётся не только делать реформы в каких-то отраслях, но даже учить детей писать. Ну, это я наверное сильно сгустил краски, но когда посещаешь школу, в которой 15 или 30 детей учится, то понимаешь, какие люди выходят после этой школы. В городах ситуация получше, но когда смотришь, что Николаевская область занимает 5 место по рейтингу, страшно становится.
– Перейдём к Николаевской области. После недавних местных выборов Юрий Луценко обещал провести кадровую «чистку» в ряде региональных парторганизациях БПП. В том числе и в Николаевской области. Вы, как руководитель областной парторганизации, можете сейчас рассказать, как идёт этот процесс? Делается ли что-то в данном направлении?
– Была запущена такая информация, что у нас был провал по выборам, а я хочу назвать несколько цифр. В начале сентября, причем рейтинги составлялись не только партией БПП, у нас было две цифры: в городе Николаеве у нас было 5-6% поддержки, а в области – 10-12%. При этом делались социологические срезы и Администрацией Президента. Менее чем за два месяца мы удвоили результат. К сожалению, у нас предвыборная кампания началась 1 октября, а сентябрь был потрачен на решение внутрипартийных вопросов. Поэтому, с одной стороны, запустили такую «утку», что что-то провалено. Да не провалено. Мы нормально отработали в тех условиях, в том числе, благодаря тем людям, которые смогли что-то сделать, благодаря авторитету тех людей, которые боролись. С учётом того протестного настроения, которое есть в обществе, я считаю, что выборы у нас прошли хорошо, и по области мы выполнили то задание, которое перед нами ставилось.
Если кто-то ожидал, что кого-то поругают и выгонят, то это «хотелки» жареных новостей, потому что у нас любят писать об этих вещах, у нас любят интриги.
Относительно кадровых изменений. У нас сейчас по области проходят отчетно-выборные конференции по каждому району, обсуждается ряд вопросов, в том числе и кадровые, даётся оценка. В самом начале, когда я формировал партию, я всегда говорил, что выборы – это экзамен, поэтому руководитель партии должен выставить также свою кандидатуру, и это нормальный процесс, потому что люди должны давать оценку. Областную конференцию, я думаю, мы проведём либо в конце января, либо в феврале.
Возможно, в руководстве 2-3 районных ячеек будут изменения. Мы должны перевернуть страницу и дать оценку «орговикам», руководителям партии, чтобы продолжать дальше работать и заниматься строительством партии. Это нормальный процесс.
У нас мало говорят об этом, но в бюджете на 2016 год заложено 390 миллионов гривен на содержание политических партий. Я думаю, что это одно из немногих серьёзных изменений в политической жизни. То есть, появляется шанс, что партии перестанут зависеть от олигархов, от бизнесменов, от местечковых баронов, потому что на эти деньги можно прожить, и это даст людям возможность строить свою политическую карьеру в партиях. То есть, они могут зарабатывать, но при этом иметь свою точку зрения и не быть ни «кнопкодавами, ни «штыками», ни «своими людьми». Мы должны создать партии, которые могли бы чувствовать настроения общества и которые смогли бы представлять общество и быть силой и работать командой, потому что одному человеку невозможно что-то изменить.
– Продолжая тему «уток». В связи с недавним исключением вас из межфракционного объединения «Николаевщина» в парламенте и колкостей в некоторых СМИ создаётся впечатление, что вас попросту хотят «подвинуть» с кресла руководителя областной парторганизации БПП.
– Я никогда не думал строить политическую карьеру в какой-то партии, меня попросил лично Президент создать партию в Николаевской области и возглавить её. Моей задачей было создание политической силы, которой можно было бы гордиться. Я много и часто людям говорил, что буду рад, если нам удастся вырасти в нормальных политиков, поэтому моя задача заключается в том, чтобы помочь на местах построить партию и создать платформу, на которой люди могут себя проявить.
С другой стороны, мы столкнулись с противодействием тех политиков, которые бы хотели на это (строительство партии – прим.) влиять. Например, «Народный фронт» не пошёл на местные выборы, поэтому их задачей было, если можно так сказать, «распихать» своих людей в разные политические силы и пытаться влиять. У нас есть ряд нардепов, которые не принимают самостоятельно решения, это несамостоятельные люди, это люди, которые связаны и, как они говорят, подчиняются губернатору Мерикову.
Я вижу партийное строительство по-другому: давать возможность проявить инициативу людям на местах, чтобы они принимали решения и доводили его наверх, а не просто сверху вниз спускалось указание, чтобы они пришли и нажали на кнопку. Разный концептуальный подход, разная идеология и видение, как это должно происходить. Здесь мы столкнулись с тем, что люди, которые уже пришли во власть исполнительную и законодательную, хотели контролировать тех, кто никогда не был во власти, и навязать им свои правила игры. Здесь столкнулись разные политические интересы, потому была и критика, и политическая конкуренция, и попытки влияния, и мешали, и надеялись на то, что будут провалы. Очень много чего было сделано. Поэтому те, кто знает, в каких условиях прошла наша избирательная кампания, скажут, что мы сделали всё возможное в тех условиях, в которых мы оказались. Причём, не благодаря админресурсу или помощи какой-то – мы были в оппозиции к этому всему, и нам мешали. И поэтому остался такой конфликт.
Мне даже в лицо говорили: «Ты хочешь заниматься партией? Занимайся, только ты нам одолжи эту партию на время выборов. Мы поставим туда людей, заведём своих, а ты потом будешь ходить на субботники и будешь этим заниматься». Очень много депутатов, которые уже прошли (в различные советы – прим.), их просили подписать документы, что они шли по округу такого-то народного депутата, и что они обязаны ему поддержкой. Попытки рейдерства были, попытки влияния, борьба старой системы с новой, которую мы хотели построить и частично построили.
– Но выборы закончились, а политические игры продолжаются…
– На самом деле, кадровые выводы нигде не сделали на высоком уровне. Во-вторых, у меня лично к нему (Мерикову, – прим.ред.) никаких претензий нет, как к человеку. Но я ему неоднократно высказывал в лицо проблемы, которые есть. Основная проблема заключается в том, что он не занимается областью, не занимается экономикой Николаевской области. И он об этом знает. Мы несколько раз на эту тему говорили. Я не шёл в политику, чтобы подстраиваться под чьё-то мнение или решать какие-то вопросы, поэтому как политик я неудобен. Я высказываю свою точку зрения. Естественно, это мало кому нравится. Гораздо проще тихо заниматься тем, чем занимаются все вокруг, и решать свои вопросы. Я им, может быть, мешаю. Я надеюсь, что я им мешаю. Здесь политическая конкуренция есть, но он знает об ошибках, о которых я высказывался.
– Когда вы говорите о кадровых выводах, что имеется в виду? Что нужно менять руководителя области?
– Это – парафия Президента. Поэтому, как он примет решение – так и будет.
– А вы давали какие-то сигналы?
– Я написал отчёт о выборах, написал своё видение проблем, написал то, что нужно сделать для поднятия рейтинга Президента на местах. И вы увидели реакцию – исключение меня из символической группы «Николаевщина.
– Вопрос, который связан с децентрализацией. Одним из пунктов реформы называлась ликвидация облгосадминистраций с последующим созданием префектур. Если эта должность будет выборной, как предполагается, будете ли вы претендовать на неё в будущем?
– Сейчас рано об этом говорить. Я поддержал децентрализацию, потому что верю – это то, что может вывести Украину из депрессии, потому что один человек не может управлять всей страной. У нас слишком много проблем, поэтому нам нужно передать проблемы и инструменты их решения на места, чтобы у нас была нормальная конкуренция. Навёл порядок в районе – пожалуйста, становись руководителем области. Навёл порядок в области – баллотируйся на президента. И тогда у нас будет нормальная конкуренция, и мы будем выбирать не потому, что красивый или много обещает, а потому что он на самом деле что-то сделал. Я считаю, что это должен быть естественный процесс. Я ожидал, что мы проголосуем за изменения в Конституцию до конца года, но по какой-то причине этого не сделали. Там нужно написал много законов, потому сейчас говорить о том, что «хочешь или не хочешь» преждевременно. Нужно понимать, какие будут обязанности, и какие будут инструменты у этих людей, которые будут на местах руководить. Можно много чего сделать – были бы возможности. А попасть в систему и тянуть на себе негатив, не имея при этом возможности что-то изменить, извините, я не думаю, что это кому-то понравится. Я дорожу своей репутацией и не завидую сегодняшнему губернатору, который мало чего может сделать. Нужно давать как можно больше инструментов на места, а потом требовать.
– То есть, вы бы не заняли место председателя Николаевской ОГА, если бы вам предложили эту должность? Кстати, а предлагали?
– Нет, не предлагали. Даже если предложат. Не думаю, что буду спекулировать сейчас. Пока не предлагали. Я считаю, что должен быть последовательным в своих решениях. Меня выбрали на 130-м округе – я должен довести это дело до конца, должен показать, что может сделать народный депутат. Я вижу много таких людей: там поработал, там поработал, там ничего не сделал, там ничего не сделал. Когда им задаёшь вопрос, у них есть объяснение, но результата нет. Нужно быть последовательным и показать, что ты что-то сделал на каком-то округе. Поэтому моя задача – довести все обещания, которые я давал людям на округе, до конца, а дальше – будем смотреть.
Дмитрий Шварц.
(Продолжение следует).